Минувший год был особо урожайным на законодательные инициативы. Похоже, руководители страны серьезно озадачены низкими темпами преобразований в жилищно-коммунальной сфере и крайне удручающими показателями неэффективности использования всех видов ресурсов: как энергетических, так и финансовых.
Об этом свидетельствует серьезный пул нормативных документов, выпущенных в последнем квартале 2009 года.
Вот наиболее значимые события года ушедшего
Минрегионом разработана и представлена на обсуждение президиума Правительства РФ Концепция Федеральной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства на период 2010-2020 годов».
Этот документ в корне отличается от всех ранее принятых планов развития отрасли тем, что, во-первых носит комплексный и программный характер и во-вторых предусматривает возвратность привлекаемых для их реализации средств.
Финансирование из ФЦП будет осуществляться на принципах:
Применение указанного механизма финансирования Программы позволит запустить механизм привлечения частных инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство и выработать типовые пакеты документов для коммерческих банков в целях снижения рисков кредитования долгосрочных проектов в ЖКХ.
Программа будет реализовываться в 3 этапа
На первом этапе планируется провести ряд проектов, как на уровне муниципалитета, так и субъекта Федерации, выработать типовые банковские продукты с целью их массового тиражирования в ходе реализации 2 и 3 этапов.
Минрегионом начата работа с регионами по отбору пилотных проектов. Принципиально это будут не столицы и не мелкие населенные пункты, а такие территории, где можно наработать типичный опыт, который достаточно легко распространить по стране.
С 2012 года к реализации программы планируется привлечь заинтересованные в участии коммерческие банки, регионы и муниципальные образования.
По результатам разработки Программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры формируются конкретные предложения по модернизации инфраструктуры, выставляемые на инвестиционные конкурсы и финансируемые через коммерческие банки, с механизмом субсидирования кредитных ставок и рефинансирования кредитов, выданных коммерческими банками, в зависимости от срока окупаемости проекта.
С 2014 года будет осуществляться часть программы, связанная с реконструкцией жилого фонда, участие собственников жилых помещений в финансировании данных работ значительно увеличивается. В результате реализации программы ожидается качественное улучшение жизни населения и эффективности функционирования отрасли ЖКХ.
Экономическими эффектами реализации программы для федерального бюджета являются прозрачные механизмы расходования средств из бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом в объеме 25 млрд. рублей; - для отечественной промышленности – рост объемов производств в машиностроении, металлургии, промышленности строительных материалов – в общей сложности не менее чем на 2,2 трлн. рублей за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения – не менее чем на 1,6 трлн. рублей.
На управление Программой предполагается направить до 5% средств, выделяемых из федерального бюджета. На каждый рубль из государственного бюджета планируется привлечь 5,5 рублей внебюджетных средств.
Документом определены индикаторы, по которым будет определяться выполнение программы:
индикаторы и показатели оценки реализации целевой программы
|
2008 год
|
2012 год
|
2015 год
|
2020 год
|
Доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения, %:
|
4,7
|
6,2
|
6,7
|
6,9
|
Доля семей, получающих субсидии на жилищно-коммунальные услуги, %:
|
4,7
|
6,2
|
6,7
|
6,9
|
Площадь многоквартирных домов, по которым нарушены сроки проведения капитального ремонта, млн. м2 (% жилого фонда)
|
123 (5,7)
|
116 (4,7)
|
66 (2,4)
|
0
|
Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборам учета электроэнергии, холодной и горячей воды, тепла %
|
8
|
90
|
100
|
100
|
Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроснабжением (газоснабжением на пищеприготовление), %:
|
79
|
82
|
88
|
100
|
Полный расход энергии на обеспечение отоплением и горячим водоснабжением 1 м2 площади многоквартирных домов в год, в кг.у.т (% к 2008 году)
|
77 (100)
|
75 (97)
|
68 (88)
|
55 (71)
|
Удельное водопотребление на 1 человека в сутки, литров (% к 2008 году)
|
304 (100)
|
292 (96)
|
258 (85)
|
182 (60)
|
Количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения, % к 2008
|
100
|
90
|
70
|
30
|
23 ноября 2009 года принят Закон Российской Федерации N 261-ФЗ «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»
Федеральным законом определен комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Такие нормы включены, в частности, в Федеральный закон "Об электроэнергетике", Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Закон РФ "О защите прав потребителей", Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться, в соответствии с новым Федеральным законом, путем установления, в частности, требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов (в т.ч. установления запретов или ограничений производства и оборота товаров, имеющих низкую энергоэффективность), обязанности проведения обязательного энергетического обследования, обязанности по учету используемых энергоресурсов, требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений, требований к "энергетическому паспорту", требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также порядка исполнения соответствующих обязанностей.
Распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 1830-р утвержден ПЛАН
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации
Данным документом предусмотрен ряд последовательных действий в период с 2009 по 2014 годы, в том числе по разработке и изменению нормативных актов в целях энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, в ближайшее уже время запланированы внесение изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах, поэтапное исключение из оборота неэфективных в плане энергопотребления товаров и энергоустановок, к которым относятся лампочки накаливания и другие повседневно используемые предметы.
Принят Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Регламент устанавливает шесть видов безопасности строительной продукции - механическую, пожарную, условий проживания (биологическую, химическую, радиационную), условий пользования (электробезопасность, термобезопасность), безопасность в сложных природных и техногенных условиях. И даже безопасность зданий с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Эти комплексные требования призваны сделать максимально комфортными условия пребывания людей в квартирах, школах, клубах, общественных и производственных помещениях. А в чрезвычайных обстоятельствах - еще и сохранить здоровье и жизнь, предотвратить имущественный ущерб. В частности, правила пожарной безопасности предусматривают такое проектирование, строительство и эксплуатацию зданий, при которых исключается всякая возможность возгорания. В случае же катаклизмов постройки должны устоять ровно столько времени, сколько это необходимо для эвакуации людей. Одно из важнейших требований регламента - обеспечение доступа пожарных к любым уголкам и закоулкам в помещениях.
Вопросы планировки и эксплуатации помещений также "в поле внимания" технического регламента. Документ регламентирует также требования к качеству воды, воздуха, нормы инсоляции, защиту от шума, максимально допустимый уровень напряженности электромагнитных полей и ионизирующих излучений в зданиях. Там не должны возникать "угрозы несчастных случаев и нанесения травм" из-за разного рода скольжений, падений, столкновений, ожогов, поражений электрическим током.
Одним из существенных нововведений является то, что Законом устанавливаются Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации, согласно которым:
Информационная служба Ассоциации ТСЖ и ЖСК