Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь
ЖСК №69 по ул. Подлесная, д.11а существует с 1989 года. Политику энергосбережения мы начали 5 лет назад.
Сегодня, анализируя опыт работы членов Правления и Рабочих групп, мы можем сделать вывод о том, что энергосбережение - это не только технические мероприятия. Это и работа с экспертами, как по выбору технических решений, так и по защите интересов перед энергоснабжающими организациями, это поиск внутренних ресурсов экономии, мотивация собственников, выбор подрядчиков, обеспечивающих качественное проведение работ и многое другое.
Всю работу по энергосбережению мы проводим, в основном, за счет собственных ресурсов. При этом мы стараемся, вести ее так, чтобы результаты этой работы были видны жителям дома через изменение качества жизни в доме. Поэтому направляем сэкономленные средства не только на энергосбережение, но и на ремонтные и благоустроительные работы.
Работа по энергосбережению нужна не сама по себе, а для того, чтобы использовать собственные ресурсы более эффективно!
Перед общим собранием, на котором должны быть приняты решения, мы раздаем каждому собственнику отчеты о проделанной работе, члены Правления обходят квартиры и объясняют необходимость принятия тех или иных решений. Поэтому на собрание собственники приходят уже подготовленными и им легче принять решения. Необходимость экономии ресурсов понимают практически все, поэтому на собраниях, в основном, определяется очередность тех или иных мероприятий.
Первым шагом на этом пути была установка общедомовых счетчиков на тепло и воду. Это позволило нам сэкономить до 35% средств, ранее затрачиваемых на оплату подаваемой теплоэнергии. За счет этой экономии мы смогли заменить лежанки горячей и холодной воды, трубы циркуляции, провести ремонт подъездов и благоустройство территории: огородить ее, установить шлагбаум, организовать парковочные места для машин, оборудовать освещение. (Первоочередность решения этих задач была вызвана тем, что на территорию возле нашего дома начали ставить металлические гаражи, она превратилась в «забегаловку» для маргинальных личностей со всей округи.)
На следующем этапе мы через суд добились от теплоснабжающей организации выдачи нам платежных документов с раздельным указанием количества стоимости тепловой энергии на отопление и ГВС. Теперь мы просматриваем почасовые распечатки и выделяем в них количество гигакалорий, поданных с отклонением от качества (т. е. ниже 45 градусов Цельсия). После этого отправляем в теплоснабжающую организацию соответствующее письмо с требованием снять с количества поставленной нам тепловой энергии, количество теплоэнергии, поставленной с отклонением от качества. Для нас это актуально, поскольку в нашем доме, практически, отсутствует циркуляция в результате нарушения ее на линии домов, идущей от ЦТП к нашему дому. В некоторые месяцы экономия достигает 18% от предъявленного количества.
Следующим этапом работы по энергосбережению стала модернизация общедомового счетчика. Этому предшествовала работа с экспертами – консультантами, которые предлагали варианты решения проблемы отсутствия циркуляции в доме и замены устаревшего оборудования. В общедомовом счетчике расходомеры были заменены на электромагнитные, поскольку качество воды оставляет желать лучшего и предыдущие расходомеры приходилось, во – первых, достаточно часто очищать (что также требует расходов), во – вторых, срок их поверки подходил к концу и никто не гарантировал, что погрешность показаний после поверки будет сведена к нулю. Кроме того, был подготовлен проект установки ИТП с системой регуляции.
После этого мы провели ревизию сантехнического оборудования во всем доме и установили внутриквартирные счетчики на воду во всех квартирах. И в первый же месяц обнаружили, что потребление воды упало вдвое.
Одновременно установили в коридорах перед квартирами энергосберегающие устройства со звуковым управлением, позволяющие экономить электроэнергию, и двухтарифные общедомовые счетчики электроэнергии. Это позволило снизить затраты на электроэнергию на 10-15%.
Работу с подрядчиками на проведение работ мы строили по – разному, но при этом всегда проводили мониторинг предложений по каждому виду работ. В качестве отборочных критериев принимали не только дешевизну, а рассматривали также: срок гарантии на работы, рекомендации предыдущих работодателей, экспертные оценки предложенных материалов и приборов, предложения по рассрочке платежей, возможности в подготовке технической документации и проведения согласований с ресурсными организациями и т.д. В итоге останавливались на варианте оптимального соотношения цены и качества предложенных работ.
