Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Замглавы Минрегиона Анатолий Попов принял участие в пресс-конференции на тему - ЖКХ в России: возможны ли реальные реформы в этой сфере

В ходе конференции обсуждались такие вопросы как итоги реформы ЖКХ, готова ли Россия к отказу от посредничества УК при платежах за коммунальные услуги, какие преимущества дает новая форма квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг

Вопрос: Каковы итоги реформы жилищно-коммунального хозяйства, которые проводятся в России в течение уже нескольких лет?

А.Попов: Во-первых, сразу хочу сказать, что, наверное, пока так еще рано вопрос ставить: каковы итоги реформ, потому что процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства идет, и на сегодняшний день находится в своей активной фазе. Кроме того, реформирование идет по самым разным направлениям, потому что жилищно-коммунальный комплекс представляет собой совокупность различных отраслей, направлений. Реформирование идет и в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, и в сфере его отдельных отраслей - это вода, водоотведение или канализование, как сейчас говорят, тепло, энергетика и другие. И всему этому комплексу мы стараемся придать системность и взаимоувязанность.

Реформы идут, в настоящее время основное внимание уделяется реформированию управления жилищным кодексом. В этом году был принят 123-й закон, который внес поправки в Жилищный кодекс, которые являются, прежде всего, поправками именно по управлению многоквартирными домами. В развитие его сейчас ряд нормативно-правовых актов уже принят, ряд готовится к принятию, они находятся в стадии согласования. Это и 731-е постановление, которое было принято 24 сентября 2010г., и 459-е, уже 10 июня 2011г., в развитие 731-го, что касается раскрытия информации.

Что касается отраслевых, то впервые за всю историю нашей страны был принят отраслевой закон "О воде", поскольку мы все знаем, что, с одной стороны, обеспечение водой, а с другой - очистка сточных вод у нас является одной из главных проблем и здоровья человека, и охраны окружающей среды. И в этом достаточно много сделали.

Если говорить о конкретных примерах, то город Санкт-Петербург у нас в этом году впервые вышел на нормы по очистке вод, которые были установлены для всех балтийских стран. У нас значительно в ряде городов снизилась заболеваемость, которая вызвана состоянием воды. У нас в настоящее время уже разработан целый ряд нормативно-правовых актов по теплоснабжению. Наконец, в этом году вышло и скоро вступит в полном объеме в действие 354-е правило предоставления коммунальных услуг. Шаг за шагом мы идем по тому пути, чтобы у нас сфера жилищно-коммунального хозяйства стала оптимальной для потребителей, для населения, был наведен порядок во взаиморасчетах. На последнем совещании, которое проводил глава правительства В.Путин на Саяно-Шушенской ГЭС (и я в нем принимал участие), несмотря на то, что совещание было посвящено вопросам электроэнергетики, но оно также затрагивало и вопросы ЖКХ. Я сразу хочу сказать, что я и министерство в целом не разделяем ту позицию, которая есть у многих средств массовой информации (СМИ), когда на протяжении многих лет все, что происходит в ЖКХ, выдается только в негативном свете.

Безусловно, есть масса проблем, они есть и пока еще остаются. Но мы над ними работаем, но все-таки надо сказать, что в целом ЖКХ обеспечивает наше население теми услугами, которые необходимы. Не зря, наверное, любые отдельные случаи – упала сосулька из нескольких миллионов домов или где-то что-то отключается, - сразу благодаря вам (мы, безусловно, ценим эту работу) становятся достоянием всей страны, то есть какие-то сбои сразу становятся известны.

