Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» усложнил жизнь управляющим компаниям, ТСЖ и собственникам жилья

Опубликованный 1 мая 2009 года Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» добавил забот как проверяющим инстанциям, так и собственникам жилья.

Кроме того, по мнению последних, он создал еще один Эльдорадо для коррупционеров в виде отчислений за разработку деклараций пожарной безопасности.

В июле 2008 года, когда закон был принят парламентом и подписан президентом, он казался прогрессивным и позиционировался как панацея от неразберихи в сфере пожарной безопасности. Кроме пояснений, кого и в каких случаях проверять, он установил меру ответственности владельцев помещений и проверяющих органов.
С приближением даты 1 мая 2010 года, когда составленные декларации пожарной безопасности, включающие расчет пожарных рисков, должны быть представлены, собственники зданий осознали, что задачи, поставленные законом, в столь краткие сроки практически невыполнимы.

По словам президента АНО «Ростовская областная ассоциация ТСЖ» Вольдемаром Михайловым, из ФЗ-123 не ясно, является ли ТСЖ собственником объекта или лицом, «уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями», на которых согласно п. 4 ст.4 этого закона возложена ответственность «за принятие мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона». При этом г-н Михайлов ссылается на п.1 статьи 161 Жилищного кодекса, который указывает на то, что таковым лицом ТСЖ не является.

Председатели ТСЖ и собственники зданий справедливо опасаются брать на себя разработку деклараций. П.4 ст.64 ФЗ-123 угрожает ответственностью «за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации» - теперь уже лицу, владеющему «объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности».

Законодатель не спешит с исправлением возникающих противоречий, а первого мая этого года Управления пожарной безопасности республик, областей и краев начнут проверку домов и наложение штрафов за несвоевременную сдачу деклараций.

Вариант с самостоятельной разработкой документа не рассматривается, так как большинство председателей и собственников жилья не разбираются в вопросах расчета пожарных рисков. Согласно техническому регламенту, заниматься этим могут организации, аккредитованные при МЧС. Проверить эти фирмы на профессионализм и дать экспертизу подготовленным ими декларациям собственники не смогут. Обязанности уполномоченных организаций ФЗ формулирует так (п.1 ст. 64 ФЗ-123): «1) оценка пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара)». Услуга расчета пожарных рисков не бесплатна, но ее стоимость ФЗ не регулирует.

- Мне предлагали разработать декларацию для ТСЖ со всеми расчетами за 65, 6 тыс.руб. при площади дома до 1500 кв. м., - рассказывает В. Михайлов. – В 36-квартирной «свечке» это получится 1819 руб. 40 коп. с квартиры.
Если учесть, что только в Ростове-на-Дону, по данным на 2009 год, зарегистрировано 967 домов под управлением ТСЖ, общая стоимость услуг только для них по самым скромным подсчетам составит более 63 млн. руб. Откуда брать такие суммы, вопрос нерешенный, тем более что для зданий, площадь которых составляет более 1500 кв.м., стоимость подготовки декларации увеличивается. Остается открытым вопрос и по кругу зданий, которым этот документ необходим. Формированием списков собственников пожарное управление не занимается.

Комментарий специалиста:
Исполнительный директор Ассоциации НКО по содействию развитию ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисова:
Данный аспект серьезным образом изучен экспертами Ассоциации ТСЖ и ЖСК, которые пришли к следующему мнению. На основании ст. 64. Требования к пожарной декларации ФЗ №123 «Технический регламент» сделан вывод, что декларация пожарной безопасности составляется: а) для проектируемых и вводимых в эксплуатацию зданий, для которых требуется проведение государственной экспертизы проектной документации (здания, выше двух этажей и пр.), б) для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.

При этом для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего ФЗ, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу. Из логики данной статьи следует, что это относится к эксплуатируемым зданиям класса Ф.1.1.

В статье 32. Дана классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности:
1. Здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:
1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:
а) Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;
б) Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
в) Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
Соответственно, для зданий класса Ф1.3. (многоквартирные дома) необходимость составления декларации имеет место при проектировании и сдаче в эксплуатацию.

Таким образом, вопрос: требуется ли в обязательном порядке до 1 мая 2010 года подать декларацию о противопожарной безопасности жилого здания (многоквартирного дома) имеет однозначный ответ: не требуется.

Однако следует особым образом обратить внимание на Главу 19. означенного ФЗ: «Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений», в которой изложен объемный перечень требований к системам противопожарной безопасности объектов, включая жилые здания, пожарная безопасность которых обеспечивается не только наличием таких систем, но и обеспечением государственного пожарного надзора (ст.144 ФЗ-123)

Таким образом, отсутствие необходимости представления (в обязательном порядке) декларации о противопожарной безопасности не снимает ответственности с собственников помещений многоквартирного дома, а также лица, ответственного за управление и содержание общего имущества, обеспечивать требования к составу и функциональным характеристикам систем пожарной безопасности. И не исключена такая ситуация, что визит инспектора, осуществляющего пожарный надзор, явит нам обширное предписание к выполнению целого ряда необходимых мероприятий, предусмотренных и данным ФЗ, и другими законами и нормативными актами.

В целях единообразного понимания ФЗ-123 в отношении обязательности представления декларации о пожарной безопасности управляющими организациями, осуществляющими функции по управлению многоквартирными домами (включая ТСЖ и ЖСК), Ассоциации ТСЖ и ЖСК направит официальный запрос в МЧС Российской Федерации. Ответ министерства будет опубликован на сайте Ассоциации www.tsg-rf.ru.