Теперь мы планируем провести ремонт межпанельных швов, замену окон в подъездах на стеклопакеты и утепление входных тамбуров в подъездах.
Кроме того, мы планируем дальнейшие шаги по принуждению теплоснабжающей организации к восстановлению циркуляции на линии, ведущей к нашему дому. Таким образом, мы сможем добиться еще большей экономии по расходованию горячей воды.
Параллельно мы в 2010 году приняли участие в организации общественных работ, заключив договор с администрацией района и Центром занятости, благодаря чему смогли привести в порядок стены дома: покрасить их, провести подготовительные работы по озеленению территории, сделать стоянку для велосипедов.
Важной составляющей работы членов Правления ЖСК №69 и Рабочих групп является обращение к экспертам – при определении стратегии движения, выборе того или иного решения. Это позволяет сократить время на его поиски, найти более эффективное вариант и, следовательно, в итоге сократить расход ресурсов, поскольку, как правило, более надежные и качественные решения выглядят сначала более затратными.
Так, например, когда 5 лет назад мы поставили тепловой счетчик, его выбрали без предварительных консультаций и, как оказалось, не самый лучший. Хотя это позволило экономить до 35% средств на тепловую энергию, мы могли бы сэкономить больше и жить с большим комфортом, если бы сразу ставили приборы регуляции тепла.
Поиск экспертов начинается с обозначения проблемы.
К поиску специалистов необходимой квалификации привлекаются и члены Правления, и собственники, обозначающие ту или иную проблему во время приемов председателя Правления или на общем собрании.
Проводится опрос специалистов, работающих в области решения проблемы.
Делаем запрос экспертам и консультантам в Пермскую Школу жилищного просвещения, в общественную организацию Фонд «Гражданская позиция», занимающуюся проблемами просвещения взрослого населения.
Обращаемся к председателям Правлений других ТСЖ, ЖСК, ЖК, а также Пермский клуб «Большая 10-ка». Знакомимся с их опытом решения проблемы, выслушиваем рекомендации.
Ищем советы от экспертов федерального уровня в периодической печати и Интернете.
Еще один из каналов получения информации о способах решения проблем в других регионах – рассылка Ассоциации НКО по содействию развитию ТСЖ и ЖСК.
Одна из проблем нашего ЖСК – отсутствие циркуляции горячей воды в нашем доме, поскольку он является почти тупиковым и управляющая компания, обслуживающая дома на линии, ведущей от ЦТП к нашему дому, практически всю циркуляцию в этих домах – нарушила.
Теплоснабжающая организация не предпринимала никаких действий по улучшению ситуации до тех пор, пока мы просто писали письма и ставили их в известность о том, что такая проблема существует.
В Пермской Школе жилищного просвещения, мы познакомились с высокопрофессиональным специалистом и независимым экспертом Васениным Михаилом Николаевичем.
Вместе с ним наметили план действий. Для начала по его запросу предоставили необходимую информацию:
Просмотрев документы и сделав расчеты, эксперт предложил несколько вариантов решения проблемы.
Следуя его рекомендациям, мы с членами Правления и Рабочей группы добились определенных успехов.
Сейчас, по необходимости Васенин М.Н. приезжает к нам на территорию ЖСК, чтобы прояснить необходимые детали ситуации. О действиях, которые мы осуществляем, мы регулярно сообщаем эксперту, чтобы при необходимости внести коррективы в план.
Одновременно мы пригласили юристов, имеющих опыт решения таких дел, и вышли в суд с требованием к теплоподающей организации о раздельной выдаче нам платежных документов с раздельным указанием количества стоимости тепловой энергии на отопление и ГВС. Кроме того, мы провели работы по модернизации счетчиков, замене труб циркуляции.
Каждый раз, когда мы проводим какое-либо мероприятие по улучшению коммуникаций внутри дома, мы пишем в теплоснабжающую организацию письмо с требованием улучшить ситуацию с циркуляцией на линии домов, идущей к нашему дому. К нам приходят представители Пермской сетевой компании, мы составляем акт с замерами температуры и давления воды на входе в дом. Таким образом, мы фиксируем нашу работу по решению проблемы отсутствия циркуляции в нашем доме и снова требуем от монополистов решения проблемы.
