Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

ПРОГРАММА развития ресурсных центров жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ на базе СО НКО с внедрением механизмов контроля и реализации проектов по энергосбережению, направленных на снижение затрат жителей на ЖКУ

Сроки: 
1 Декабрь 2014 - 30 Ноябрь 2016
Место: 
20 субъектов Российской Федерации
Организаторы: 
Некоммерческое Партнерство жилищных объединений и граждан за сохранение и улучшение жилища «Управдом»

Регистрационный номер заявки: З-2014-188-178754-330                                 Москва 2014 год

 

Паспорт Программы развития ресурсных центров жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ на базе СО НКО с внедрением механизмов контроля за количеством и качеством коммунальных услуг и поставляемых энергоресурсов в многоквартирные дома, моделей проектов по энергосбережению, направленных на снижение затрат жителей на жилищные и коммунальные услуги

 

Программа утверждена решением  Президиума Некоммерческого Партнерства «Управдом»,

Протокол от 01 августа 2014 года

 

Содержание:

Раздел 1. «Текущие состояние сферы реализации программы»

  1. общая характеристика сферы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся целевой группой программы, на территории реализации программы,
  2. основные проблемы, ограничивающих развитие деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся целевой группой программы
  3. существующий опыт работы по решению выбранных проблем целевой группы на территории реализации программы
  4.  субъекты Российской Федерации, на территории которых будет реализовываться программа и порядок их выбора

 

Раздел 2. Цели и задачи программы;

2.1. Цели Программы

2.2. Задачи Программы

 

Раздел 3. Основные мероприятия, этапы и сроки реализации программы;

 Этапы и сроки программы. Календарный план.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

развития ресурсных центров жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ на базе СО НКО с внедрением механизмов контроля за количеством и качеством коммунальных услуг и поставляемых энергоресурсов в многоквартирные дома, моделей проектов по энергосбережению, направленных на снижение затрат жителей на жилищные и коммунальные услуги

 

 

Раздел 1. Текущие состояние сферы реализации программы

  1. Общая характеристика сферы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся целевой группой программы, на территории реализации Программы

На сегодняшний день сфера жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране характеризуется рядом проблем, вызывающих серьезную обеспокоенность населения Российской Федерации. Результатом ряда социологических опросов на протяжении двух последних лет является то, что более 50% из числа опрошенных респондентов выдвигают проблемы в ЖКХ на позицию самых значимых вопросов. Большую тревогу граждан вызывает состояние жилых домов и инженерной инфраструктуры, их предельная изношенность, нерациональное использование энергоресурсов, рост цен на услуги ЖКХ при их все еще низком качестве, отсутствие средств на капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов, их опережающий уровень старения по сравнению с вводимыми объектами после капремонта.

По данным Росстата на 2013 год в частной собственности находится более 80% помещений в многоквартирных домах, около 18 % помещений принадлежит органам местного самоуправления (муниципалитетам) и чуть менее 2% составляют долю государственного (ведомственного) жилищного фонда.

Бесплатная приватизация не способствовала появлению ответственного собственника -  многоквартирный дом (МКД) представляет собой  конгломерат юридических и физических лиц разного достатка и с разными целями: цели собственников жилых помещений и расположенных в домах нежилых помещений отличаются. Интересы у разных групп собственников – разнятся. Рост расходов домохозяйств на жилищно-коммунальные услуги влечет за собой и размер неплатежей. При этом бремя неплатежей несут, в основном, управляющие организации, что так же является существенным фактором к снижению эффективности управления, уменьшению доли средств, направляемых на содержание, текущий ремонт жилого фонда.

