Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Формальные. Липовые. Фиктивные. Неактуальные. Недостоверные. Сфальсифицированные…Как только не говорят о ТСЖ сегодня

Как только не называют это массовое явление, являющееся продуктов бюрократического подхода и чиновничьего рвения. В одной только Москве из число перевалило за  10 000 !!!

Что же говорить о всей России, где желания местных администраций к получению финансирования капитальных ремонтов из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ затмило всякое желание это самое ЖКХ реформировать.

Но беда не в том, что некие «ТСЖ» возникли на бумаге. Беда в том, что формально, в силу закона и в силу Устава, на основании которых действуют эти юридические лица, якобы созданные и якобы контролируемые гражданами, эти «лица» (а вернее, лица, возглавляющие эти «ТСЖ») имеют довольно много прав. А контролировать, как эти права реализуются,  могут (и должны) только сами граждане. А больше – никто и не вправе.

Что не могло не взволновать Уполномоченного по правам человека по городу Москве А.И.Музыкантского. Поскольку в этом досточтимом городе уже каждый третий дом – Товарищество.

Письмо Мэру города Москвы Ю.М.Лужкову

 

Уважаемый Юрий Михайлович!

Ко мне поступают многочисленные обращения граждан и общественных организаций с жалобами по вопросу создания товариществ собственников жилья.

В этой связи я хотел бы просить Вас приостановить выпуск постановления Правительства Москвы «О дальнейших мерах по поддержке товариществ собственников жилья».

Этот исключительно важный для миллионов москвичей документ не обсуждался на заседании Правительства Москвы, информация о нем не поступала в СМИ, однако он прошел стадию согласования, передан в протокольный отдел Мэрии и должен быть направлен на подпись Вам.

Как следует из краткого текста документа, он выпускается «в целях создания условий для формирования заинтересованности у собственников помещений в многоквартирных домах в объединении в товарищества собственников жилья». Фактически же речь идет о продлении до 2014 года  ныне действующей городской  программы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 года № 398-ПП «О программе поддержки и развития ТСЖ, ЖК и ЖСК в городе Москве на 2007-2009 года и задании на 2010 год» (далее – постановление №398), с дополнительным бюджетным финансированием.

В соответствии с таблицей, прилагаемой к проекту постановления, за три прошедших года в городе создано 9845 ТСЖ (то есть примерно в трети многоквартирных домов города), а к концу 2014 планируется создать 21727 ТСЖ, что с учетом около 2000 ТСЖ и 2300 ЖК и ЖСК,  созданных до 2007 года, составит почти 26 тыс. жилищных объединений. Таким образом, руководство Комплекса городского хозяйства города Москвы намеревается через пять лет добиться наличия ТСЖ практически в каждом многоквартирном доме. Хотя темпы создания ТСЖ  планируется снизить,  они останутся крайне высокими. Так, за один 2014 год предполагается создать 2036 ТСЖ или примерно столько же, сколько было создано до 2007 года по инициативе частных собственников помещений за предшествующие 15 лет.

Исходно, плановые цифры по созданию ТСЖ, установленные городской программой в 2007 году, существенно превышали реальные возможности, поэтому уже на следующий год постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2009 года №219-ПП они были скорректированы в сторону уменьшения почти на четверть (примерно на 3 тыс. ТСЖ), однако и новые показатели оказались высокими для пяти префектур, поэтому в 2009 году было создано примерно на 500 ТСЖ меньше, чем планировалось.

Создание практически 10 тысяч ТСЖ за последние три года не привело ни к сокращению жалоб граждан по тематике ЖКХ, ни к сокращению потребления  коммунальных ресурсов, ни к улучшению качества проведения капитального ремонта домов, ни, наконец, к развитию рынка управления и обслуживания жилищным фондом.

Вы хорошо знаете, что я всегда был активным сторонником развития жилищного самоуправления, и приветствовал любые усилия города по поддержке ТСЖ. В распоряжении Мэра Москвы от 13.05.2002 №275-РМ «О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как инструменте реализации жилищно-коммунальной реформы в интересах населения» работа по созданию ТСЖ была названа ключевым звеном реформирования ЖКХ, поэтому от того, насколько четко и правильно она делается, зависит и успех реформы. Однако я не могу согласиться с тем, как данная работа проводится последние три года. Эта настоящая штурмовщина, сравнимая с созданием колхозов в 30-е годы прошлого века.

Выполняемая работниками районных управ и государственных учреждений инженерных служб районов (далее - ГУ ИС) городская программа создания ТСЖ идет вразрез с основополагающими принципами, которые Вы обозначили в своей программной статье «Что делать и чего не допустить», опубликованной в газете Московский комсомолец 28.12.2006 г. Нарушается принцип добровольности, навязывается единственная модель управления домами: ТСЖ – управляющая организация.

Сегодня в большинстве созданных ТСЖ председателями правлений являются работники ГУ ИС районов, причем возглавляют одновременно несколько, а порой десятки ТСЖ. При этом они не проживают в домах, которыми управляют, их не знают жители. Создавая мертворожденные юридические лица с опорой, прежде всего на долю города в жилищном фонде, за спиной основной массы частных собственников помещений дома, работники ГУ ИС районов настраивают тысячи москвичей против самой идеи создания ТСЖ.

Какая это реформа ЖКХ, когда заказчиком услуг практически является государственный работник ГУ ИС района (нередко бывший работник ДЭЗ), а исполнителем - акционерное общество со 100% государственным капиталом в лице ДЕЗ, да еще включенное в саморегулируемую организацию управляющих организаций города под руководством первого заместителя руководителя Департамента ЖКХиБ Рыбальченко М.Б. По сути это новая форма уже показавшего свою неэффективность государственного управления жилищным фондом города.