В целом у нас давно уже исключены случаи, когда происходят отключения целых городов или микрорайонов в крупных городах, которые бывали в 1990-е годы, когда, бывало, неделями сидели без света, воды или тепла. Те казусы, которые происходят (например, в прошлом году в г.Варнаваре Красноярского края, но и там, несмотря на 45-градусный мороз, быстро были приняты все необходимые меры, или в Архангельской области), находятся под контролем. Я думаю, что сейчас мы не можем сказать, что у нас массово народ или замерзает, или остается без воды и т.д. Несмотря на все это, мы не можем согласиться с тем, что ЖКХ – это сплошь один негатив. Но, тем не менее, мы признаем, что проблем хватает, и прежде всего проблем со сферой управления и с состоянием расчетов. Я приведу пример по Московской области. У нас обращения в жилинспекцию делятся примерно так: только 15% граждан обращаются непосредственно за разъяснением стоимости тех или иных услуг образования тарифов и 52% - по деятельности управляющих компаний (УК). Это говорит о том, что у нас народ такой: надо больше заплатить - заплатим. Но надо понимать, куда идут эти средства. И поэтому последние примерно полтора года основное внимание в деле реформирования именно было посвящено наведению порядка в этой сфере, и тут я могу более подробно рассказать.

Вопрос: Вы неоднократно заявляли о том, что существующий уровень тарифов зачастую не позволяет компенсировать расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса. Какими они должны быть?

А.Попов: К сожалению, это так. Обусловлено это целым рядом причин, и прежде всего – постоянным ростом цен на энергоносители, на электроэнергию. Я вами приведу такую цифру – сами по себе на 70% жилищно-коммунальные предприятия являются неким промежуточным звеном, то есть сами они не формируют стоимость этих тарифов, которые складываются из цен на энергоносители, цен на электроэнергию, на налоги. До 70% тарифов это не касается непосредственно сферы ЖКХ. Поэтому инвестиционная составляющая, к сожалению, у нас снижается. Если 20 лет назад в 1991г. у нас инвестиционная составляющая в расходах была 29%, то по 2010г. – это только 11%, то есть сокращение почти в 2,7 раза. Это говорит о том, что нет возможности менять сети, нет возможности их реконструировать. Недомодернизация ЖКХ колоссальная.

Когда 1 ноября В.Путин проводил совет по местному самоуправлению при президенте в Великом Новгороде, он озвучил цифру, что на сегодняшний день у нас недостает 6 трлн руб. для модернизации ЖКХ, это 6 трлн руб. для того, чтобы его довести до нормативного состояния, потому что по отдельным сетям у нас износ доходит 60-70% и выше. Почему это произошло на переходе от одной экономической системы к другой, понятно. В советские времена ЖКХ было просто сферой госдотаций, госвложений. Огромное количество сетей – канализационных, водопроводных, прочих станций находилось на балансах предприятий. Затраты покрывались за счет них. Работает, к примеру, там нефтеперерабатывающий завод или автомобильный, у него на балансе жилой фонд и вся коммунальная инфраструктура, и за счет своей основной деятельности они покрывали затраты. Когда это все было реструктуризировано, когда жилье перешло в собственность частных лиц, тоже самое произошло с инфраструктурой, которая была передана на балансы муниципальных образований - просто-напросто средств на это не было. Те перекосы в ценообразовании, о которых мы говорили и говорим, конечно, не дают возможности на сегодняшний день полноценно модернизировать. Поэтому стоит вопрос, и правительством в этом году был принят разработанный нашим министерством план по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас по этому плану разрабатывается также целый ряд нормативно-правовых актов.
На сегодняшний день федеральный бюджет денег на жилищно-коммунальное хозяйство практически не тратит. Это надо знать, и жилищно-коммунальное хозяйство не является такой большой затратной статьей федерального бюджета. У нас есть только программа "Чистая вода", это всего-навсего 3 млрд руб. на всю страну на модернизацию систем, и по модернизации по отдельным объектам еще 3 млрд. Вот и все средства на жилищно-коммунальное хозяйство в федеральном бюджете. Есть Фонд содействия реформированию ЖКХ, но я хочу подчеркнуть, что фонд не занимается инфраструктурой. Фонд занимается переселением из ветхого, аварийного жилья и капитальным ремонтом жилого фонда.

Эта проблема есть, но теми мерами, которые сейчас правительство принимает, она будет решаться. Понятно, что есть огромное количество проблем внутри жилищно-коммунального хозяйства, есть неэффективное использование средств, есть случаи непосредственно злоупотребления, воровства, если называть вещи своими именами. Все это так, но и общеэкономическая, макроэкономическая ситуация пока не позволяет проводить модернизацию на должном уровне.

