Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

На россиянах поставят очередной эксперимент

Федеральный Центр развяжет муниципалитетам руки при определении тарифов ЖКХ

Вполне возможно, что нынешние темпы роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), достигающие по некоторым позициям десятков процентов в год, в скором времени покажутся россиянам вполне умеренными и обоснованными. Более того, не исключено, что жители отдельных городов и муниципальных образований будут о них мечтать. Вчера глава Минрегиона Виктор Басаргин заявил о том, что федеральные власти, которые сейчас ограничивают верхнюю планку ежегодного роста коммунальных тарифов, намерены провести эксперимент по передаче тарифного регулирования ЖКХ на уровень муниципалитетов. Эксперты считают, что в случае реализации этого предложения высокий уровень коррупции на местах может привести к еще более резкому, чем сейчас, росту цен в этой социально значимой отрасли.

«Есть проблемы, связанные с тарифным регулированием, и одно из решений – провести ряд экспериментов по передаче функций тарифного регулирования на уровень муниципальных образований», – заявил вчера Басаргин. При этом министр обусловил проведение эксперимента рядом условий. По его словам, участвующие в нем муниципальные образования должны будут разработать комплексный план развития коммунальной инфраструктуры, создать у себя независимый орган по выработке тарифной политики, а также иметь квалифицированные кадры.

При этом Басаргин не пояснил, планируется ли сохранить для муниципалитетов какие-нибудь ограничения на рост тарифов. В Минрегионразвития также вчера не смогли сообщить подробности готовящегося эксперимента, оставив запрос «НГ» без ответа.

Не исключено, что испытывающие проблемы с реформированием ЖКХ федеральные власти решили переложить с себя на муниципалитеты ответственность за непопулярный среди населения ежегодный рост цен на коммунальные услуги. Косвенно о таких планах может говорить выступление Басаргина на прошедшем в середине марта Всероссийском форуме ЖКХ. «Мы понимаем, что есть инфляционная и инвестиционная составляющие в каждом тарифе, поэтому заморозить тарифы и не давать развиваться системе водоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения просто нельзя, – отметил министр. – В любом случае возможно либо централизованное финансирование инвестиционной составляющей тарифа, либо ее финансирование перекладывается на население, поскольку кто-то должен оплачивать развитие сетей и коммунальной составляющей, в том числе тепло- и энергоснабжения».

Кризис и связанные с ним дефицит федерального бюджета и быстрое истощение Резервного фонда, судя по всему, делают невозможным масштабные инвестиции в сферу ЖКХ со стороны федерального Центра. А от непопулярных решений лучше дистанцироваться, передав их принятие на места.

Между тем пока не совсем ясно, насколько именно будут расширены права муниципалитетов в определении тарифов и будут ли сняты существующие предельные ограничения на их рост, которые сейчас ежегодно устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). К примеру, в этом году ФСТ установила потолок роста цен на электроэнергию для населения в 25%, на газ – на 5% каждый квартал, на холодное водоснабжение и водоотведение – на 23%. Выше этого порога цены повышаться не могут, а ниже могут устанавливаться по решению субъектов Федерации – по энерго- и теплоснабжению, и муниципальных властей – по водоснабжению, водоотведению, утилизации твердых бытовых отходов и т.д.

Эксперты пока довольно осторожны в оценках инициативы Басаргина, поскольку на главный вопрос – будут ли сняты существующие ограничения на увеличение тарифов – пока официального ответа нет.

 

«По уму муниципалитеты как раз и должны решать эти вопросы, поскольку имеют дело с локальными монополиями, и децентрализация – совершенно естественный шаг. А если бы им еще и денег подкинули из федерального Центра, то вообще все было бы замечательно, – отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Но при условии, что сохраняются предельные ограничения роста тарифов, которые устанавливает ФСТ. Их отмена будет равна политическому убийству».

Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер считает, что возможны два эффекта: «Если региональное руководство грамотно и некоррупционно, то оно при новых полномочиях может даже снизить тарифы, выведя на чистую воду многочисленных посредников в этой сфере. Но реальность такова, что в большинстве случаев эффект будет обратным – сговоры, непрозрачность при распределении функций поставщиков услуг и т.д.».

В то же время эксперт Института экономики города Дмитрий Хомченко уверен, что тарифный потолок отменен не будет и передача тарифного ценообразования муниципалитетам угрозы населению не несет, так же как и риск коррупции. «Органы местного самоуправления гораздо ближе к народу, чем те же губернаторы, и мэр города в преддверии выборов сто раз подумает, прежде чем повышать тарифы», – считает эксперт.

Отметим, что многие муниципалитеты испытывали большие проблемы с наполняемостью своих бюджетов и в лучшие времена. Федеральный Центр давно проводит политику перераспределения большей части налогов в свою пользу в ущерб интересам регионов и муниципалитетов. Последние, чтобы не срывать социальные обязательства, вынуждены ежегодно выпрашивать дотации и субвенции в Москве. В условиях кризиса эта проблема может обостриться, так что рассчитывать на то, что местные власти повсеместно возьмут на себя расходы на модернизацию ЖКХ не стоит. Нельзя также сбрасывать со счетов и сложившуюся во многих муниципалитетах практику, когда коммунальные услуги ЖЭКам и ДЕЗам перепродают структуры, во главе которых стоят друзья и родственники местных чиновников. В такой ситуации муниципальные руководители вполне могут пожертвовать при определении тарифов ЖКХ интересами простых граждан.
 

Дата публикации: 14 апреля 2009
Источник: Независимая газета
Автор: Сергей Куликов, Мирослав Лиманский