В большинстве своем собственники помещений пассивны, что является следствием патерналистских отношений, главенствующих в отношениях между государством (бывшим наймодателем) и нанимателем (потребителем услуг), сохраняющееся все последующие 20 лет с момента начала приватизации. Принцип потребителя: «мне все должны, а я никому» - главенствует. Заигрывание государства с собственниками не способствует развитию ответственного потребителя ЖКУ. Отсутствует информированное согласие большинства собственников – люди живут в «замкнутом» пространстве, отсутствует ощущение коллективной ответственности за состояние многоквартирного дома. Большинство собственников не имеют должных социальных компетенций по коллективному принятию решений. Масштабы собственности и ее ткущее состояние являются физическим фактором, который может играть ключевую роль к побуждению социальной активности: чем больше дом, тем сложнее принимать решения. Чем старее дом, тем больше средств надо на капитальный ремонт, и тем сложнее их найти. Однако, государственная система просвещения собственников отсутствует, а отдельные компоненты информирования граждан носят не комплексный, бессистемный характер, в силу чего низко эффективны.

Необходимо активно просвещать и информировать собственника о его обязанностях посредством создания инфраструктуры ресурсной поддержки по данным вопросам как самих  жителей, так и их объединений.

Технологии жилищного просвещения должны базироваться на специально созданной ресурсной поддержке: финансовой, организационной. Практика деятельности Сети школ жилищного просвещения показала ряд существенных преимуществ объединений собственников на уровне дома или группы домов – Товариществ собственников жилья, Жилищных и Жилищно-строительных кооперативов, которые активно применяют различные инструменты по взаимодействию с собственниками: методы и формы информирования, принятия решений, формирования общественного мнения, утверждения внутренней политики и правил.

Просвещение собственников в конечном результате минимизирует транзакционные издержки на получение гражданами полноценной информации. Во-первых, не запрашивается излишня информация, во-вторых, не нагружаются не профильные органы (жалобами и обращениями в органы власти всех уровней), в-третьих, гражданами максимально используются возможности, определенные законодательством о раскрытии информации.

Однако, сами жилищные объединения, имеющие целью деятельности – эффективное управление общим имуществом, имеют крайне ограниченные возможности к созданию системы просвещению жителей. Такая задача ставится перед ресурсными центрами – некоммерческими организациями, осуществляющими информационную и методическую поддержку деятельности жилищных объединений.

 Основными целями жилищного просвещения можно обозначить:

  • формирование социальных компетенций собственников, в том числе по коллективному принятию решений
  • развитие институтов самоуправления жильем
  • формирование механизмов ответственности за надлежащее содержание общего имущества
  • компетенции в части эффективных моделей управления, ремонта и модернизации жилого фонда

Проблема,  наиболее беспокоящая граждан - рост расходов на жилищные и коммунальные  услуги. Индексы приведены по данным Росстата

Проблема роста расходов на жилищно-коммунальные услуги носит системный характер. На протяжении ряда лет уровень роста расходов домохозяйств значительно превышал уровень роста инфляции в потребительской сфере, что наглядно отражено в данной иллюстрации. За последние 10 лет индексы цен в ЖКХ по сравнению с инфляцией возросли в 2,7 раза.  При этом в структуре платежа населения за ЖКУ -  плата за содержание и ремонт жилья составляет 19%, а коммунальные услуги более 80% соответственно

В структуре платы за ЖКУ, к примеру, на 2001 год в отличие от 2012 года, жилищные услуги составляли 35%, тогда как во всех Европейских странах со схожим климатом – соотношение жилищных и коммунальных услуг 50/50. 

Увеличение расходов на оплату коммунальных услуг за счет «сдерживания» роста расходов на содержание и текущий ремонт жилья привело к крайне негативным последствиям: ввиду нехватки средств на поддерживающие ремонты, жилищный фонд катастрофическими темпами ветшает. Сегодня более 60% жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте, а по самым скромным оценкам специалистов финансовая потребность на эти цели составляет от 3 до 7 трл. рублей, При этом, 15% жилищного фонда является аварийным и подлежащим сносу, что влечет колоссальные затраты государства на строительство жилья для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, поскольку в случае признания многоквартирного дома аварийным, ответственность за его снос и переселение граждан ложится на органы местного самоуправления, согласно нормам законодательства РФ.

