Владимир Путин провёл совещание «О мерах по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг». На нём обсуждался "ход выполнения прошлогодних майских поручений президента о мерах по обеспечению россиян доступным и комфортным жильём и повышению качества услуг ЖКХ".
Ход выполнения В.Путину явно не понравился.
Президент напомнил о необходимости создания общественных организаций, которые бы помогали власти контролировать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, работу управляющих компаний, а также следить за коммунальными тарифами в регионах. По его словам, подобные предложения поступают от людей очень часто, но, по всей видимости, редко пользуются реальной поддержкой, что необходимо исправить, чтобы сеть таких общественных организаций была создана уже этим летом.
Путин поручил правительству и главам регионов проверить работу системы соцподдержки при оплате гражданами услуг ЖКХ на адекватность, и при необходимости усовершенствовать её.
Кроме этого, он заявил, что результаты работы по обновлению жилищно-коммунального комплекса должны стать одним из критериев оценки эффективности региональных и муниципальных властей. Однако, по его словам, это не означает, что федеральная власть должна устраниться от решения этих проблем:
— Нам нужны не точечные, сиюминутные меры и латание дыр, а долгосрочные системные решения, нацеленные на то, чтобы люди получали качественные коммунальные услуги по приемлемым и понятным ценам. Вот мы бубним-бубним по поводу повышения качества услуг, а мало что меняется. Но если мы не будем этим заниматься, то столкнемся не с улучшением, а с деградацией. Поэтому я призываю самым серьезным образом к этому отнестись.
Глава государства хочет от ЖКХ, чтобы он стал «современным и эффективным, а не кормушкой для монополистов и сомнительных лавочек».
Продолжая тему «монополистов», Владимир Путин поручил сформулировать предложения о том, как повысить ответственность управляющих компаний за некачественные услуги. Необходимость вызвана тем, что, преимущественно, у собственников жилья нет реальных инструментов в борьбе за свои права. По словам президента, сейчас остаютсязаконодательные «дыры», что и создаёт хорошее основание для злоупотреблений. То есть, между УК практически нет конкуренции, создаются фиктивные ТСЖ, растет число рейдерских захватов домов между компаниями и так далее.
— Помню, как новации в сфере ЖКХ в свое время вводились, как подавались. Шума много было, а результат, мягко говоря, средний, а в некоторых случаях — отрицательный.
Глава государства напомнил, что по вопросу обеспечения прозрачности и совершенствования механизма формирования квартплаты правительству ранее было дано соответствующее поручение. О результатах данной работы он намерен спросить кабинет министров.
Помимо этого, Владимир Путин заметил, что уже созданы государственные жилищные инспекции, призванные осуществлять контроль за положением дел в сфере ЖКХ, которые также необходимо развивать.
Сергей Железняк, заместитель секретаря Генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы, на официальном сайте партии рассказал, почему цели реформ не были выполнены в полном объеме:
-- Одной из причин невысокой эффективности реформирования системы ЖКХ является недостаточно активное участие в процессе управления жильем самих граждан, именно поэтому так важен активный общественный контроль за выполнением главных задач, контроль роста тарифов и прозрачности работы управляющих кампаний.
Александр Сидякин, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, в разговоре с «Однако» назвал главную беду ЖКХ:
-- Основное недовольство президента и населения вызывает, конечно, рост тарифов. Если бы качество услуг оставалось тем же самым, но тарифы не росли, то у населения это не вызывало бы столь отрицательных эмоций. Поскольку качество услуг не растёт, но при этом растут цены и ресурсоснабжающие организации постоянно придумывают всё новые обоснования для роста тарифов – это вызывает наибольшее недовольство.
Конечно, других проблем в ЖКХ много, но тарифы – это главное. Их рост выше уровня инфляции. Идеальная модель, при которой граждане будут чувствовать себя комфортно, это когда рост тарифов по году не превышает инфляцию.
Реформа ЖКХ – это перманентное состояние того, чем мы сейчас занимаемся. Конечно, мы мониторим правоприменительную практику. Если мы приняли изменения в Жилищный кодекс и они вступили в силу (по капремонту), то сейчас на повестке дня вопрос об изменении закона о теплоснабжении, о долгосрочных инвестициях в предприятия тепло-, электро- и водоснабжения.
Какие же основные задачи будут решаться по итогам совещания, корреспонденту «Однако» рассказал один из участников сочинского совещания по улучшения качества ЖКХ, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве РФАндрей Чибис:
-- Во-первых, необходимо совершенствование правил на рынке управления жильём, чтобы это был всё-таки цивилизованный рынок, а не такой, как сейчас. Работу управляющих компаний нужно подкрепить возможностью собственников принимать решения, то есть обеспечить контроль за выполнением работы управляющими организациями. Сейчас готовится проект нормативно-правовых актов.
Мы должны спрашивать губернаторов за качество, строить реальные плановые программы, привлекать инвесторов, заключать конституционные соглашения и так далее.
Евгения Юнисова, исполнительный директор Ассоциации некоммерческих организаций по содействию развитию ТСЖ и ЖСК считает, что пока потребитель не возьмёт всё в свои руки, ничего не изменится:
-- Главной проблемы ЖКХ, помимо роста тарифов несоизмеримых с качеством, является запущенность ситуации в целом. Все, что доведено до такого состояния, уже не поддаётся реформированию. Что можно сделать с изношенными инженерными сетями, никуда не годной энергонеэффективной коммунальной инфраструктурой, которая сжирает 40% ресурса? Нужно поменять систему радикально, нужно это всё модернизировать, реконструировать, нужно находить денежные средства, и следить, чтобы они эффективно расходовались.
Правительство этим занимается, вовлечен и экспертный потенциал, но пока не будет задействован потребитель в принятии управленческих решений и он не начнет контролировать качество получаемых услуг, пока у потребителя не появятся механизмы воздействия, ничего радикально не поменяется. Потому что в конечном итоге за всё платит потребитель. Можно сколько угодно «сверху» шлифовать законы, определять условия, рамки, пытаться вводить саморегурирование, раскрытие информации и так далее, но если потребитель не будет этой самой раскрытой информацией умело пользоваться, то кто будет осуществлять функции заказчика? Государство? -- Это не эффективно. Функции заказчика должен выполнять сам заказчик, в данном случае, это собственник.
Отметим тот факт, что россияне считают проблемы ЖКХ едва ли не первостепенными в своей жизни, плюс к этому – недовольство этой сферой только растёт. Так, недавний опрос ВЦИОМ показал, что в январе 2013 года 54% россиян положение дел в этой сфере назвали наиболее важной проблемой. К примеру, в прошлом году то же самое говорили 47% респондентов. Говоря о проблемах в государственном масштабе, опрошенные также отмечают тему ЖКХ (55%), правда, немного меньше, чем год назад (58%).
Интересно, что безработица (27%), состояние экономики (15%) и задержки зарплат (9%), вопреки расхожим мнениям, россиян волнуют меньше всего.
Источник http://www.odnako.org/