Вопрос: О желании выйти на рынок коммунальных платежей заявила Ассоциация коллекторских агентств. Уменьшат ли их сотрудники долг в 300 млрд руб.? Удастся ли им взыскать с должников причитающееся?

А.Попов: Для того, чтобы полноценно ответить на этот вопрос, нам хотелось бы понять замысел коллекторских агентств, как они представляют свое участие в этом серьезном деле. Мы любую помощь в этом отношении только приветствуем, но чтобы оценить последствия их участия, как это будет происходить, конечно, нам нужно прежде всего понимать, каким образом и что они хотят делать. Например, на нашем же заседании по Тверской губернии при миллиардных долгах служба судебных приставов смогла взыскать в пользу Газпрома 6 миллионов, при долге там в 1,5 миллиарда. Сами понимаете, это капля в море, а как будут действовать коллекторские агентства на этом рынке - вопрос сложный. Видимо, хорошо взыскивают тогда, когда можно взыскать, а когда происходят такие ситуации, о которых я вам говорил, тут, видимо, сложнее. Но в любом случае мы хотя бы желание помочь приветствуем и надеемся, что эффективность будет от этого, поэтому готовы сотрудничать.
Вопрос: Растет количество жалоб, поступающих в Роспотребнадзор, на необоснованные платежи за услуги ЖКХ. Какие методы борьбы с этим предлагает Минрегион?

А.Попов: Во-первых, любые случаи необоснованного завышения цен должны фиксироваться. У нас есть Федеральная служба по тарифам, в каждом регионе на местах есть региональные энергетические комиссии, которые за этим следят, есть жилищные инспекции. Сейчас именно теми нормативно-правовыми актами, которые были приняты за последнее время, даны самые широкие полномочия, и поэтому всегда любое повышение тарифа, любое повышение цен на услуги должно быть обосновано. Если оно необоснованно, то принимаются меры по его отмене и по наказанию виновных. У нас на местах, в субъектах Федерации, у муниципалитетов есть все возможности для того, чтобы эти процессы регулировать. На федеральном уровне мы цены и тарифы не устанавливаем.

Вопрос: Давайте коснемся темы тарифов. Как изменятся тарифы на услуги ЖКХ в 2012г.? Удастся ли удержать рост тарифов ЖКХ в рамках запланированных 15%?

А.Попов: Рост тарифов удержать удастся. С 1 января у нас никакого роста тарифов не будет вообще, и только с 1 июля будет рост тарифов в пределах 6% - это с совокупного платежа, а не по отдельным частям. Мы сейчас в большей мере перешли от анализа непосредственно цен, так как у нас цены и платежи - это разные цифры, к анализу и мониторингу по платежу граждан. Совокупный платеж граждан с 1 июля вырастет в пределах 6% по всем регионам страны, ни в одном регионе он превышен не будет. Если он будет превышен, это будет предмет отдельного разбирательства.
Вопрос: Взыскать долги с должников за услуги ЖКХ практически нереально. Какие пути выхода из ситуации видит ведомство?

А.Попов: Сейчас на заседании Госсовета, которое проходило в этом году в Нарьян-Маре, президентом РФ было дано поручение нашему министерству во главе с нашим министром создать комиссию по реструктуризации долгов в ЖКХ. Первое заседание этой комиссии уже состоялось, там было принято решение, что необходимо повысить статус этой комиссии. Сейчас это предложение находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах власти, чтобы утвердить и комиссию, и ее полномочия, регламент работы на правительственном уровне. Это даст дополнительные рычаги для эффективной работы в данном направлении. Но работа здесь предстоит колоссальная. С одной стороны, мы опять же сталкиваемся с несовершенством законодательства, которое также необходимо модернизировать. С другой стороны, надо прямо говорить, что есть, конечно, ситуации, когда используются эти лазейки с целью создания долгов, заранее понимая, что они не будут возвращены. Я не хочу сейчас называть конкретные компании и города, но, к примеру, есть две структуры, одна из них является собственником, другая у нее арендует и получает средства, потом благополучно банкротится. Определить, чтобы эта структура могла бы рассчитаться своими основными средствами, невозможно, потому что они находятся в аренде и собственником является другой.