 

Население в России крайне заинтересовано сегодня в энергосбережении и сокращении потребления энергоресурсов. На первом плане стоят не столько экологические проблемы, сколько неуклонный рост затрат домохозяйств на оплату коммунальных услуг. Рост расходов на жилищные и коммунальные услуги приводит к тому, что семьи вынуждены отказываться от других видов платных услуг,  в том числе: транспортных услуг, услуг правового характера, санаторно-курортного обслуживания.

Из приведенной таблицы очевидно, что расходы на эти виды услуг сокращаются обратно пропорционально росту расходов на ЖКУ.

 

 

           

Существует мнение, что причины увеличения расходов на коммунальные услуги кроятся в опережающем росте тарифов. Но проведенный Заявителем Программы анализ структуры потребления жилищных и коммунальных услуг показывает, что это не совсем так. Причинами роста расходов граждан являются кроме того: нерациональное потребление энергии и коммунальных ресурсов, активная незаинтересованность ресурсоснабжающих организаций в снижении потребления энергоресурсов, сложности в осуществлении контроля за количеством и качеством потребления энергоресурсов; сложности принятия коллективных решений собственниками помещений в многоквартирных домах; организационные и финансовые трудности в проведении энергоэффективных мероприятий.

В энергосбережении заинтересованы не только сами граждане и жилищные НКО, которые создаются и действуют в интересах собственников жилья, но и органы государственной власти и местного самоуправления, поскольку основными целями энергосбережения являются: сокращение потребления энергоресурсов, при том, что рост потребления энергоресурсов создает ряд негативных последствий, таких как увеличение добычи все более труднодоступных углеводородов, производство и ввод новых генерирующих мощностей и задействование территорий для их строительства и прокладки сетевой инфраструктуры, подведения коммуникаций; проблемы утилизации отходов, несущие в свою очередь экологические проблемы и рост расходов в данном аспекте. Важной целью энергосбережения является сокращение расходов граждан на оплату коммунальных услуг, но эти проблемы касаются не только граждан – конечных потребителей энергоресусров. Увеличение расходов на ЖКУ влечет существенную нагрузку на местные и региональные бюджеты в связи с выплатами дотаций, льгот и субсидий семьям с низкими доходами. И еще одна немаловажная цель – это повышение комфортности и безопасности проживания, снижение нагрузки на сетевую инженерную сеть, внутридомовое оборудование и коммуникации в случаях снижения объема потребления и сокращения поставки избыточных энергоресурсов.

 

  1. основные проблемы, ограничивающих развитие деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся целевой группой Программы

 

На сегодняшний день наиболее эффективным способом управления многоквартирными домами, в силу своей природы создания и деятельности,  являются Товарищества собственников жилья и Жилищно-строительные кооперативы. Эти объединения собственников жилья напрямую заинтересованы в реализации прав собственников на эффективное управление общим имуществом многоквартирного дома, его сохранению и улучшению.

Объединения граждан в жилищной сфере – Товарищества собственников жилья (ТСЖ); Жилищные и Жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК) представляют собой некоммерческие объединения граждан – собственников жилой недвижимости, число которых в нашей стране составляет более 210 тысяч. К примеру, в Москве число действующих ТСЖ и ЖСК составляет более 5100, в Санкт-Петербурге – более 2200, в Нижнем Новгороде – более 1500, в Ростове-на-Дону – более 1100. В управлении жилищных объединений на сегодняшний день находится порядка 15% всего числа многоквартирных домов.

Однако, не смотря на такое большое число НКО в жилищной сфере, отсутствует система региональной и муниципальной поддержки их деятельности. Жилищные НКО испытывают недостаток информированности, методической и организационной поддержки, обучения и повышения квалификации руководящих кадров и персонала НКО. Для принятия коллективных решений жилищные НКО испытывают недостаточность положительных примеров, экономических обоснований, примерных бизнес-планов и набора типовых проектов по ремонту и модернизации многоквартирных домов.

Большую роль в поддержке деятельности жилищных объединений граждан осуществляют региональные Ассоциации и Союзы Товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а так же региональные центры жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ, созданные на базе региональных жилищных СО НКО.

