Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Чувство собственника – вот реальная основа ТСЖ

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Чувство собственника – вот реальная основа, на которой строится эффективное Товарищество Собственников Жилья.Откуда взяться этому чувству, если человек никогда ничего по-настоящему ценного в собственности не имел?

Первый социальный

В Перми 16 января 2007 года был сдан в эксплуатацию первый в истории города, так называемый, социальный дом. Заселение дома шло постепенно. Сюда перебирались обитатели последних городских бараков, по мере их сноса, и выпускники детских домов. Исторически сложилось, что эти две категории людей, не имеют представления, да и не интересуются тем, как следует обращаться с недвижимым имуществом, какие права и обязанности возникают у собственника. Достаточно много жильцов длительное время не оплачивали коммунальные услуги, не видели в этом необходимости. Одни их них раньше жили в ветхом и аварийном жилье, где годами не платили за свет и воду, другие же до совершеннолетия находились на государственном обеспечении.

Поэтому, заехав в многоквартирный дом, далеко не все стали выполнять нормы проживания.

В ноябре 2007 года жилищная служба Орджоникидзевского района Перми передала дом в управление УК «Крона». Начало расти количество приватизированных квартир. Хотя в течение года их прибавилось всего 7, но процесс, как, говорится, хоть и медленно, но пошёл.

Назревала революционная ситуация

К сожалению, на протяжении всего времени обслуживания дома ООО «Крона» качество, так называемого управления, оставляло желать лучшего. Во-первых, что особенно бросалось в глаза, нерегулярно вывозился мусор. Во-вторых, возникла потребность в текущем ремонте, а ни электрика, ни слесаря управляющая компания за домом не закрепила. Хуже того – аварийная служба в УК, судя по всему, отсутствовала, то есть на заявки, поступающие из социального дома, никак не реагировала. Попасть на приём к руководству компании жители не могли, приёмных дней там просто не было, а где ловить директора или сантехника было не известно.

Долги неплательщиков УК постаралась покрывать за счёт платежей, поступающих от добросовестных жильцов. Попытка получить доступ к бухгалтерии собственников также не увенчалась успехом. Больше всего раздражала обитателей дома охрана. Никто её не заказывал, навязанная услуга меж тем влетала в копеечку.

К лету 2008 года радость обретения благоустроенного жилья прошла, зато обнаружились недоделки застройщика, и обитатели социального дома, а к тому времени 40% квартир уже находились в собственности, начали роптать. Не устраивала их работа навязанной муниципалитетом управляющей компании.

Нужны знания

Светлана Ивановна Иванова, активный слушатель Пермской школы жилищного просвещения, начала работать в той самой ООО «Крона». Будучи посвящённой в дела социального дома, она взялась помочь людям, которые слишком долго находились в самом низу социальной лестницы и по этой причине не получили навыков адекватного поведения в сложившейся ситуации.

На протяжении трех лет, являясь постоянным клиентом юристов и экспертов Фонда «Гражданская позиция», Светлана Иванова, регулярно получала консультации по управлению многоквартирным домом. Полученные знания Иванова начала в полной мере применять именно в практике социального дома.

А когда в Пермском муниципальном образовании заработал проект «Поддержка собственников жилья». руководители Фонда «Гражданская позиция» пригласили Светлану Ивановну поучаствовать в нем, выбрав пилотным объектом социальный дом.

- Мне предложили включиться в этот проект,- рассказывает Светлана Иванова. - Поскольку дом особенный, трудностей достаточно, особенно во взаимоотношениях с жильцами. Как научить их элементарным вещам: оплачивать счета, выносить мусор в положенное место, беречь имущество, уважать соседей. Нужна просветительская системная работа, которая позволила бы изменить правосознание нанимателей жилья.

Поэтому в проект «Поддержка собственников жилья» Светлана Ивановна пришла с желанием работать над моделью №1, которая поможет выстраиванию добрососедских отношений среди жителей МКД.

Год под знаком ПСЖ

Светлана Ивановна начала вести информационную работу с жителями многоквартирного дома. Она вывешивала в подъездах листовки, беседовала с жильцами лично, и не только в приёмные дни, которые установила по собственной инициативе. Выяснилось, что подавляющее большинство не знают, какие именно работы входят в понятие «текущий ремонт», как рассчитывается водопотребление, за что собственник обязан платить и что такое общее имущество дома, кому оно принадлежит, как должно использоваться.

- На просветительских семинарах проекта «Поддержка собственников жилья» мы учились работать с должниками,- рассказывает Светлана Иванова. – Получили образцы уведомлений, практические рекомендации, рассматривали юридические тонкости этого деликатного дела. На практике всё пригодилось. Работа с должниками – процесс длительный, но приносящий ощутимые плоды.

Постепенно люди начали проявлять интерес к общим проблемам и пытались их решить. К тому времени руководство «Кроны» назначило Иванову управляющим домом. Странно складывались отношения между новоиспеченным управляющим и начальством. Иванова полностью встала на защиту интересов жильцов дома. Совместно они начали добиваться от своей управляющей организации выполнения договорных обязательств. Постепенно подошли к вопросу замены светильников в местах общего пользования, заключения договора на вывоз мусора (ТБО), теплоизоляции труб на чердаке.

Серьезным этапом стала установка общедомового прибора учёта водоснабжения и двухтарифного общедомового счётчика электроэнергии.

- Даже с застройщиком удалось договориться об устранении кое-каких недоделок! –делится успехами Светлана Иванова.

Социально инертные люди становились активными, заинтересованными собственниками и квартиросъемщиками. Да и сама я выросла как управленец благодаря учебе в проекте ПСЖ и постоянному взаимодействию со специалистами Фонда «Гражданская позиция». Особенно мне помогли практические советы экспертов Клуба «Большая 10-ка» в вопросе отношений с застройщиком, оставившим после себя недоделки. С такой проблемой сталкиваются очень многие, и так важно четко формулировать претензии, знать свои права, поэтапно следить за исполнением обязательств.

Маленькие совместные победы стали основой для доверительных отношений между управляющим домом и жильцами. Возникла идея сменить управляющую компанию «Крона», с которой приходилось вести ежедневную борьбу, на какую-нибудь другую компанию. Муниципалитет не возражал.

Совместно с выбранными старшими по подъездам и инициативной группой управляющий начал работу по подготовке общего собрания.

- Первое Общее собрание должно было стать решающим. Формат «встретились-поговорили-разошлись» нам не подходит. Люди должны были понять смысл и значение общего собрания как руководящего органа, - вспоминает Светлана Иванова - начала готовить общее собрание, пользуясь рекомендациями, прописанными в методических пособиях. Подготовку я начала с составления перечня общего имущества дома. Много вопросов было поднято, но главное, большинством голосов была произведена смена управляющей организации.

Важней всего – погода в доме

- Мечтаю о создании ТСЖ в бывшем социальном доме, а иначе, зачем я столько училась? – улыбается Светлана Ивановна, - сначала в Школе просвещения, затем у специалистов проекта «Поддержка собственников жилья»..

В собственности проживающих в доме до сих пор находится менее 50% квартир. Остальные жильцы занимают площадь по договору социального найма с муниципалитетом. Понятно, что создавать ТСЖ в таком доме изначально было невозможно, но выстраивать отношения с жильцами необходимо.

На сегодняшний день Светлана Ивановна перешла работать в ту самую управляющую организацию, которая была выбрана собственниками. Эту работу она совмещает с деятельностью управдома.