Н.С. Лукина,
Председатель президиума
Некоммерческого партнерства «Управдом»
(Москва)
11 февраля в Общественной Палате РФ рабочая группа представила для обсуждения законопроект, который будет внесён в Государственную Думу от Правительства РФ. Полное название законопроекта: «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» («О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами»)».
Наказ члена Рабочей группы по развитию жилищно-коммунального хозяйства Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации Алексея Макрушина всем экспертам, кто принял участие в обсуждении, был категоричен: законопроект будет внесён, обсуждать просим без концепций и эмоций, только предложения по конкретным пунктам.
Без эмоций и концепций всё-таки не обошлось, уж очень непрофессиональным и меняющим концепцию ЖК РФ выглядит законопроект. Что касается ТСЖ/ЖСК, то приговор экспертного сообщества, разбирающегося в данном вопросе, был единодушным: вносимый в Госдуму законопроект полностью убьёт жилищное самоуправление.
Разработчики всё больше переключаются на административно-командные методы в сфере управления МКД, считая, что только такие методы могут исправить положение в ЖКХ.
Что грозит самоуправлению в МКД, чем недовольны эксперты:
Первое: Обязательное лицензирование всех УО, а также «многодомовых» ТСЖ и ЖСК, за исключением перечисленных в статье 136 ЖК РФ, и невозможность работы без лицензии, даже, если собственники МКД честно и осознано выбрали УО или ТСЖ/ЖСК как способ управления. Многодомовые (в том числе 2-х, 3-х, 4-х домовые) ТСЖ/ЖСК вообще у нынешних законодателей «вне закона». Их обязательное лицензирование, возможное лишение лицензии в итоге отнимает у собственника право владения и пользования своим имуществом. Норма нарушает не одну статью Конституции РФ. Хочется для оценки бедствия привести одну из статей законопроекта целиком:
«Статья 203. Особенности лицензирования товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива
1. Для целей лицензирования в качестве должностного лица лицензиата понимается председатель правления товарищества собственников жилья, председатель правления жилищного кооператива.
2. В случае приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии общее собрание членов товарищества собственников жилья, общее собрание членов жилищного кооператива в течение десяти рабочих дней со дня направления органом государственного жилищного надзора информации в порядке, установленном частью 5 статьи 198 настоящего Кодекса, обязаны принять одно из следующих решений:
1) о переизбрании председателя правления товарищества собственников жилья, председателя правления жилищного кооператива;
2) о реорганизации в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса;
3) о заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, имеющей лицензию;
4) об изменении способа управления многоквартирными домами.
3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи, заявление о предоставлении лицензии подается в установленном порядке и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 195 настоящего Кодекса».
Захочет ли кто-нибудь стать председателем правления, из кого собственники будут выбирать или за них кто-нибудь решит, как это неоднократно уже было? Какой прекрасный способ передать успешные дома, управляемые ТСЖ «своей» ОУ!
Второе: Все руководители УО, в том числе председатели лицензируемых ТСЖ/ЖСК, должны иметь квалификационные аттестаты, т.е. пройти обучение и сдать экзамены. Как это сделать, когда такой специальности, как управление МКД просто нет. Кто будет учить и за какие деньги? Квалификационный аттестат выдаётся сроком на 3 года, правление и председатель правления ТСЖ избираются сроком на 2 года. Если председателя переизбрали, то новый сначала должен выучиться, сдать экзамен, получить лицензию, а потом приступить к выполнению своих обязанностей?
Третье: Выдача лицензий и проверка их наличия у тех, кто управляет, поручена жилинспекции (органам жилищного надзора), которая и сейчас не справляется с возложенными на неё функциями по контролю уставной деятельности ТСЖ, имеют довольно низкую квалификацию (а судьи кто?) Штрафы для ТСЖ за управление без лицензии не сравнимы со штрафами за нарушение норм и правил эксплуатации: от 300 до 500 тыс. на организацию и от 300 до 500 тыс. на должностное лицо, или дисквалификацию. С кого будут брать штрафы, разработчики не подумали. ТСЖ и ЖСК некоммерческие организации, прибыли у них нет, всё может собираться только с самих собственников. Более того за осуществление «предпринимательской» деятельности по управлению ТСЖ, ЖСК величина штрафа на организацию возрастает до 700 тыс. руб. Разработчики не удосужились заглянуть в ЖК РФ: у ЖСК и ТСЖ нет предпринимательской деятельности. Штрафов в законопроекте для ТСЖ и ЖСК много и по разному поводу и все по 300-500 тыс. «Оторвались» на ТСЖ/ЖСК, как на главной причине провалов в сфере ЖКХ;
Четвертое: В законопроекте собственник как главный субъект управления вообще отсутствует. Он присутствует завуалировано в несколько ином качестве. УО, ТСЖ, ЖСК можно лишить лицензии при наличии двух неисполненных предписаний органов жилищного надзора. Как получить предписание при наличии жалоб многим председателям и УО хорошо известно.
На обсуждении эксперты отмечали несбалансированность требований к организациям, управляющим МКД и к самим собственникам. Если собственники не исполняют требования закона, то «козлами отпущения» выступают УО, ТСЖ, ЖСК
Ирина Маликова из "Жилкомаудита" предлагаемый законопроект назвала триллером, который непонятно чем закончится и для УО, и для ресурсоснабжающих компаний, и для потребителей.
Было предложение не править законопроект, а переписать его. Но, как объяснили ведущие обсуждения, поправки и обсуждение будут уже в Госдуме в первом чтении.
Надо серьёзно отнестись к обсуждению законопроекта на местах, всем объединениям собственников высказать своё консолидированное мнение. Иначе всем «КРАНТЫ». Как принимаются решения в Государственной думе нам хорошо известно!
Подробности обсуждения на сайте Общественной палаты РФ:
http://oprf.ru/ru/press/news/2014/newsitem/23848
А так же видеоархив: http://video.oprf.ru/conference/view/id/2097
Приложения:
Текст законопроекта(в фаиле)
Заключение Института экономики города на проект федерального закона № 448902-6(в фаиле)