Также, выступая перед нами на СШГЭС, В.Путин сказал о том, что есть большое количество компаний, которые являются посредниками – есть крупная энергоструктура, а между ней и уже коммунальным снабом в том или ином городе появляется посредническая структура, которая делает свои наценки и т.д. Со всеми этими негативными вещами, которые-то и способствуют образованию и накоплению долгов, и предстоит разбираться, то есть поручение такого рода есть.

Здесь теперь, как и во многом, мы приходим к двум составляющим: с одной стороны, это правовое несовершенство, которое приводит к таким вещам. А с другой – здесь есть чисто уголовные правонарушения, то есть элементарные хищения, которые происходят. К сожалению, и здесь, и на нашей комиссии уже было принято решение привлекать самым широким образом правоохранительные органы. Мы, конечно, не сторонники того, чтобы во всех хозяйственных делах у нас участвовали прокуроры, полицейские и т.д. Но, к сожалению, пока происходит так, что без их помощи проблемы не решаются или решаются слишком сложно. Но эта проблема одна из наиболее главных, потому что количество долгов, к сожалению, не сокращается и лежит тяжелым бременем на ЖКХ. Мы максимум внимания этому будем уделять и стремиться к их сокращению.

Вопрос: Сколько необходимо средств для приведения фондов ЖКХ в нормальное состояние?
А.Попов: Я уже озвучил – 6 трлн руб. Это речь идет об инфраструктуре, это не касается жилого фонда. А по жилому фонду – 4,3 трлн руб.

Вопрос: Скажите, в какой стадии решение вопроса о доле платежей населения, которую ведомства смогут оставить в системе ЖКХ в качестве оборотного капитала? Это один из вопросов, которые задал наш интернет-пользователь.

А.Попов: Честно говоря, у нас нет никаких ведомственных средств, которые находятся в обороте ЖКХ. В обороте ЖКХ находятся, естественно, платежи граждан. У нас есть бюджетные организации. Например, детский сад платит за свет, за воду, он платит бюджетные средства. Эти средства ведомственными тоже назвать сложно. У нас есть платежи граждан, есть платежи организаций, есть платежи бюджетных организаций, то есть платежи по всем сферам деятельности. Если определить долю граждан, то она где-то 50 с небольшим процентов, остальное - это платежи предприятий, организаций, ведомств и так далее. Все это в совокупности и создает общий платежный баланс в сфере ЖКХ.

Вопрос: Почему в новом Едином платежном документе, который разработал Минрегион, нет понятия "капремонт"?

А.Попов: Потому что капремонт у нас пока не узаконен. Коллеги задавали уже этот вопрос, капремонт - это огромная проблема на сегодняшний день, 25-30% жилого фонда нуждается в капитальном ремонте. За счет Фонда содействия реформированию ЖКХ значительная часть работ по капитальному ремонту была проведена, но для того, чтобы выйти в нормативы - это без учета недоремонта, надо справиться с недоремонтом. Для того, чтобы поддерживать текущее состояние, - среднее время между капитальным и текущим ремонтом 25 лет, - должно в среднем 4% зданий в год ремонтироваться по капитальному ремонту. На сегодняшний день у нас федерального закона о капитальном ремонте нет. Он находится сейчас в разработке, разработан нашим министерством, есть его несколько вариантов. Сразу хочу сказать, что, поскольку закон затрагивает практически всех граждан страны, он нуждается в серьезной доработке.

Кстати, хочу сказать, что у нас теперь в Государственной думе есть отдельный комитет по ЖКХ, возглавляет его Галина Петровна Хованская, это большой профессионал в нашей отрасли. Я думаю, что с выделением отдельного комитета именно по жилищно-коммунальному хозяйству в Государственной думе многие вопросы будут решаться гораздо быстрее и гораздо эффективнее. Прежде, чем законопроект по капитальному ремонту поступит в Государственную думу, он должен пройти всестороннюю оценку, всестороннее согласование в федеральных органах исполнительной власти. И сейчас этот процесс идет: есть несколько версий. Например, у нас одна точка зрения, у Фонда реформирования - солидарная с нами, у Министерства экономики есть свое видение, поэтому мы сейчас находимся в точке соприкосновения. Это закон, который будет фундаментальным в функционировании всей отрасли. В платежке, естественно, нет такого узаконенного понятия "платеж за капитальный ремонт" - не может быть такой строки.