Факты грубых и многочисленных нарушений законов при создании ТСЖ по инициативе территориальных органов власти города все чаще попадают на страницы газет и программы телевидения. Только прокуратура города Москвы выдала более 100 предписаний управам районов о восстановлении нарушенных прав собственников помещений при создании ТСЖ. Лишь в одном Северо-Западном округе столицы на рассмотрении судов находится более 30 исков жителей по 103 домам о ликвидации, так называемых, «липовых» ТСЖ. Сотни жалоб москвичей рассматриваются органами власти города.

Вопрос о нарушениях при создании ТСЖ неоднократно обсуждался на круглых столах и слушаниях в Московской городской Думе, на заседаниях Общественного совета города Москвы, городских и всероссийских конференциях. Однако должной реакции на критику общественности и средств массовой информации со стороны Комплекса городского хозяйства города не последовало.

Подобной политикой наносится непоправимый ущерб самой идее жилищного самоуправления и в целом реформе ЖКХ. Подрывается авторитет органов власти города, неэффективно используются сотни миллионов рублей бюджетных средств, направляемых на выполнение программы.

Считаю целесообразным качественно изменить подход к вопросу создания ТСЖ. Руководствуясь п.8 ч. 2 ст.8 Закона города Москвы от 15.04.2009 № 6 «Об уполномоченном по правам человека в городе Москве», вношу следующие предложения:

1. Необходимо отклонить от подписания вышеуказанный проект постановления Правительства Москвы, обсудить проделанную работу на заседании Правительства Москвы и подготовить новый документ, в котором провести анализ и сделать выводы о выполнении городской программы за прошедшие три года (что отсутствует в существующем проекте). Важно не форсировать количество создаваемых ТСЖ, а сделать упор на качестве данной работы. В дальнейшем следует в первую очередь поддерживать  ТСЖ, создаваемые самими жителями, на исключительно добровольной основе, а не  путем подделки подписей за умерших или за непроживающих в доме, либо обманывая пожилых людей с целью сбора подписей, как это нередко делается сейчас работниками подрядных и управляющих организаций, районных управ и ГУ ИС районов, о чем говорится как в многочисленных письмах граждан, так и материалах СМИ.

Бюджетные средства, которые запланированы на создание ТСЖ в течение 5-ти ближайших лет, целесообразно направлять  на информационно-разъяснительную, пропагандистскую и учебную работу прежде всего с частными собственниками жилых помещений. Именно эти люди, а не представители ГУ ИС районов должны преимущественно инициировать общие собрания и входить в правления ТСЖ.

2. Целесообразно оказывать государственную поддержку созданию ТСЖ  преимущественно в домах, где более половины частных собственников помещений еще до проведения общего собрания изъявили согласие на такую форму самоорганизации жителей и сформировали инициативную группу из  собственников помещений, проживающих в доме.

3. Непосредственно перед началом голосования по вопросу создания ТСЖ инициативная группа собственников помещений должна располагать всей необходимой технической документацией на дом, расчетом сметы на содержание и ремонт дома, описанием общего имущества дома с оценкой его состояния. Причем, все эти документы должны готовиться при непосредственном участии инициативной группы жителей конкретного дома.

Жителей необходимо снабдить методикой получения официального отчета о фактической деятельности управляющей компании по выполнению договора управления домом, научить считать и свои, и бюджетные средства, направляемые на текущее содержание и ремонт домов.

 4. Следует начать работу по созданию территориальных сервисных центров по поддержке ТСЖ. Данная работа была запланирована постановлением №398, но так и не сдвинулась с места.

5. При организации ТСЖ целесообразно переходить от практики преимущественно заочного голосования на общих собраниях, когда процедура сбора, подсчета голосов и составления протоколов собраний остается закрытой для большинства собственников помещений дома, к практике очно-заочного голосования, при которой часть жителей может проголосовать заочно, передав свои решения в установленное инициаторами собрания помещение, а другая -более активная часть собственников -  может в последний день голосования собраться в данном помещении, обсудить вопросы повестки дня общего собрания и заполнить бланки своих решений.  При этом счетная комиссия в этот же день подсчитывает все голоса и составляет протокол, а присутствующие собственники помещений выполняют роль наблюдателей. Такая процедура проведения общего собрания собственников помещений делает подсчет голосов открытым для активной части жителей, что существенно снизит количество нарушений при голосовании.

6. Желательно часть бюджетных средств ежегодно направлять на проведение НИР по изучению деятельности уже созданных ТСЖ в одном административном округе. Исследованию должен подлежать как положительный, так и отрицательный опыт. Результаты такой работы помогут жителям избежать типичных ошибок и приобщиться к практике эффективной организационной, социальной и финансово-хозяйственной деятельности успешных ТСЖ, а городу более продуманно формировать свои программы в этом сложном, но исключительно важном направлении работы.

7. Желательно подготовить новый городской закон о правах собственников помещений и обязательствах перед ними подрядных организаций при проведении капитального ремонта  домов, расширив перечень прав и обязанностей, поскольку нередко капитальный ремонт в домах проходит некачественно и не стимулирует жителей к самоорганизации.

8. Целесообразно также рассмотреть вопрос о подготовке законопроекта  о программе создания и деятельности ТСЖ, поскольку она из краткосрочной превращается в среднесрочную и уже сегодня непосредственно затрагивает права и законные интересы миллионов москвичей.

А.И.Музыкантский