Ряд таких СО НКО имеет большой опыт в осуществлении деятельности в качестве региональных центров по содействию создания и развития жилищных НКО (ТСЖ, ЖК, ЖСК). Однако, Социально-ориентированные НКО испытывают большие затруднения в своей деятельности ввиду отсутствия квалифицированного персонала и экспертной поддержки, недостаточности методической оснащенности. Деятельность таких НКО не в полной мере востребована со стороны органов муниципальной и региональной власти, недостаточно освещена в СМИ. Специалисты данных НКО, не смотря на значительный опыт, мало вовлечены в работу общественных советов при органах исполнительной власти, включая профильные министерства и ведомства, тогда как и общественные советы, и органы представительной власти не обеспечены экспертами-практиками, работающими в общественных организациях и представляющих интересы потребителей в жилищной сфере. Повестка дня региональных Общественных палат и общественных советов профильных министерств недостаточно ориентирована на тематику общественных механизмов контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, жилищного просвещения в части возможностей минимизации расходов на ЖКУ, организации и проведения мероприятий по энергосбережению.

Устойчивость деятельности СО НКО в жилищной сфере крайне зависит от приоритетов в части поддержки НКО из средств региональных и муниципальных бюджетов, причем в большинстве пилотных регионов поддержка НКО, осуществляющих деятельность по жилищному просвещению и организации общественного контроля не является приоритетной с точки зрения региональных операторов при формировании региональных Программ поддержки СО НКО. Исключение составляют лишь отдельные регионы, где проекты и программы СО НКО по жилищному просвещению находят поддержку за счет средств регионального и городского бюджета. (Программы по «жилищным урокам в школах, Развитие студенческих правовых бюро по жилищному консультированию).

Отсутствуют горизонтальные связи между СО НКО различных регионов, экспертный обмен, обмен практиками и лучшим опытом затруднен ввиду отсутствия достаточной координации на межрегиональном и федеральном уровне.

Имеющийся добровольческий потенциал в лице опытных председателей ТСЖ и ЖСК, жилищных активистов Советов МКД, молодых специалистов, студентов профильных учебных заведений – слабо задействован в работе СО НКО.

Кроме того, в работе СО НКО неблагоприятно сказывается отсутствие положительных примеров по реализации энергоэффективных мероприятий и внедрению моделей камерального и инструментального контроля объема и качества поставляемых энергоресурсов, сказывается недостаток знаний о современных технологиях и оборудовании, экономических эффектах, достигнутых при реализации подобных проектов.

 

  1. Существующий опыт работы по решению выбранных проблем целевой группы на территории реализации программы

 

  1. Опыт СО НКО в пилотных регионах по означенной тематике Программы.

У жилищных НКО – Товариществ собственников жилья, Жилищных и Жилищно-строительных кооперативов есть существенное преимущество в отношение организации принятия коллективных решений и наличия организационных механизмов проведения работ по капитальному ремонту и модернизации жилых домов. Однако этим НКО не хватает положительной практики, необходимой для проведения информационной кампании перед принятием коллективных решений, не достает собственного опыта и знаний в области энергосбережения и контроля за объемом и качеством поставляемых энергоресурсов, сказывается отсутствие методической базы. Необходимо создание региональных и муниципальных ресурсных центров по поддержке жилищных НКО, которые могли бы осуществлять обучение, методическую поддержку по организации контроля качества и объема поставляемых энергоресурсов в многоквартирные дома;  планирование, организацию и проведение мероприятий по снижению расходов на коммунальные услуги, по проведению энергоэффективной модернизации.

Как отмечает большинство экспертов, потенциал энергосбережения в жилищной сфере колоссален. Не менее 40% энергетических ресурсов, в среднем, в жилищной сфере расходуется с избытком. При объеме денежного оборота в этой сфере ежегодно порядка 1,5 трл. рублей (из этих средств 80% составляют расходы на коммунальные услуги), снижение энергопотребления хотя бы на 10% в год могло бы составить не менее 120 миллиардов рублей. Причем, как средств граждан, так и бюджетов всех уровней. Эти средства целесообразно было бы перенаправить на цели капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов, что позволило бы за крайне короткий срок осуществить региональные программы по капитальному ремонту жилых строений.