Вопрос: Когда заработает единый интернет-ресурс, призванный обеспечить контроль в сфере ЖКХ?

А.Попов: Я так понимаю, что под интернет-ресурсом вы имеете в виду решение, которое было нам поручено постановлением N459 от 10 июня 2011г. "О едином сайте для раскрытия информации управляющими компаниями". Этот сайт уже определен. 21 декабря был подписал приказ о регламенте работы этого сайта. В ближайшее время он заработает. Я думаю, что в течение нескольких месяцев он заработает на полную мощность. Постановлением N731 был установлен стандарт раскрытия информации – это перечень тех сведений, которые каждая управляющая компания (УК) должна раскрывать о своей деятельности. Там очень широкий набор этих сведений: там и цены на те услуги, которые она оказывает, вплоть до ее бухгалтерского баланса и расшифровок отдельных его статей. Но, как показала практика, далеко не все у нас УК оказались сознательными, вернее, их большинство, и раскрытия в полной мере не происходило. Поэтому в корректировку постановления N731 вышло 459-е, которое предусматривало единый сайт. Но самое главное, что 6 декабря был подписан федеральный закон (ФЗ) N403, который внес поправки в Административный кодекс РФ, согласно которым введена ответственность за нераскрытие информации. Стандарт как бы был определен, но раскрываемости не было, поэтому мы инициировали и подготовили законопроект, который ввел административную ответственность. Вступил он в силу 17 декабря и сейчас он уже действует. Теперь орган федерального надзора, который определен субъектом Федерации, имеет право наложить штраф на УК от 40 до 300 тыс. руб. за непредоставление информации. На едином сайте у нас каждый гражданин может увидеть сведения обо всех УК и определить для себя, какая более приемлема по качеству, по ценам на выполняемые услуги. Более того, ФЗ N403 предусматриваются не только штрафы к самим организациям, но и штрафы, а в дальнейшем и дисквалификация вплоть до 2 лет руководителей этих организаций. Поэтому и создается такой комплекс - стандарт раскрытия и ответственность за нераскрытие.

Это делается для того, чтобы вы не задавали вопрос о необоснованном повышении тарифа, и для того, чтобы понять, обманывают вас или нет, корректно ли поступают. Потребитель, гражданин должен понимать и иметь информацию о том, как это происходит. Таким образом мы и добились того, что в скором времени вся эта информация будет у всех, и поэтому любой гражданин, потребитель, который захочет выяснить, как работает его УК, может получить такую возможность. Более того, согласно ст.164 и 165 ФЗ N123, мы готовим постановление. Оно сейчас находится в финальной стадии согласования в аппарате правительства и в ближайшее время будет выпущено. Оно будет определять порядок предоставления информации местными органами самоуправления и ресурсоснабжающими организациями, и УК, и поэтому в каждом муниципалитете будет создана единая информационная база. Любой человек также сможет обратиться в муниципалитет по месту жительства и получить всю необходимую информацию. Если будет что-то не так, ущемляются права, то появится своевременная возможность для принятия мер.

Вопрос: Готова ли Россия к отказу от посредничества управляющих компаний при платежах за коммунальные услуги, чтобы избежать аккумулирования денежных средств ресурсоснабжающих организаций на расчетных счетах УК?

А.Попов: Давайте по порядку. Расщепление платежей – это когда платеж, который поступает от гражданина, сразу идет по всем тем направлениям, куда должны поступить его средства. Это газ, вода, электричество, жилищные услуги. Это и есть расщепление. В настоящее время готовится также постановление правительства. Оно уже в высокой степени готовности находится, которое будет давать методические рекомендации всем регионам, как это расщепление осуществить. Оно сейчас у нас во многих регионах – и в Санкт-Петербурге, и в Волгограде и во многих других регионах уже осуществляется. В Москве очень серьезно ведется работа в этом направлении. Но везде оно ведется по-разному, и мы прекрасно понимаем, что такую единообразную форму по всей стране – от Сахалина и до Калининграда – мы, конечно, не сделаем, поэтому там самые широкие полномочия будут даны субъектам Федерации.

