Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЖК РФ (июнь – июль) 2014 г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЖК РФ, касающихся деятельности УО, ТСЖ, ЖСК (июнь – июль)  2014 г.

 

Госдума на своём последнем заседании перед каникулами приняла ряд очень неоднозначных законов, вносящих очередные существенные изменения в Жилищный кодекс РФ. Таких законом меньше, чем за месяц (с 28.06 по 21.07.2014) принято шесть,  и три из них непосредственно связаны с осуществлением деятельности по управлению МКД, реализацией все трёх способов управления: непосредственное, ТСЖ/ЖСК, УО:

Представим федеральные законы парами

1.      Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» – и  Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 года № 263-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

 

В соответствии со ст. 2 федерального закона № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ»

 

«1) ГИС ЖКХ (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством;

2) субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе;

3) пользователи информации - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе»...

 

100% функционирование системы должно быть обеспечено к 1 января 2017 г.

Учитывая неоднократные нарушения сроков реализации других федеральных законов, требующих столь тесного взаимодействия всех поставщиков информации, которые до сих пор не поставляют в доступном виде информацию о себе в других системах, можно предположить о последующих неоднократных перенесениях сроков.

 

Относительно изменений в ЖК РФ федеральным законом № 263-ФЗ в связи с внедрением ГИС можно сказать о нескольких «блоках»

Первый блок относится к введению дополнений в действующие статьи и введению новых статей:  позволяющих применить электронное оповещение (с использованием телекоммуникационной сети Интернет, электронной почты), проведение общих собраний собственников помещений в МКД, ТСЖ, ЖК/ЖСК, в заочной форме, подведение итогов голосования, протоколирование результатов, доведение результатов до участников собраний, собственников, нанимателей, арендаторов помещений в МКД, хранение документации собраний. Соответствующие изменения и дополнения внесены в ст. 44 (дополнена компетенция ОСС в принятии решений об использовании ГИС при проведении собраний), дополнительно введены статьи 47.1 (ОСС в МКД в форме заочного голосования с использованием системы).

Внесены изменения и дополнения, касающиеся возможных изменений устава кооператива, где может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в ЖК/ЖСК, с учетом функций указанных систем. (ст. 113) и проведением ОС ЖК/ЖСК в заочной форме голосования с применением системы по аналогии с ОСС (ст.117).

Аналогичные дополнения внесены и в статьи о деятельности ТСЖ: в уставах ТСЖ может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учетом функций указанных систем. возможных изменениях (ст. 135) и организации и проведения ОС ТСЖ с использованием системы по аналогии с ОСС (ст. 146).

 

С изменениями в  уставы, связанными с применением системы при проведении  общих собраний – высшего органа управления, главного источника управленческих решений, с моей точки зрения, лучше не спешить по следующим обстоятельствам:

1) при использовании очной формы проведения собрания с письменным голосованием, и, главное, заочной формы с использованием системы и отсутствии указаний на это в уставе, можно сослаться на действующее законодательство;

2) в уставах ЖК/ЖСК и ТСЖ должно быть положение о том, что в компетенцию ОС  ЖСК/ТСЖ входит утверждение внутренних документов этих юридических лиц, предусмотренных  ЖК РФ, уставом «корпоративной некоммерческой организации». Путь изменения внутренних документов (положений, инструкций и т.д.) более гибкий и менее затратный, чем изменение устава;

3) уставы ТСЖ, ЖК/ЖСК всё равно придётся менять в связи с изменениями ГК РФ относительно основ деятельности юридических лиц – корпоративных некоммерческих организаций. ЖК РФ пока никак не отреагировал на эти изменения, так что нас ждёт очередной блок поправок, методических разработок. Эти поправки в уставы можно будет провести бесплатно под «флагом изменений в ГК РФ».

 

Следующий блок изменений и дополнений в ЖК РФ связан с организацией платежей за содержание и ремонт, оказываемые коммунальные услуги с использованием ГИС (системы), других систем: размещение в системе платёжных документов, всей исходной информации для начисления платежей, внесение платежей, состояние расчётов (ч.2 ст. 155)

Раздел VIII. «Управление многоквартирными домами» ( статьи 161, 162, 164, 165) дополнен сведениями, уже известными из постановления ПП РФ № 731 «Об утверждения стандарта раскрытии информации…» (ч.2 ст. 161);

«Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»

Введена ч. 10.1. в ст.161 Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Договор управления, все сведения о поставляемых ресурсах, их качестве, параметрах, нормативные правовые акты, устанавливающие тарифы и нормативы на оказываемые коммунальные услуги, должны быть размещёны в системе.

 

Ещё один информационный блок поправок связан с Разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»: раскрытие сведений о региональной программе капитального ремонта (ст. 169) и контроль за формированием фонда капитального ремонта (ст. 172) в системе.

Т.к. наполнение системы связано с предоставлением информации, связанной с персональными данными пользователей системы – физических лиц и коммерческой тайной юридических лиц, вопросы надёжности системы, защиты данных от постороннего вмешательства приобретают первостепенное значение и должны быть очень хорошо проработаны, согласованны с собственниками помещений в МКД, закреплены решениями собраний, распорядительными документами участвующих в обмене юридических лиц, в том числе документами ТСЖ,  ЖСК/ЖК.

 

2. Следующая пара: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»  –   и Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Главные изменения, внесённые Федеральным законом от 28.06. № 200-ФЗ,  касаются изменений в ст. 20 ЖК РФ:

1)«Уравнены в правах» ТСЖ и ЖК/ЖСК в части различных поводов для проверок. Ранее проверки касались в основном ТСЖ, их репрессировали за «липовые» ТСЖ, создание которых было спровоцировано властью (п.2 ч.5 ст. 20; п.п. 1 6)

2)Введена ч.8 ст.20

«8. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В формулировке ТСЖ/ЖК/ЖСК, созданные собственниками и членами пайщиками, и призванные по уставу защищать права своих членов перед третьими лицами, противопоставлены не членам этих организаций, что не способствует «миру и взаимопониманию» соседей, служит разжиганию конфликтов, что мы и наблюдаем ежедневно и ежечасно.

(продолжение следует)

 

Обзор изменений в жилищном законодательстве подготовлен:

Н.С. Лукина – председатель президиума Некоммерческого партнерства «Управдом», член экспертного совета Комитета Госдумы по ЖКХ и жилищной политике, член Общественного Совета Минстроя и ЖКХ России