Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

О предлагаемом лицензировании управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК

Обсуждение без права выбора!

 

Н.С. Лукина,
Председатель президиума
Некоммерческого партнерства «Управдом»
(Москва)

 

11 февраля в Общественной Палате РФ рабочая группа представила для обсуждения законопроект, который будет внесён в Государственную Думу от Правительства РФ. Полное название законопроекта:  «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» («О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами»)».

Наказ члена Рабочей группы по развитию жилищно-коммунального хозяйства Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации Алексея Макрушина всем экспертам, кто принял участие в обсуждении, был категоричен: законопроект будет внесён, обсуждать просим без концепций и эмоций, только предложения по конкретным пунктам.

 

Без эмоций и концепций всё-таки не обошлось, уж очень непрофессиональным и меняющим концепцию ЖК РФ выглядит законопроект. Что касается ТСЖ/ЖСК, то приговор экспертного сообщества, разбирающегося в данном вопросе, был единодушным: вносимый в Госдуму законопроект полностью убьёт жилищное самоуправление.

Разработчики всё больше переключаются на административно-командные методы в сфере управления МКД, считая, что только такие методы могут исправить положение в ЖКХ.

 

Что грозит самоуправлению в МКД, чем недовольны эксперты:

Первое: Обязательное лицензирование всех УО, а также «многодомовых» ТСЖ и ЖСК, за исключением перечисленных в статье 136 ЖК РФ, и невозможность работы без лицензии, даже, если собственники МКД честно и осознано выбрали УО или ТСЖ/ЖСК как способ управления. Многодомовые (в том числе 2-х, 3-х, 4-х домовые) ТСЖ/ЖСК вообще у нынешних законодателей «вне закона». Их обязательное лицензирование, возможное лишение лицензии в итоге отнимает у собственника право владения и пользования своим имуществом. Норма нарушает  не одну  статью Конституции РФ. Хочется для оценки бедствия привести одну из статей законопроекта целиком:

 

«Статья 203. Особенности лицензирования товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива

 

1. Для целей лицензирования в качестве должностного лица лицензиата понимается председатель правления товарищества собственников жилья, председатель правления жилищного кооператива.

2. В случае приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии общее собрание членов товарищества собственников жилья,  общее собрание членов жилищного кооператива в течение десяти рабочих дней со дня направления органом государственного жилищного надзора информации в порядке, установленном  частью 5 статьи 198  настоящего Кодекса, обязаны принять одно из следующих решений:

1) о переизбрании  председателя правления товарищества собственников жилья, председателя правления жилищного кооператива;

2) о реорганизации в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса;

3) о заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, имеющей лицензию;

4) об изменении способа управления многоквартирными домами.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 части 2 настоящей статьи, заявление о предоставлении лицензии подается в установленном порядке и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 195 настоящего Кодекса».

Захочет ли кто-нибудь стать председателем правления, из кого собственники будут выбирать или за них кто-нибудь решит, как это неоднократно уже было? Какой прекрасный способ передать успешные дома, управляемые ТСЖ «своей» ОУ!

 

Второе: Все руководители УО, в том числе председатели лицензируемых ТСЖ/ЖСК, должны иметь квалификационные аттестаты, т.е. пройти обучение и сдать экзамены. Как это сделать, когда такой специальности, как управление МКД просто нет. Кто будет учить и за какие деньги? Квалификационный аттестат выдаётся сроком на 3 года, правление и председатель правления ТСЖ избираются сроком на 2 года. Если председателя переизбрали, то новый сначала должен выучиться, сдать экзамен, получить лицензию, а потом приступить к выполнению своих обязанностей?

 

Третье: Выдача лицензий и проверка их наличия у тех, кто управляет, поручена жилинспекции (органам жилищного надзора), которая и сейчас не справляется с возложенными на неё функциями по контролю уставной деятельности ТСЖ, имеют довольно низкую квалификацию (а судьи кто?)  Штрафы для ТСЖ за управление без лицензии  не сравнимы со штрафами за нарушение норм и правил эксплуатации: от 300 до 500 тыс. на организацию и от 300 до 500 тыс. на должностное лицо, или дисквалификацию. С кого будут брать штрафы, разработчики не подумали. ТСЖ и ЖСК некоммерческие организации, прибыли у них нет, всё может собираться только с самих собственников. Более того за осуществление «предпринимательской» деятельности по управлению ТСЖ, ЖСК величина штрафа на организацию возрастает до 700 тыс. руб. Разработчики не удосужились заглянуть в ЖК РФ: у ЖСК и ТСЖ нет предпринимательской деятельности. Штрафов в законопроекте для ТСЖ и ЖСК много и по разному поводу и все по 300-500 тыс. «Оторвались» на ТСЖ/ЖСК, как на главной причине провалов в сфере ЖКХ;

 

Четвертое: В законопроекте собственник как главный субъект управления вообще отсутствует. Он присутствует завуалировано в несколько ином качестве. УО, ТСЖ, ЖСК можно лишить лицензии при наличии двух неисполненных предписаний органов жилищного надзора. Как получить предписание при наличии жалоб многим председателям и УО хорошо известно.

 

На обсуждении эксперты отмечали несбалансированность требований к организациям, управляющим МКД и к самим собственникам. Если собственники не исполняют требования закона, то «козлами отпущения» выступают УО, ТСЖ, ЖСК

 

Ирина Маликова из "Жилкомаудита" предлагаемый законопроект назвала триллером, который непонятно чем закончится и для УО, и для ресурсоснабжающих компаний, и для потребителей.

 

Было предложение не править законопроект, а переписать его. Но, как объяснили ведущие обсуждения, поправки и обсуждение будут уже в Госдуме в первом чтении.

Надо серьёзно отнестись к обсуждению законопроекта на местах, всем объединениям собственников высказать своё консолидированное мнение. Иначе всем «КРАНТЫ». Как принимаются решения в Государственной думе нам хорошо известно!

 

 

Подробности обсуждения на сайте Общественной палаты РФ:

http://oprf.ru/ru/press/news/2014/newsitem/23848

 

А так же видеоархив: http://video.oprf.ru/conference/view/id/2097

 

Приложения:

Текст законопроекта(в фаиле)

Заключение Института экономики города на проект федерального закона № 448902-6(в фаиле)