Теперь относительно управляющих компаний (УК). На сегодняшний день нет какой-то обязательной нормы, что коммунальные платежи проводятся только через УК. Это предопределено ФЗ N123, это дело самих граждан. У нас есть три способа управления – через УК, управление через ТСЖ и непосредственное управление. Если граждане принимают решение о непосредственном способе, то у них есть непосредственное право (если это полное собрание жильцов дома решит) заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями, что во многом-то, особенно по газу, так и происходит. Нельзя сказать, что наши граждане – плохие плательщики, сейчас платежи достигают до 97%. Но есть вопросы по дальнейшему прохождению этих средств. Такая возможность есть и сейчас.

Вопрос: Какие преимущества дает новая форма квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг?
А.Попов: Новая форма платежки направлена, прежде всего, на решение тех задач, о которых мы уже говорили, то есть максимальности и доступности. В этой платежке уже выведена сумма за общедомовые расходы. Эта новая норма платежки, которая рекомендована приказом по министерству и утверждена. Она идет в развитие постановления N354, и в этой платежке раскрываются как раз все те направления, по которым должен поступить платеж. Она является одним из основных элементов того самого расщепления платежей, о котором мы уже говорили.
Вопрос: Почему платежка, которую разработал Минрегион, не обязательный документ? А это значит, что большинство УК решат его не вводить, так как этот документ достаточно громоздкий.
А.Попов: Потому что существует ФЗ N131, согласно которому есть разделение полномочий властей. Поскольку сбор платежей в ведении местных и региональных властей, то мы, как федеральный орган, им не можем диктовать условия. Мы им можем их рекомендовать.

И.Дружинина (фонд "Созидание"): В том варианте закона о капремонте, который отстаивает Минрегион, платежи аккумулируются в региональных фондах. Получается, что изношенные дома, которые в первую очередь нуждаются в ремонте, не получают средств из-за того, что собственники не могут выставить достаточное софинансирование. Другой вариант предложен Торгово-промышленной палатой, он предлагает предоставление долгосрочных низкопроцентных кредитов на ремонт. Почему он не поддерживается Минрегионом?

А.Попов: Я никак не могу согласиться с тем, что было высказано, мы никогда не были противниками привлечения кредитных средств. Наоборот, в наших законах - в тех вариантах, которые мы разрабатываем вместе с фондом, всегда были и присутствуют формы долгосрочного кредитования. По поводу очередности вы как раз говорите не то, что говорит наш разработанный вместе с фондом законопроект, а то, что предлагается Министерством экономики, другими вариантами. Я, например, впервые слышу, что там Торгово-промышленная палата тоже участвует.

Наоборот, когда создается единый фонд, тогда определяется первоочередность: дома, находящиеся в наиболее сложном положении, которые представляют собой наибольшую опасность для проживания или для окружающих, ремонтируются в первую очередь. Да, идет аккумуляция средств и устанавливается очередность, но это процесс постоянный, ведь собственники квартир не перестают платить после того, как их дома были отремонтированы. Каждый год появляются новые дома, которые надо ремонтировать, процесс не прерывается. Наоборот, то, о чем вы говорите, ваши пожелания, собственно говоря, в наших законопроектах и отражены. Первоочередность ремонта тех домов, которые находятся в сложном положении и, безусловно, схема долгосрочного кредитования.

И.Дружинина (социально-культурный фонд "Созидание"): В Москве очень много домов по 50-80 лет без капремонта. Москва сейчас пошла по тому же пути, когда одним из критериев очередности предоставления средств на капительный ремонт является процент софинансирования собственниками – от 5% до 25%. Означает ли это окончательный отказ государства от своих обязательств по капремонту? Что будет доводиться до аварийности и что дальше - отселение по ветхости и аварийности?

А.Попов: Вы абсолютно правы. Есть дома, которые десятки лет капитально не ремонтировались. Я уже сказал, что у нас 25-30% всего жилого фонда нуждается в капремонте, и он образовался как раз из-за длительного недоремонта.

