Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Проблемы в ЖКХ будут решаться комплексно, в тесном сотрудничестве собственников жилья, бизнес-сообщества и государства

Такой тезис озвучил в своем докладе 25 ноября 2010 года на парламентских слушаниях на тему: «Система тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства» в Госдуме РФ представитель бизнес-сообщества профессиональных управляющих недвижимостью России – исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» Денис Назаров.

Организатор слушаний - Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям и Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.

По словам Дениса Назарова, вопросы ЖКХ касаются каждого гражданина нашей страны и требуют особого внимания со стороны государства. В то же время, продолжается процесс добровольного повышения ответственности перед потребителями со стороны управляющих компаний через объединение в саморегулируемые организации. В качестве примера конструктивного опыта влияния на складывание цивилизованного рынка управления недвижимостью в России, Денис Назаров привел Национальное объединение СРО управляющих недвижимостью, тесно взаимодействующее с Комитетом Государственной Думы по собственности, возглавляемым известным идеологом саморегулирования в России, автором федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях» Виктором Плескачевским.

Результатом такого сотрудничества, в целях исполнения постановления Правительства № 731, стала разработка системы раскрытия информации, при которой любое заинтересованное лицо может получить полную, объективную и достоверную информацию об управляющей компании. Этот проект, созданный Национальным объединением, назван реестром управляющих компаний, которых сегодня в НОСО УН более 1000.

- И это только первый шаг на пути открытости, добросовестности работы управляющих компаний, – сообщил Денис Назаров. – В настоящее время идет серьезная работа совместно с Фондом ЖКХ на проектом «единый информационный портал», который состоит из трех электронных блоков: реестр управляющих компаний, реестр объектов недвижимости, реестр технического состояния объектов недвижимости. Система электронной паспортизации многоквартирных домов разбивает их на элементы безопасности, до самой последней задвижки и по каждому элементу фиксирует текущее состояние, производимые изменения и результат. При таком подходе любой собственник в открытом доступе может видеть, какие именно работы управляющая компания делает в его доме и сколько это стоит. В итоге собственник для себя может спланировать на год, два, три и работы и их стоимость.

Между тем, как отметил Денис Назаров, несмотря на важные подвижки в ЖКХ, сегодня существуют и системные проблемы, касающиеся тарифного и нормативного регулирования отрасли:

- В первую очередь, это проблема взаимоотношений управляющих и энергоснабжающих организаций, вызванная несовершенством правового регулирования и практики применения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «Правила оказания коммунальных услуг гражданам». Согласно Постановлению, управляющие организации должны приобретать коммунальные ресурсы у поставщиков и предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям (гражданам) по одинаковой цене. В результате управляющие организации не имеют собственной торговой наценки на исполнение функции администрирования, компенсации расходов на начисление и сбор платежей, отсутствует возможность компенсировать неплатежи потребителей. При этом управляющая организация несет все риски, связанные с неплатежами в ее адрес и обязана оплатить приобретенные ею коммунальные ресурсы в полном объеме, независимо от того, в каком объеме оплачены коммунальные услуги потребителями.

Поставщики ресурсов, напротив, при существующей методике расчета тарифа имеют возможность не только компенсировать административные расходы, но и включать в тариф неплатежи управляющих компаний и потребителей, что приводит к увеличению стоимости коммунальных услуг потребителям.

В конечном итоге через прогнозируемый период времени, в течение которого за счет средств собственников, предусмотренных на иные цели, управляющая организация оплачивает ресурс, последняя становится банкротом.

- Первый и самый простой вариант решения проблемы, – высказал свое мнение Денис Назаров, - это прямые договорные отношения потребителя с поставщиком коммунальных ресурсов. Но, к сожалению, это только усилит проблему и исключит мотивацию управляющей организации к проведению энергосберегающих мероприятий на многоквартирных домах, при прямом интересе поставщиков ресурса в сохранении, а возможно и увеличении объема поставляемого ресурса.

