Место (адрес):
г. Москва, зал заседаний ОП
24 июля 2008 года в Общественной палате РФ в рамках заседания Комиссии по МСУ и жилищной политике состоялись общественные слушания на тему «Роль общественных организаций в противодействии рейдерству в ходе жилищной реформы»
Рейдеры начали осваивать новую для себя область: жилищно-коммунальное хозяйство. Уже выявлено несколько типичных схем, наиболее часто используемых рейдерами. Представители организаций собственников жилья рассказали о конкретных случаях противоправных действий в ходе круглого стола «Роль общественных организаций в противодействии рейдерству в ходе реформы ЖКХ», который прошел 24 июля по инициативе Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике при участии Фонда «Новая Евразия», Ассоциации НКО в поддержку и развитие ТСЖ и ЖСК и Сети Школ жилищного просвещения.
«Представители общественных объединений уже стали достаточно юридически грамотными, чтобы поддерживать высокий уровень диалога. Теперь нам придется проделать долгий путь, который уже освоили обманутые дольщики, чтобы донести до власти наши потребности и добиться внесения необходимых поправок в законодательство», - подчеркнул заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике
Олег Алексеев, открывая работу круглого стола.
По его мнению, в целом проблему можно разделить на две части: первая касается объема собственности, которая согласно действующему законодательству, в частности Жилищному кодексу РФ, должна принадлежать в равных долях всем жильцам дома. Согласно Жилищному кодексу, собственники помещений владеют в равной доле подвалами, чердаками, придомовой территорией. Кроме того, в общую «казну» должны поступать деньги от размещения рекламы на поверхностях здания. На практике нежилые помещения зачастую распродаются муниципальными властями вопреки букве закона, а оформление собственности на землю занимает много времени и редко обходится без судов.
Вторая часть проблемы — это захват управления домом компаниями, которые в дальнейшем значительно повышают плату за коммунальные платежи и начинают «доить» жильцов дома. «Речь идет не о “быстром”, а “медленном” отъеме денег у жильцов. Но отъеме очень существенном», - считает член Общественной палаты
Владислав Гриб.
Председатель Комиссии по региональному развитию
Вячеслав Глазычев связал рост количества домов, управляемых самими жителями с распределением денег Фонда содействия реформе ЖКХ, ведь они направляются только на ремонт жилого фонда перед полной передачей его на баланс собственников помещений. И хотя речь идет о значительных суммах, причем любой россиянин имеет возможность их получить для обустройства своей жизни, пока что в Фонд заявки были поданы только от 13 регионов.
Председатель ЖСК-10 города Перми Татьяна Лунева рассказала историю их борьбы. Пятиэтажка 60-х годов постройки находится в центре города и обладает внушительной придомовой территорией, на которой можно построить ещё один многоквартирный дом. На оформление земли в собственность у жильцов ушло два года, не обошлось и без судов. Но к моменту появления уже приватизированной земли объявились и коммерсанты, которые предложили свою «помощь» в реконструкции дома в обмен на право застройки земли. После отказа в доме вдруг прошло общее собрание жильцов, о котором, правда, никто из жильцов дома ничего не знал. В итоге в доме образовалось двоевластие, и какая из сторон в итоге завладеет лакомым куском земли, остается неясным.
Захват управления домами зачастую начинается с нарушения прав жильцов на выбор способа управления. В промежуток между сдачей дома и выбором жильцами способа управления управляющая компания назначается по решению местного муниципалитета. Как правило, компании, которые выбирает мэрия, оказываются аффилированны с застройщиком, а сменить их в дальнейшем стоит значительных усилий. Проблемы держатся на нескольких «столпах»: неинформированности и незнания законов и своих прав самими жильцами, заинтересованности органов власти, которые зачастую стоят не на стороне жильцов, позиция судов.
Участники круглого стола приняли решение о создании в Общественной палате рабочей группы для проведения мониторинга рейдерства в сфере ЖКХ и подготовке предложений по противодействию захватам, создать в Интернете площадку, на которой будет аккумулироваться информация о случаях рейдерства и методах борьбы с ним. Обобщенная информация о случаях рейдерства и статистика по регионам должна стать предметом для обсуждения на заседании Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике, а принятые по итогам рекомендации будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти.
(При подготовке использованы материалы Общественной Палаты)