Что же касается ухода государства, то так вопрос никогда не стоял и не стоит. Государство, безусловно, как и сейчас, будет участвовать в капремонте. Те фонды, о которых вы говорите, только небольшую часть в своем проекте подразумевают за счет граждан. Но вы назвали очень высокие проценты. О таких процентах пока речи не идет. Основную часть капитального ремонта все равно на себя возьмет государство за счет бюджетов трех уровней – федерального, регионального и муниципального. Уже принято принципиальное решение, сейчас готовится вся необходимая нормативно-правовая база для продления деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, так что будут определены объемы финансирования за счет федерального бюджета. На 16 февраля 2012г. запланировано специальное заседание правительства РФ, на котором будут рассмотрены вопросы действия Фонда содействия реформированию ЖКХ, и там все решения будут приняты. Поэтому абсолютно неверная информация о том, что государство каким-то образом пытается уйти от этого. Нет, это не так.

Ю.Полонский ("Деловой вестник"): Основной вопрос жилищной сферы - это кто в доме хозяин, а с этим у нас проблема. Вот что пишут эксперты Стратегии-2020, я цитирую: "Практически не работает институт общего собрания собственников помещений как орган управления многоквартирным домом". Чем вы объясняете этот факт? Планирует ли министерство какие-то меры стимулирования жилищного самоуправления в многоквартирных домах?

А.Попов: Безусловно, у нас несколько искажена, скажем так, структура собственности жилья, и она во многом отличается от европейской и от других. По данным комитета Госдумы по собственности, во всем мире в основном дело обстоит следующим образом: в 90% случаев один дом - один собственник. В развитых европейских государствах собственниками жилья являются 15-20% граждан. У нас же в многоквартирных домах до 90% находится в индивидуальной, частной собственности. Что касается того, что жильцы неактивно участвуют в управлении и ходят на собрания, то этот факт есть, но это, видимо, вопрос больше к социологам, почему они себя так социально пассивно ведут, а не к нам. То, что это затрудняет управление, безусловно. Массу вопросов, о которых мы говорим, одно дело решать с одним-двумя собственниками, которым принадлежат дома, а другое - когда у нас есть дома и под тысячу квартир. Представьте себе, нужно собрать тысячу собственников квартир. Это, конечно, сложно.

Мы считаем, что постепенно у нас должна увеличиваться доля арендного жилья, иные формы использоваться, кроме именно жилья в собственности. Вместе с тем необходимо, естественно, принимать меры, и в тот 123-й закон, который я уже неоднократно упоминал, введена еще одна форма управления домом - это совет дома. Совет дома нужен для того, чтобы, когда возникают какие-то вопросы, принимать решение от имени жильцов. Жильцами этот совет дома избирается и ему даются соответствующие полномочия. Но совет дома не подменяет управляющую компанию, ТСЖ (товарищество собственников жилья) или другое, он участвует в управлении именно от имени жильцов. Все те проблемы, которые назвали эксперты Стратегии-2020, действительно есть, они требуют решения. Но, к сожалению, многие из них, в частности структура собственности жилого фонда, не могут быть решены в одночасье, это длительный процесс.

Вопрос: Большинство членов ЖСК, выкупив свой пай, но так и не преобразовав свой кооператив в ТСЖ, оказались как бы вне правового поля – они одновременно и собственники, и кооператоры. В одном из законов Жилкодекса было требование: всем кооперативам перерегистрироваться в ТСЖ. Этот пункт убрали, но проблема осталась. Будет ли это как-то урегулировано?

А.Попов: Во-первых, мы должны всех членов кооперативов поблагодарить. Видимо, уже исторически они являются собственниками, и больше всего порядка именно в кооперативных домах и лучше всего управляемость.

Что касается обязательности требования, то, поскольку его никто не отменял, сама жизнь вносит коррективы. Если кооперативный дом нормально управляется и работает, то я не думаю, что кто-то будет их как-то принуждать к какому-то переоформлению или изменению той структуры, которая у них есть.

