Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь
Чувство собственника – вот реальная основа, на которой строится эффективное Товарищество Собственников Жилья.Откуда взяться этому чувству, если человек никогда ничего по-настоящему ценного в собственности не имел?
В Перми 16 января 2007 года был сдан в эксплуатацию первый в истории города, так называемый, социальный дом. Заселение дома шло постепенно. Сюда перебирались обитатели последних городских бараков, по мере их сноса, и выпускники детских домов. Исторически сложилось, что эти две категории людей, не имеют представления, да и не интересуются тем, как следует обращаться с недвижимым имуществом, какие права и обязанности возникают у собственника. Достаточно много жильцов длительное время не оплачивали коммунальные услуги, не видели в этом необходимости. Одни их них раньше жили в ветхом и аварийном жилье, где годами не платили за свет и воду, другие же до совершеннолетия находились на государственном обеспечении.
Поэтому, заехав в многоквартирный дом, далеко не все стали выполнять нормы проживания.
В ноябре 2007 года жилищная служба Орджоникидзевского района Перми передала дом в управление УК «Крона». Начало расти количество приватизированных квартир. Хотя в течение года их прибавилось всего 7, но процесс, как, говорится, хоть и медленно, но пошёл.
К сожалению, на протяжении всего времени обслуживания дома ООО «Крона» качество, так называемого управления, оставляло желать лучшего. Во-первых, что особенно бросалось в глаза, нерегулярно вывозился мусор. Во-вторых, возникла потребность в текущем ремонте, а ни электрика, ни слесаря управляющая компания за домом не закрепила. Хуже того – аварийная служба в УК, судя по всему, отсутствовала, то есть на заявки, поступающие из социального дома, никак не реагировала. Попасть на приём к руководству компании жители не могли, приёмных дней там просто не было, а где ловить директора или сантехника было не известно.
Долги неплательщиков УК постаралась покрывать за счёт платежей, поступающих от добросовестных жильцов. Попытка получить доступ к бухгалтерии собственников также не увенчалась успехом. Больше всего раздражала обитателей дома охрана. Никто её не заказывал, навязанная услуга меж тем влетала в копеечку.
К лету 2008 года радость обретения благоустроенного жилья прошла, зато обнаружились недоделки застройщика, и обитатели социального дома, а к тому времени 40% квартир уже находились в собственности, начали роптать. Не устраивала их работа навязанной муниципалитетом управляющей компании.
Светлана Ивановна Иванова, активный слушатель Пермской школы жилищного просвещения, начала работать в той самой ООО «Крона». Будучи посвящённой в дела социального дома, она взялась помочь людям, которые слишком долго находились в самом низу социальной лестницы и по этой причине не получили навыков адекватного поведения в сложившейся ситуации.
На протяжении трех лет, являясь постоянным клиентом юристов и экспертов Фонда «Гражданская позиция», Светлана Иванова, регулярно получала консультации по управлению многоквартирным домом. Полученные знания Иванова начала в полной мере применять именно в практике социального дома.
А когда в Пермском муниципальном образовании заработал проект «Поддержка собственников жилья». руководители Фонда «Гражданская позиция» пригласили Светлану Ивановну поучаствовать в нем, выбрав пилотным объектом социальный дом.
- Мне предложили включиться в этот проект,- рассказывает Светлана Иванова. - Поскольку дом особенный, трудностей достаточно, особенно во взаимоотношениях с жильцами. Как научить их элементарным вещам: оплачивать счета, выносить мусор в положенное место, беречь имущество, уважать соседей. Нужна просветительская системная работа, которая позволила бы изменить правосознание нанимателей жилья.
Поэтому в проект «Поддержка собственников жилья» Светлана Ивановна пришла с желанием работать над моделью №1, которая поможет выстраиванию добрососедских отношений среди жителей МКД.
Светлана Ивановна начала вести информационную работу с жителями многоквартирного дома. Она вывешивала в подъездах листовки, беседовала с жильцами лично, и не только в приёмные дни, которые установила по собственной инициативе. Выяснилось, что подавляющее большинство не знают, какие именно работы входят в понятие «текущий ремонт», как рассчитывается водопотребление, за что собственник обязан платить и что такое общее имущество дома, кому оно принадлежит, как должно использоваться.
- На просветительских семинарах проекта «Поддержка собственников жилья» мы учились работать с должниками,- рассказывает Светлана Иванова. – Получили образцы уведомлений, практические рекомендации, рассматривали юридические тонкости этого деликатного дела. На практике всё пригодилось. Работа с должниками – процесс длительный, но приносящий ощутимые плоды.
Постепенно люди начали проявлять интерес к общим проблемам и пытались их решить. К тому времени руководство «Кроны» назначило Иванову управляющим домом. Странно складывались отношения между новоиспеченным управляющим и начальством. Иванова полностью встала на защиту интересов жильцов дома. Совместно они начали добиваться от своей управляющей организации выполнения договорных обязательств. Постепенно подошли к вопросу замены светильников в местах общего пользования, заключения договора на вывоз мусора (ТБО), теплоизоляции труб на чердаке.
Серьезным этапом стала установка общедомового прибора учёта водоснабжения и двухтарифного общедомового счётчика электроэнергии.
- Даже с застройщиком удалось договориться об устранении кое-каких недоделок! –делится успехами Светлана Иванова.
– Социально инертные люди становились активными, заинтересованными собственниками и квартиросъемщиками. Да и сама я выросла как управленец благодаря учебе в проекте ПСЖ и постоянному взаимодействию со специалистами Фонда «Гражданская позиция». Особенно мне помогли практические советы экспертов Клуба «Большая 10-ка» в вопросе отношений с застройщиком, оставившим после себя недоделки. С такой проблемой сталкиваются очень многие, и так важно четко формулировать претензии, знать свои права, поэтапно следить за исполнением обязательств.
Маленькие совместные победы стали основой для доверительных отношений между управляющим домом и жильцами. Возникла идея сменить управляющую компанию «Крона», с которой приходилось вести ежедневную борьбу, на какую-нибудь другую компанию. Муниципалитет не возражал.
Совместно с выбранными старшими по подъездам и инициативной группой управляющий начал работу по подготовке общего собрания.
- Первое Общее собрание должно было стать решающим. Формат «встретились-поговорили-разошлись» нам не подходит. Люди должны были понять смысл и значение общего собрания как руководящего органа, - вспоминает Светлана Иванова - начала готовить общее собрание, пользуясь рекомендациями, прописанными в методических пособиях. Подготовку я начала с составления перечня общего имущества дома. Много вопросов было поднято, но главное, большинством голосов была произведена смена управляющей организации.
- Мечтаю о создании ТСЖ в бывшем социальном доме, а иначе, зачем я столько училась? – улыбается Светлана Ивановна, - сначала в Школе просвещения, затем у специалистов проекта «Поддержка собственников жилья»..
В собственности проживающих в доме до сих пор находится менее 50% квартир. Остальные жильцы занимают площадь по договору социального найма с муниципалитетом. Понятно, что создавать ТСЖ в таком доме изначально было невозможно, но выстраивать отношения с жильцами необходимо.
На сегодняшний день Светлана Ивановна перешла работать в ту самую управляющую организацию, которая была выбрана собственниками. Эту работу она совмещает с деятельностью управдома.