После того, как мы выиграли в суде и добились от Пермской сетевой компании выдачи справок о раздельном количестве тепла, мы начали выделять в почасовых распечатках количество энергии в горячей воде, поданное с отклонением от качества (ниже 45 градусов Цельсия). Ежемесячно мы пишем письмо в ПСК с требованием снять с количества поставленной нам тепловой энергии количество тепловой энергии, поставленной с отклонением от качества. Экономия в некоторые месяцы достигает 18%. И каждый раз указываем на то, что это проблема существуем уже давно, но комплекса мер по ее решению со стороны теплоснабжающей организации не предпринимается.
Таким образом, мы добились того, что Пермская сетевая компания заменила трубы трассы, идущей от нашего дома до предыдущего от ЦТП. Правда, нам пришлось в довесок к нашему ежемесячному письму добавить еще одно – «пугательное», когда мы узнали, что сначала в ПСК отменили решение о замене этой трубы. Мы сообщили, что вынуждены будем обратиться в прокуратуру и жилищную инспекцию с документами, подтверждающими отсутствие действий по решению проблемы со стороны ПСК. Трубу сразу же заменили, ситуация с водой несколько улучшилась, но проблема решена не полностью. Поэтому мы продолжаем эту регулярную переписку с монополистами.
В то же время, когда мы работали с ПСК, мы провели ревизию сантехнического оборудования во всем доме и установили внутриквартирные счетчики на воду во всех квартирах, чтобы снизить затраты на прокачивание воды внутри дома. Расход воды упал вдвое.
Некоторые жильцы, качавшие воду по 2-3 часа, начали возмущаться, что их начисления по воде увеличились. Мы предложили жильцам дома провести замеры температуры воды в течение недели и подготовить заявления в адрес ЖСК с просьбой нормализовать ситуацию с водой.
Теперь мы планируем акцию по предоставлению этих обращений в ПСК, прокуратуру и жилищную инспекцию.
Мы подготовили проект установки ИТП с системой регуляции, планируем провести ремонт межпанельных швов, замену окон в подъездах на стеклопакеты и утепление входных тамбуров в подъездах.
Это – мероприятия по плану, намеченному вместе с экспертами.
Вот еще некоторые примеры обращения к экспертам и консультантам.
В случае с затоплением нашей территории в результате аварии на сетях ООО «Новогор – Прикамья», обращение к экспертам Центра независимых экспертиз позволило «простимулировать» «новогоровцев» на действия по устранению последствий аварии в более полном объеме, чем они первоначально это сделали.
Полный пакет документов для организации жизнедеятельности ЖСК (правила, договоры, инструкции, положения и т.д.), которые активно используются в повседневной работе, мы получили от члена Пермского Клуба председателей Правлений ТСЖ «Большая 10-ка», председателя Правления ТСЖ «Лесной» Макаренко Владимира Алексеевича. В данном ТСЖ делопроизводство находится на уровне, которому позавидует любая государственная или хорошая коммерческая организация.
Рассматривая возможность вступления в федеральную Программу капитального ремонта дома, мы обратились к консультанту Соболевой Наталии Юрьевне, управляющей тремя многоквартирными домами. С ее помощью мы смогли проанализировать ситуацию: просчитали общий объем ремонтных работ, соразмерили свои возможности и приняли вместе с собственниками приемлемое для нас решение.
Практика показала, что обращение к экспертам, консультантам экономит массу времени и сил, а самое главное – значительно увеличивает эффективность наших действий.
Фактически, мы работаем в нескольких направлениях: в первом - ограничиваем аппетиты теплоподающей организации через установку общедомовых счетчиков, организацию судебной и претензионной работы, во - втором - ввели режим экономии внутри дома за счет установки энергосберегающих устройств и внутриквартирных счетчиков, в третьем – ищем дополнительные ресурсы через работу с подрядчиками и программы, предлагаемые администрацией города.
Надеемся, что и на следующем собрании нам удастся убедить наших жильцов продолжить эту работу дальше.
Елена Владимировна Плешкова,
Председатель Правления ЖСК № 69
614097, г. Пермь, ул. Подлесная, д. 11а. кв.16 телефон 3422 93 92 19 (8 902 47 19 219)
e-mail: artis@perm.raid.ru