С.Козлов (журнал "Все о мире строительства"): Я бы хотел затронуть модную тему по энергосбережению. Сейчас все энергосбережение свелось практически к лампочкам китайским, ртутным, которые вредны для экологии, и к утеплению фасадов. Но утепление фасадов уже исчерпало потенциал, у нас есть много современных, более эффективных технологий по энергетике. Как министерство поощряет новые разработки в области энергосбережения и как оно стимулирует внедрение их?

А.Попов: Во-первых, у нас в каждом регионе разработана программа по энергосбережению и энергоэффективности, и любая федеральная программа, любое предоставление федеральных средств напрямую увязаны с наличием такой программы и ее исполнением. Если такая программа есть, если она исполняется, это является критерием предоставления, если нет - то средства не предоставляются. Это на сегодняшний день стимулирует.

Следующий аспект - большая работа проводится Фондом содействия реформированию ЖКХ, поскольку они сейчас используют самые новейшие технологии, используется солнечная энергия и другие. Также на дома, которые энергоэффективны и строятся на принципах энергосбережения, в первую очередь и направляются средства. Это все в приоритете.

А.Жуков (Новосибирск): Как происходит внедрение водосчетчиков? Столько бюрократических трудностей в их установке и последующей проверке! Почему так происходит? Можно ли как-то упростить процедуру?

А.Попов: Не совсем понятно, какие бюрократические трудности имеются в виду. Установка счетчиков проводится в самых разных вариантах: или гражданин сам устанавливает, или ему устанавливает та организация, которая поставляет ему воду. Есть льготы для ветеранов, пенсионеров, можно на эти цели брать заемные средства, дается рассрочка, иногда это включается в тариф также с рассрочкой. Тем более что у нас вообще гражданин может получать рассрочку до четверти платежа. О каких конкретно бюрократических трудностях идет речь? Запретить ставить счетчик никто не может, наоборот, это приветствуется.

Н.Бояркина ("АиФ"): Среди жителей многоквартирных домов очень много недовольства по оплате общедомового потребления воды и электроэнергии. Экономия за счет установки счетчиков сводится на нет. Уследить за этим невозможно. Дайте людям совет, что делать в этом случае. И подскажите, какие документы регулируют, как платить за потребление ресурсов – по квадратным метрам или по числу проживающих?

А.Попов: Эти вопросы регулируются постановлением N354. Здесь можно посоветовать, во-первых, наиболее эффективную меру – это оплата не по квадратным метрам. У нас такой оплаты нет, только по общедомовым нуждам по данному постановлению разница между индицидуальными показателями и общедомовыми распределяется пропорционально по квадратным метрам. Каких-то нормативов, установленных на квадратные метры, нет.

Что касается потерь, то они учитываются в тарифах в зависимости от состояния сетей в том или ином городе. Если граждане какого-то дома считают, что они оплачивают какие-то неоправданные потери, то я уж говорил, что им необходимо выяснить этот вопрос, дать все данные в Региональную энергокомиссию (РЭК) муниципалитета, и меры будут приняты. Сейчас есть все возможности для того, чтобы эти меры принимать. У нас вообще одна из главных проблем в том, что принимается очень много решений, которые направлены на упорядочение всех этих вопросов, но, к сожалению, на местах в субъектах Федерации, они не всегда реализовываются. Одна из наших главных задач информировать о том, что происходит и какие меры принимаются.

Т.Калинина (журнал "ЖКХ"): Новый комитет по ЖКХ в Госдуме возглавила Галина Хованская, известная своей критикой существующего направления законодательства в сфере ЖКХ. Возможно, что законы, которые будут продвигать "Единая Россия" и правительство, будут задерживаться в комитете, встречать препятствия. И наоборот - вопросы, которые будет проводить комитет, будут встречать противодействие "Единой России". Как вы считаете, труднее ли в такой ситуации будет проводить законы по ЖКХ?

А.Попов: Я не готов и не в нашей компетенции комментировать межпартийные отношения. Что касается комитета и возможной критики, то мы за конструктивную критику. Я думаю, что будем находить взаимоприемлемые решения, которые пойдут на пользу общему делу <…>

top.rbc.ru/society/22/12/2011/631364.shtml

 

Источник: http://minregion.ru