Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

На заседании Комиссии ЕР по защите прав собственников и нанимателей обсудят правила предоставления коммунальных услуг

Очередное заседание Комиссии состоится 2 марта и вызвано необходимостью найти решение  в вопросе принятия Приказа 611 Минрегиона, который должен заменить 307 постановление правительства. 

Комиссия создана в 2009 году и объединяет депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей Федеральных министерств, ведомств, правозащитников, экспертов в области ЖКХ и жилищного законодательства, представителей общественности.

Повестка очередного заседание посвящена теме необходимости совершенствования правового регулирования взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями  и потребителями коммунальных услуг, включая такие вопросы как:

  • Порядок организации предоставления коммунальных услуг гражданам при разных способах управления многоквартирными домами;
  • Порядок формирования договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг, особенности заключения поставщиками коммунальных ресурсов,  прямых договоров с потребителями;
  • ТСЖ и Управляющие компании -  участники договорных отношений, по управлению многоквартирными домами и предоставлением коммунальных услуг;
  • Переход к приборному учету потребления коммунальных услуг и расчетам по показаниям приборов учета - стимулы и ответственность;
  • Расчеты за жилье и коммунальные услуги между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг - проблемы и решения.

Представители Ассоциации НКО по содействию развитию ТСЖ и ЖСК входят в состав данной Комиссии и намерены высказать свою точку зрения по одному из ключевых вопросов, связанных с обеспечением предоставления коммунальных услуг.

Ниже приводится предложение Ассоциации на заданную тему:

Позиция Ассоциации ТСЖ и ЖСК в отношении деятельности по обеспечению предоставления коммунальных услуг

 

Основные тезисы:

  • Управляющая организация (УК, ТСЖ, ЖСК) не является исполнителем коммунальных услуг, за исключением тех случаев, когда в их пользовании имеются объекты коммунальной инфраструктуры и (или) соответствующее инженерное оборудование, позволяющее оказывать коммунальные услуги посредством приобретения ресурсов и их преобразования или выработки (индивидуальный тепловой пункт, крышная газовая котельная, индивидуальная водо-скважина с насосом и т.п.);
  • Обеспечение предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ) не является предоставлением коммунальных услуг (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Норма ч. 2 ст. 162 ЖК РФ применима лишь в вышеупомянутых ограниченных случаях и поэтому в действующей редакции является несостоятельной.
  • Деятельность по обеспечению предоставления коммунальных услуг, осуществляемая управляющими организациями (УК, ТСЖ, ЖСК), не является обязательным элементом самой предоставляемой коммунальной услуги, так как: 1) в случае выбора собственниками непосредственного способа управления многоквартирным домом данный вид деятельности отсутствует; 2) Эта деятельность отсутствует и в случае электро- и газоснабжения, то есть когда потребители непосредственно оплачивают получаемые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Следовательно, деятельность по обеспечению коммунальными услугами является составляющим компонентом управления многоквартирным домом и определяется в случае с управляющей компанией - договором управления общим имуществом многоквартирного дома, в случае с товариществом собственников жилья - уставом ТСЖ;
  • Стоимость функций, связанных с обеспечением коммунальными услугами не входит в тариф на коммунальные услуги.

Вывод:

  • Деятельность по обеспечению предоставления коммунальных услуг не является обязательной с точки зрения ресурсоснабжающей организации (РСО), следовательно РСО не вправе настаивать на этом компоненте услуги по управлению, так как это лежит вне компетенции ресурсоснабжающей организации;
  • Деятельность по обеспечению предоставления коммунальных услуг для ТСЖ (ЖСК) является уставной обязанностью, а для управляющей организации – предметом договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.

Обоснование:

В состав жилищно-коммунальных услуг входит:1) Управление, содержание и ремонт; 2) Коммунальные услуги; 3) Иные услуги (услуги связи, запирающие устройства, охрана, видеонаблюдение и пр.)

В свою очередь управление содержит:1) организацию содержания и ремонта и предоставление иных услуг; 2) обеспечение предоставления коммунальных услуг.

Тариф на коммунальные услуги содержит:1) генерацию (производство); 2) транспортировку (доставку).

При этом в тарифе не учтены затраты на обеспечение предоставления коммунальных услуг, следовательно обеспечение коммунальными услугами не является составляющей «коммунальной услуги», т.е. не входит в коммунальные услуги.

Из этого следует, что управляющие организации не являются исполнителем коммунальных услуг.

Плата за обеспечение предоставления коммунальных услуга находится в составе услуги управления, поскольку управление предусматривает 3 компонента, включающие «обеспечение предоставления КУ».

Следовательно, обеспечение предоставления коммунальных услуг – либо предмет уставной деятельности, либо предмет договора на управление. А состав работ по управлению и их стоимость определяется и утверждается общим собранием собственников.

Пример:собственники решили:

1-й вариант:

Выбрать непосредственный способ управления (НСУ). В таком случае, они берут на себя задачи по управлению и содержанию, ремонт, обеспечение коммунальными услугами и прочие.

Как правило, на содержание и ремонт заключается договор с подрядной организацией, и позиция «обеспечение предоставления коммунальных услуг» сводится к надлежащему содержанию общего имущества данной подрядной организацией.

2-й вариант:

Выбирают управляющую компанию, либо создают ТСЖ.

При этом данная управляющая компания либо ТСЖ «обеспечивают» многоквартирный дом, осуществляя функции содержания общего имущества, а также заключая договоры и выполняя сбор и перечисление коммунальных платежей.  

Вопрос:а кто же при этом отвечает за состояние инженерных систем, посредством которых обеспечиваются коммунальные услуги?

Ответ:

  • в случае НСУ – подрядная организация;
  • в случае ТСЖ или УК – эти управляющие организации.

Вопрос:каким образом?

Ответ:выполнением работ по содержанию и ремонту.

Вопрос:за какие средства?

Ответ:за оплату в составе работ по содержанию и ремонту.

Вопрос:чем регламентируется? Не правилами ли предоставления коммунальных услуг граждан?

Ответ:нет. Регламентируется Правилами содержания ОИ МКД (ПП  491) и Правилами и нормами эксплуатации (Р-е Росстроя № 170) и региональными нормативами типа ЖНМ (Москва)

Резюме:

На сегодняшний день раздел работ по управлению «обеспечение предоставления коммунальных услуг» не является коммунальной услугой.

Таковой коммунальная услуга, предоставленная (т.е. исполненная) управляющей организацией (УК либо ТСЖ) может считаться только в том случае, если в составе объектов ОИ МКД имеется объект коммунальной инфраструктуры либо соответствующее инженерное оборудование, позволяющее оказывать КУ посредством приобретения одних ресурсов путем их преобразования или выработки: ИТП, крышная газовая котельная, индивидуальная водо-скважина  с насосом и т.п.)

Соответственно, если мы хотим рассматривать элемент «обеспечение» в составе КУ, то необходимо в тариф заложить стоимость за этот компонент КУ и выделить его для исполнителя этого компонента в натуральном денежном выражении.

Для справки: а что же представляет собой сегодня данный компонент «обеспечение»?

Ответ: данный компонент, включенный в состав работ по управлению, представляет собой: заключение договоров с РСО,  учет объема потребления (при наличии приборов учета), сбор денежных средств в пользу РСО, перечисление этих денежных средств РСО независимо от полноты сбора, проведение работы с неплательщиками в пользу РСО, покрытие убытков от неплатежей за счет других статей расходов по управлению (содержание и ремонт).