Второй вариант решения проблемы взаимоотношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями без увеличения тарифов для граждан – это совершенствование методики расчета тарифов через выделение в структуре тарифов на коммунальные услуги из общей наценки розничную наценку для управляющей организации на функции администрирования.

Кроме этого, в целях оптимизации и снижения размера тарифов для граждан, необходимо предоставить возможность объединениям управляющих организаций и ассоциациям ТСЖ участия в обсуждении при процессе тарифообразования.

Эти изменения позволят минимизировать банкротства управляющих организаций, стимулировать их к проведению энергосберегающих мероприятий на домах, и, возможно, снизить тарифы на коммунальные услуги для граждан.

Кроме того, на этих же слушаниях, Заместитель министра регионального развития РФ Анатолий Попов в своем выступлении подчеркнул, что на сегодняшний день динамика тарифов опережает рост инфляции, однако это, в свою очередь, позволило вывести отрасль ЖКХ на уровень безубыточности и решить проблему износа оборудования. «Рост тарифов увеличивает финансовую нагрузку на население, при этом, правительству удается сдерживать уровень расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги в общих расходах в пределах 10%. Мы считаем, что это очень серьезное достижение», - заметил Попов.

Руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков рассказал об изменениях, которые произошли в сфере ЖКХ в текущем году. Остановившись на федеральных законах, которые были подписаны Президентом летом 2010 года, Новиков отметил, что данные законы позволили существенным образом модифицировать систему управления в коммунальном комплексе.

Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский обратил внимание на то, что изначально постановка задачи в сфере ЖКХ была неверной: «Если в хрущевский период для государства первостепенной являлась жилищная проблема, и тогда многие хвалились, что смогли переехать из бараков и коммуналок, то сегодня главный вопрос заключается в том – как обслуживать построенные дома. С самого начала постановка задачи была неправильной. Проблемы ЖКХ нужно было спустить на уровень владельцев домов. Если бы мы дали возможность гражданам построить свои собственные дома, то никакой проблемы бы не было», - отметил Жириновский.

Среди приоритетных задач в сфере ЖКХ участники слушаний особо выделили такие как: перевод жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях; сдерживание роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги; улучшение состояния жилищного фонда, энерго- и ресурсосбережения; повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере.

Исходя из приоритетных задач, участники парламентских слушаний среди прочего рекомендовали:

Государственной Думе ФС РФ:

  • В приоритетной порядке рассматривать законопроекты, направленные на развитие жилищно-коммунального комплекса и реализацию мероприятий национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».  
  • Рассмотреть ряд законопроектов федеральных законов, связанных с внесением изменений в Жилищный кодекс РФ, которые касаются уточнение порядка создания единой системы расчетов граждан за жилье и коммунальные услуги, а также раскрытие понятий «жилищные услуги» и «коммунальные услуги».

Правительству РФ:

  • Предусмотреть возможность частичной компенсации затрат граждан на установку приборов учета энергопотребления.
  • Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о водоснабжении и водоотведении.
  • Установить индекс ежегодного роста оптовых цен на природный газ в объеме потребления организаций, коммунального комплекса, предназначенном для оказания коммунальных услуг, в пределах прогнозируемого индекса инфляции.
  • Утвердить типовые формы договоров управления многоквартирными домами.
  • Разработать и утвердить единую электронную форму технической документации на многоквартирные дома и их инженерные системы.
     

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

  • Разработать и утвердить в 2011 году региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры.
  • Активизировать работу с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по организации товариществ собственников жилья.
  • Содействовать расширению предложения на рынке управляющих компаний путем обеспечения равных условий доступа к управлению многоквартирными домами.

Для справки

Ассоциация «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью», учредителями которой выступили 18 СРО, объединяющих управляющие компании из 23 субъектов России, была зарегистрирована 27 февраля 2010г.

В настоящее время организация представляет собой основанное на членстве добровольное объединение 36 саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью из 42 субъектов Российской Федерации. Это более 1000 управляющих компаний, более 220 миллионов квадратных метров жилья, более 70 тысяч многоквартирных домов.