Фонд содействия реформированию ЖКХ будет содействовать и дальше. Дмитрий Медведев предложил продлить его существование на неопределенный срок. Институт, задуманный как временный, может стать постоянным. Ну что же — это не в первый раз.
Президент уже продлевал жизнь фонду. В начале этого года он перенес дату упразднения этой госкорпорации с 1 января 2012 г. на 1 января 2013 г. Хотя еще ранее, в 2009-2010 гг., неоднократно говорил о необходимости ликвидировать госкорпорации как класс. Подобная непоследовательность характерна и для других чиновников. Например, глава Счетной палаты Сергей Степашин не раз докладывал о нарушениях, обнаруженных в фонде. В 2009 г. Счетная палата и Генпрокуратура пришли к выводу, что руководство фонда завысило себе зарплаты и не выполняет план. В 2011 г. Счетная палата снова нашла нарушения в расходовании бюджетных средств — на сумму 33,3 млрд руб., но после этого Степашин призвал сохранить фонд, поскольку он все-таки как-то решает проблему аварийного жилья, а ведь доля аварийного жилья в стране — 30%.
Чем же хорош и чем плох этот институт?
Фонд создан в 2007 г. на волне моды на госкорпорации и занимается финансированием (на долевой основе с регионами) капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилфонда. Предполагалось, что за конечный срок работы (до 2012 г.) госкорпорация продвинет реформу ЖКХ — граждане массово создадут товарищества собственников жилья, наймут управляющие компании, и дальше система ЖКХ будет существовать на нормальных рыночных условиях. Ради этой цели деньги из Фонда ЖКХ регионы получают только при выполнении требований по реформированию коммунального сектора.
В борьбе за деньги Фонда ЖКХ региональные власти и правда стали спешно повышать тарифы, ликвидировать дотации коммунальщикам, менять нормативы и т. д. Но вроде бы грамотные экономические стимулы сработали криво: вместо того чтобы реформировать ЖКХ постепенно, в течение нескольких лет, регионы в погоне за дополнительными ассигнованиями ввели все изменения одномоментно. В результате резко выросли тарифы на услуги и население стало задерживать оплату еще больше, а недоверие к реформе стало усиливаться, лишая стимулов к созданию ТСЖ. К тому же выяснилось, что большое количество ТСЖ создается фиктивно и в сфере освоения средств фонда много мошенничества.
Но главное — деньги на капремонты по-прежнему распределяют чиновники по своему усмотрению, т. е. переход на рыночную систему финансирования ЖКХ не получился.
С другой стороны, пусть и с большими издержками, госкорпорация достигла практических успехов. С участием средств Фонда ЖКХ отремонтировано или ведется капитальный ремонт в 120 381 доме, переселено из аварийного жилищного фонда и находятся в стадии переселения 196 563 человека.
Одна из причин живучести фонда — то, что власти не понимают, как финансировать ремонт после закрытия госкорпорации.
Как ни крути, деньги придется брать с собственников жилья — это норма Жилищного кодекса. Споры ведутся только о том, каким будет механизм сбора и распределения этих денег и будет ли государство как-то помогать в финансировании. На сегодняшний день нет ни одного однозначно хорошего решения этой проблемы, говорит Сергей Сиваев, руководитель направления «Городского хозяйства» Института экономики города.
Медведев не случайно сделал свое заявление в ходе видеоконференции с региональными избирательными штабами «Единой России», добавив, что о сохранении Фонда ЖКХ его часто просят губернаторы. Для губернаторов — этих чернорабочих любой предвыборной кампании — Фонд ЖКХ очень важен как источник денег из центра. Это логично, когда налоговая база перераспределена в пользу центра. Финансирование по линии ремонта позволяет умелым губернаторам решать реальные проблемы, участвовать в освоении средств, реализовывать свою власть в регионе, принимая решения о включении в программу одних проектов и невключении других. Обещание сохранить фонд, ко всему прочему, вполне предвыборное — главы субъектов получают важный пункт в пропагандистском сопровождении кампании.
Фонд ЖКХ не нужно ликвидировать, заявил президент Дмитрий Медведев, подчеркнув, что сохранить этот институт развития его просили губернаторы.
Фонд создан в 2007 г. на 240 млрд руб., полученных государством от продажи активов ЮКОСа. Он софинансирует до 95% затрат регионов на ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья.
Планировалось, что фонд просуществует до 2012 г., затем ему дали еще год жизни. Работу фонда можно продлить до 2017-2018 гг., но поручений пока нет, говорит чиновник Кремля: вице-премьер Дмитрий Козак — против. В проекте бюджета на 2012-2014 гг. дополнительных средств на Фонд ЖКХ нет, предупреждает чиновник Минфина. Представитель Минрегиона не смог оценить эффективность фонда, в Минэкономразвития и секретариате Козака от комментариев отказались.
Видимо, руководство страны не хочет отказываться от механизма, который работает эффективно уже несколько лет, отмечает замруководителя фонда Владимир Талалыкин: «К тому же нет ясности, как поддерживать отрасль после ликвидации фонда». Если будет политическое решение, что фонд нужно оставить, то деньги в бюджете найдутся, уверен он.
Фонд не создал предпосылок для реформы и даже усугубил проблемы, замечает депутат Госдумы Галина Хованская: стало больше фиктивных ТСЖ. Без фонда можно обойтись, считает она, но государство должно продолжить финансировать ремонт жилья.
Источник: http://www.vedomosti.ru