О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Фонды контрреформирования

В России обсуждается новый порядок финансирования капитального ремонта домов, при котором граждане будут обязаны оплачивать будущие или даже чужие ремонты и не смогут контролировать расходование этих средств.

В ближайшие дни Министерство регионального развития РФ опубликует проект федеральной целевой «Комплексной программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы». Одним из ключевых вопросов станет определение механизма финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, который коснется кошельков всех россиян.

Фонд содействия реформированию ЖКХ предлагает отталкиваться от предлагаемых им поправок в Жилищный кодекс: региональные власти через специально созданные фонды будут перераспределять платежи граждан на финансирование капремонта. Такой механизм вызывает неоднозначную реакцию, как специалистов, так и населения. Ведь при реализации предложения

деньги будут брать даже у тех, кто купил квартиру (или переехал из сносимого жилья) в только что построенном доме.

История повторяется: до девяностых годов ремонт домов финансировался из госбюджета. Позднее муниципалитеты устанавливали усредненную плату за капремонт и содержание домов: чем новее дом, тем больше появлялось «излишков», за счет которых МУПы проводили неотложные ремонты.

В рамках одной организации-монополиста можно было перебрасывать средства с одного дома на другие. При распределении жилищных организаций – в районы с новыми или ветхими домами – перераспределять платежи стало затруднительно.

Так появилась система безвозмездного субсидирования – единые расчетно-кассовые центры ? собственники помещений платили за ремонт, который в ближайшие десятилетия в их доме не планировался: часть населения оплачивала капремонт домов, принадлежащих другой части населения.

8 мая 2003 года закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» прекратил такую порочную практику, начав переход в жилищном секторе от администрирования к экономическим отношениям. По новому Жилищному кодексу, капремонт может проводиться только по решению общего собрания собственников, в котором помимо перечня работ и срока ремонта утверждаются размер платы и порядок ее внесения.

Одним из условий софинансирования капитального ремонта Фондом реформирования ЖКХ является внесение средств и регионом, и муниципалитетами. Сегодня около 60% средств выделяет Фонд реформирования ЖКХ, 35% региональные и местные бюджеты и 5% собственники помещений.

По закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», к 1 января 2012 года фонд должен полностью израсходовать выделенные ему средства и прекратить свою деятельность. Следовательно, у местных властей исчезнет стимул выделять средства на капремонт.

Предвидя завершение финансирования, Фонд реформирования ЖКХ предлагает решать проблемы «самим утопающим»: регионам предлагается устанавливать обязательную для всех собственников плату за капремонт, поступающую в региональные фонды.

Вместо средств фонда капремонт предложено финансировать простым людям, а регионы и муниципалитеты уже не будут вносить свою долю.

Возвращается старый, социалистический порядок, при котором «все вокруг колхозное», а принятие решений о проведении ремонтов, контроль и, главное, распределение средств по-прежнему концентрируется в местных администрациях.

Принимаемые на местах по закону о фонде программы капремонта изначально должны были не просто раздавать деньги, а стимулировать активные ТСЖ, управляющих и собственников. Если предложения фонда будут приняты, то местные программы капремонта будут просто перераспределять платежи населения с одних домов на другие. Поскольку создателями фондов будут региональные власти, то создаваемые фонды неизбежно станут забюрократизированными структурами. Для того, чтобы получить свои «накопления», гражданам придется стоять в очереди и платить региональным фондам проценты.

В готовящемся законопроекте много спорных положений, главным из которых является создание пирамидальных подходов к формированию региональных фондов капремонта. Экономические расчеты финансовой устойчивости фондов отсутствуют. В нынешнем виде законопроект создает риски нефинансирования в будущем капремонта домов, снижения сбора платежей в связи с отсутствием конкретных обязательств.

Более того, несмотря на то, что обязанность по распоряжению денежными средствами ТСЖ, кооперативов, управляющих и собственников возложена на региональные фонды, проект не предусматривает какого-либо контроля над самими фондами. Предлагается не распространять на региональные фонды даже ряд механизмов, предусмотренных законодательством о некоммерческих организациях. Так, не предусматривается обязанность фондов предоставлять документы о составе руководящих органов, о расходовании денежных средств, ограничена и сама возможность запрашивания документов.

Наконец, если Жилищный кодекс установил зависимость размера платы за содержание и ремонт конкретного дома от выполняемых работ, то проект устанавливает усредненные платежи для виртуальных домов. Плата за капремонт имеет признаки, присущие налоговым платежам: обязательность, индивидуальная безвозвратность, отсутствие персонификации платежей собственников помещений и отсутствие со стороны фонда встречных обязательств по проведению конкретного ремонта. Таким образом,

граждан подсаживают еще на один вид пожизненных платежей: сначала наполнение фонда, а затем вечная плата за будущие ремонты других домов. Видимо, в такой системе круговой поруки (солидарной ответственности) в первую очередь заинтересованы чиновники.

Если проект будет принят, это станет началом отката далеко назад реформы в сфере управления жильем. Зарождающаяся активность собственников будет загублена на корню, а сектор управления многоквартирными домами станет еще более зависимым от власти.

Уже сейчас в ряде регионов решения о капремонте фактически принимают администрации, а оформление решений протоколами общих собраний собственников носит формальный характер, да и сами решения в разных домах часто бывают написаны под копирку и переделываются задним числом. Стоимость ремонтов в домах, включенных в программы, поразительным образом до копейки подогнана к выделяемым регионам лимитам, в муниципалитетах создаются ТСЖ-фантомы с нулевыми балансами, подрядчиков выбирают не ТСЖ и управляющие, а муниципальные комиссии. То есть в ЖКХ пока продолжается культивирование административных методов управления.

Только в Москве в 2009 году жалобы жителей поступили на плохое качество капремонтов 31% домов.

Не дожидаясь одобрения законопроекта, Фонд реформирования ЖКХ уже предлагает ряду регионов подписывать протоколы о реализации пилотных проектов капремонта «с использованием средств создаваемого регионального фонда капитального ремонта, объединяющего средства регионального и местных бюджетов и средства собственников жилья». Но действующим федеральным законодательством формирование таких фондов не предусмотрено. Напротив, законодательство позволяет только ТСЖ накапливать средства на капремонт. И что самое главное – при полном контроле собственников. То есть жители с точностью до копейки могут знать, когда, как и на что идут их средства.

Источник: http://www.gazeta.ru