В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Итоги 2009 года. Изменения в законодательстве в сфере ЖКХ

Минувший год был особо урожайным на законодательные инициативы. Похоже, руководители страны серьезно озадачены низкими темпами преобразований в жилищно-коммунальной сфере и крайне удручающими показателями неэффективности использования всех видов ресурсов: как энергетических, так и финансовых.

Об этом свидетельствует серьезный пул нормативных документов, выпущенных в последнем квартале 2009 года.

Вот наиболее значимые события года ушедшего
Минрегионом разработана и представлена на обсуждение  президиума Правительства РФ Концепция Федеральной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства на период 2010-2020 годов».

Этот документ в корне отличается от всех ранее принятых планов развития отрасли тем, что, во-первых носит комплексный и программный характер и во-вторых предусматривает возвратность привлекаемых для их реализации средств.

Финансирование из ФЦП будет осуществляться на принципах:

  • возвратности (обеспечивается за счет гарантированных платежей населения, рассчитанных через оценку их платежеспособности по совокупному платежу граждан за коммунальные услуги);
  • платности;
  • общей доступности Программы для муниципальных образований с разной численностью населения.

Применение указанного механизма финансирования Программы позволит запустить механизм привлечения частных инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство и выработать типовые пакеты документов для коммерческих банков в целях снижения рисков кредитования долгосрочных проектов в ЖКХ.

Программа будет реализовываться в 3 этапа
На первом этапе планируется провести ряд проектов, как на уровне муниципалитета, так и субъекта Федерации, выработать типовые банковские продукты с целью их массового тиражирования в ходе реализации 2 и 3 этапов.

Минрегионом начата работа с регионами по отбору пилотных проектов. Принципиально это будут не столицы и не мелкие населенные пункты, а такие территории, где можно наработать типичный опыт, который достаточно легко распространить по стране.
С 2012 года к реализации программы планируется привлечь заинтересованные в участии коммерческие банки, регионы и муниципальные образования.

По результатам разработки Программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры формируются конкретные предложения по модернизации инфраструктуры, выставляемые на инвестиционные конкурсы и финансируемые через коммерческие банки, с механизмом субсидирования кредитных ставок и рефинансирования кредитов, выданных коммерческими банками, в зависимости от срока окупаемости проекта.
С 2014 года будет осуществляться часть программы, связанная с реконструкцией жилого фонда, участие собственников жилых помещений в финансировании данных работ значительно увеличивается. В результате реализации программы ожидается качественное улучшение жизни населения и эффективности функционирования отрасли ЖКХ.

Экономическими эффектами реализации программы для федерального бюджета являются прозрачные механизмы расходования средств из бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом в объеме 25 млрд. рублей; - для отечественной промышленности – рост объемов производств в машиностроении, металлургии, промышленности строительных материалов – в общей сложности не менее чем на 2,2 трлн. рублей за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения – не менее чем на 1,6 трлн. рублей.

На управление Программой предполагается направить до 5% средств, выделяемых из федерального бюджета. На каждый рубль из государственного бюджета планируется привлечь 5,5 рублей внебюджетных средств.

Документом определены индикаторы, по которым будет определяться выполнение программы:

индикаторы и показатели оценки реализации целевой программы
2008 год
2012 год
2015 год
2020 год
Доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения, %:
4,7
6,2
6,7
6,9
Доля семей, получающих субсидии на жилищно-коммунальные услуги, %:
4,7
6,2
6,7
6,9
Площадь многоквартирных домов, по которым нарушены сроки проведения капитального ремонта, млн. м2 (% жилого фонда)
123 (5,7)
116 (4,7)
66 (2,4)
0
Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборам учета электроэнергии, холодной и горячей воды, тепла %
 
8
 
90
 
100
 
100
Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроснабжением (газоснабжением на пищеприготовление), %:
 
79
 
82
 
88
 
100
Полный расход энергии на обеспечение отоплением и горячим водоснабжением 1 м2 площади многоквартирных домов в год, в кг.у.т (% к 2008 году)
 
77 (100)
 
75 (97)
 
68 (88)
 
55 (71)
Удельное водопотребление на 1 человека в сутки, литров (% к 2008 году)
304 (100)
292 (96)
258 (85)
182 (60)
Количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения, % к 2008
 
 100
 
 
90
 
70
 
30

23 ноября 2009 года принят Закон Российской Федерации N 261-ФЗ «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Федеральным законом определен комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Такие нормы включены, в частности, в Федеральный закон "Об электроэнергетике", Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Закон РФ "О защите прав потребителей", Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться, в соответствии с новым Федеральным законом, путем установления, в частности, требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов (в т.ч. установления запретов или ограничений производства и оборота товаров, имеющих низкую энергоэффективность), обязанности проведения обязательного энергетического обследования, обязанности по учету используемых энергоресурсов, требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений, требований к "энергетическому паспорту", требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также порядка исполнения соответствующих обязанностей.

Распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 1830-р утвержден  ПЛАН
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации

Данным документом предусмотрен ряд последовательных действий в период с 2009 по 2014 годы, в том числе  по разработке и изменению нормативных актов в целях энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, в ближайшее уже время запланированы внесение изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах, поэтапное исключение из оборота неэфективных в плане энергопотребления товаров и энергоустановок, к которым относятся лампочки накаливания и другие повседневно используемые предметы.

Принят Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Регламент устанавливает шесть видов безопасности строительной продукции - механическую, пожарную, условий проживания (биологическую, химическую, радиационную), условий пользования (электробезопасность, термобезопасность), безопасность в сложных природных и техногенных условиях. И даже безопасность зданий с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Эти комплексные требования призваны сделать максимально комфортными условия пребывания людей в квартирах, школах, клубах, общественных и производственных помещениях. А в чрезвычайных обстоятельствах - еще и сохранить здоровье и жизнь, предотвратить имущественный ущерб. В частности, правила пожарной безопасности предусматривают такое проектирование, строительство и эксплуатацию зданий, при которых исключается всякая возможность возгорания. В случае же катаклизмов постройки должны устоять ровно столько времени, сколько это необходимо для эвакуации людей. Одно из важнейших требований регламента - обеспечение доступа пожарных к любым уголкам и закоулкам в помещениях.

Вопросы планировки и эксплуатации помещений также "в поле внимания" технического регламента. Документ регламентирует также требования к качеству воды, воздуха, нормы инсоляции, защиту от шума, максимально допустимый уровень напряженности электромагнитных полей и ионизирующих излучений в зданиях. Там не должны возникать "угрозы несчастных случаев и нанесения травм" из-за разного рода скольжений, падений, столкновений, ожогов, поражений электрическим током.

Одним из существенных нововведений является то, что Законом устанавливаются Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации, согласно которым:

  1. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям Федерального закона N 384-ФЗ и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется как в форме государственного контроля (надзора), так и в форме эксплуатационного контроля.
  2. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информационная служба Ассоциации ТСЖ и ЖСК