ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЖК РФ, касающихся деятельности УО, ТСЖ, ЖСК (июнь – июль) 2014 г.
Госдума на своём последнем заседании перед каникулами приняла ряд очень неоднозначных законов, вносящих очередные существенные изменения в Жилищный кодекс РФ. Таких законом меньше, чем за месяц (с 28.06 по 21.07.2014) принято шесть, и три из них непосредственно связаны с осуществлением деятельности по управлению МКД, реализацией все трёх способов управления: непосредственное, ТСЖ/ЖСК, УО:
Представим федеральные законы парами
В соответствии со ст. 2 федерального закона № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ»
«1) ГИС ЖКХ (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством;
2) субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе;
3) пользователи информации - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе»...
100% функционирование системы должно быть обеспечено к 1 января 2017 г.
Учитывая неоднократные нарушения сроков реализации других федеральных законов, требующих столь тесного взаимодействия всех поставщиков информации, которые до сих пор не поставляют в доступном виде информацию о себе в других системах, можно предположить о последующих неоднократных перенесениях сроков.
Относительно изменений в ЖК РФ федеральным законом № 263-ФЗ в связи с внедрением ГИС можно сказать о нескольких «блоках»
Первый блок относится к введению дополнений в действующие статьи и введению новых статей: позволяющих применить электронное оповещение (с использованием телекоммуникационной сети Интернет, электронной почты), проведение общих собраний собственников помещений в МКД, ТСЖ, ЖК/ЖСК, в заочной форме, подведение итогов голосования, протоколирование результатов, доведение результатов до участников собраний, собственников, нанимателей, арендаторов помещений в МКД, хранение документации собраний. Соответствующие изменения и дополнения внесены в ст. 44 (дополнена компетенция ОСС в принятии решений об использовании ГИС при проведении собраний), дополнительно введены статьи 47.1 (ОСС в МКД в форме заочного голосования с использованием системы).
Внесены изменения и дополнения, касающиеся возможных изменений устава кооператива, где может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в ЖК/ЖСК, с учетом функций указанных систем. (ст. 113) и проведением ОС ЖК/ЖСК в заочной форме голосования с применением системы по аналогии с ОСС (ст.117).
Аналогичные дополнения внесены и в статьи о деятельности ТСЖ: в уставах ТСЖ может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учетом функций указанных систем. возможных изменениях (ст. 135) и организации и проведения ОС ТСЖ с использованием системы по аналогии с ОСС (ст. 146).
С изменениями в уставы, связанными с применением системы при проведении общих собраний – высшего органа управления, главного источника управленческих решений, с моей точки зрения, лучше не спешить по следующим обстоятельствам:
1) при использовании очной формы проведения собрания с письменным голосованием, и, главное, заочной формы с использованием системы и отсутствии указаний на это в уставе, можно сослаться на действующее законодательство;
2) в уставах ЖК/ЖСК и ТСЖ должно быть положение о том, что в компетенцию ОС ЖСК/ТСЖ входит утверждение внутренних документов этих юридических лиц, предусмотренных ЖК РФ, уставом «корпоративной некоммерческой организации». Путь изменения внутренних документов (положений, инструкций и т.д.) более гибкий и менее затратный, чем изменение устава;
3) уставы ТСЖ, ЖК/ЖСК всё равно придётся менять в связи с изменениями ГК РФ относительно основ деятельности юридических лиц – корпоративных некоммерческих организаций. ЖК РФ пока никак не отреагировал на эти изменения, так что нас ждёт очередной блок поправок, методических разработок. Эти поправки в уставы можно будет провести бесплатно под «флагом изменений в ГК РФ».
Следующий блок изменений и дополнений в ЖК РФ связан с организацией платежей за содержание и ремонт, оказываемые коммунальные услуги с использованием ГИС (системы), других систем: размещение в системе платёжных документов, всей исходной информации для начисления платежей, внесение платежей, состояние расчётов (ч.2 ст. 155)
Раздел VIII. «Управление многоквартирными домами» ( статьи 161, 162, 164, 165) дополнен сведениями, уже известными из постановления ПП РФ № 731 «Об утверждения стандарта раскрытии информации…» (ч.2 ст. 161);
«Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»
Введена ч. 10.1. в ст.161 Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Договор управления, все сведения о поставляемых ресурсах, их качестве, параметрах, нормативные правовые акты, устанавливающие тарифы и нормативы на оказываемые коммунальные услуги, должны быть размещёны в системе.
Ещё один информационный блок поправок связан с Разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»: раскрытие сведений о региональной программе капитального ремонта (ст. 169) и контроль за формированием фонда капитального ремонта (ст. 172) в системе.
Т.к. наполнение системы связано с предоставлением информации, связанной с персональными данными пользователей системы – физических лиц и коммерческой тайной юридических лиц, вопросы надёжности системы, защиты данных от постороннего вмешательства приобретают первостепенное значение и должны быть очень хорошо проработаны, согласованны с собственниками помещений в МКД, закреплены решениями собраний, распорядительными документами участвующих в обмене юридических лиц, в том числе документами ТСЖ, ЖСК/ЖК.
Главные изменения, внесённые Федеральным законом от 28.06. № 200-ФЗ, касаются изменений в ст. 20 ЖК РФ:
1)«Уравнены в правах» ТСЖ и ЖК/ЖСК в части различных поводов для проверок. Ранее проверки касались в основном ТСЖ, их репрессировали за «липовые» ТСЖ, создание которых было спровоцировано властью (п.2 ч.5 ст. 20; п.п. 1 6)
2)Введена ч.8 ст.20
«8. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В формулировке ТСЖ/ЖК/ЖСК, созданные собственниками и членами пайщиками, и призванные по уставу защищать права своих членов перед третьими лицами, противопоставлены не членам этих организаций, что не способствует «миру и взаимопониманию» соседей, служит разжиганию конфликтов, что мы и наблюдаем ежедневно и ежечасно.
(продолжение следует)
Обзор изменений в жилищном законодательстве подготовлен:
Н.С. Лукина – председатель президиума Некоммерческого партнерства «Управдом», член экспертного совета Комитета Госдумы по ЖКХ и жилищной политике, член Общественного Совета Минстроя и ЖКХ России