Заявителем Программы совместно с региональными НКО проведена аналитическая работа по определению потенциала экономии энергоресурсов на конкретных пилотных домах в ряде регионов. Так, в городе Ростов-на-Дону Ростовской Ассоциацией ТСЖ и ЖСК проведены энергетические обследования на 20 многоквартирных домах ТСЖ и ЖСК, подготовлены энергетические паспорта с рекомендациями по выбору пакета мероприятий по энергосбережению. При экспертном сопровождении Заявителя проведены инструментальные исследования объема и качества потребления тепловой энергии и потенциала энергосбережения в 45 многоквартирных домах в Москве. Кроме того, при сотрудничестве с Аналитическим Центром при Правительстве РФ, совместно с дирекцией АЦ по проблемам ЖКХ, обсуждены результаты документарного камерального исследования объемов потребления энергоресурсов в ряде домов ТСЖ и ЖСК Москвы, в результате подтвержден потенциал возможного сокращения энергоресурсов  в объеме не менее 40% в среднем по многоквартирным домам. Причем, в отдельном числе домов, составляющих около 5%, установлен объем избыточного теплопотребления, превышающий норматив теплопотребления в 2 и более раза, где мероприятия по энергоэффективной модернизации потенциально могли бы привести к снижению энергопотребления не менее, чем в 2 раза, т.е. на 50 и более процентов в таких домах.

Что касается пилотных регионов реализации Программы: в данных регионах средний региональный индекс расходов на жилищные и коммунальные услуги, утвержденный  на 2014 год, составляет 150 рублей на 1м2 общей площади жилых помещений в месяц (от 100 до 200 рублей по регионам). Из объема утвержденного индекса расходов 80% составляют коммунальные услуги. Предполагается, что мероприятия Программы приведут к экономии энергопотребления в пилотных домах в размере не менее 10% ежегодно. В среднем за год экономия на каждую квартиру составит 6000 - 7000 рублей, что в многоквартирном доме из 200 квартир составит ежегодную сумму 1 200 000 – 1 400 000 рублей.

Что дает такая сумма экономии для каждого многоквартирного дома?  К примеру, это сумма сопоставима с затратами на: установку ИТП с автоматическим  погодным регулированием, или с заменой 1 лифта, или капитального ремонт кровли, или косметического ремонта 7-ми подъездов, или с заменой 120 окон с подоконниками и отливами и пр.

Если же экономия потребления энергоресурсов составит 40 и более процентов, то сумма экономии составит 5 000 000 рублей, что позволит провести выборочный или, в ряде домов, комплексный капитальный ремонт.

Заявителем программы проведен анализ снижения энергопотребления в многоквартирных домах, оснащенных коллективными и индивидуальными (квартирными) приборами учета. Результаты аналитической работы показали, что в Москве и Московской области оснащение приборами учета привело только к снижению потребления холодной воды. А потребление горячей воды и тепловой энергии  на отопление практически не снизилось, а в ряде домов, составляющих от 5 до 15% в различных районах – превысило нормативы потребления от 40% до 200% и более, что свидетельствует о крайне нерациональном потреблении тепловой энергии и горячей воды.

Несмотря на то что с Москве почти во всех домах, начиная с 2002 года установили общедомовые узлы и приборы учета, но расчет зачастую производится по нормативу, хотя имеется АКТ ввода прибора учета в эксплуатацию. Перетопы носят повсеместный характер,

в свою очередь теплоноситель для ГВС особенно в летний период не отвечает требованиям САНПИНа, т.е горячая вода подается ниже требуемой температуры, что влечет дополнительный объем потребления (при смешивании с холодной водой в большем объеме потребляется именно горячая вода, которая оплачивается по объему)

Анализ показал, что причинами такого высокого потребления отопления и горячей воды являются: несовременные, устаревшие инженерные системы многоквартирных домов (отсутствие регуляторов и автоматики, недостаточный уровень обслуживания инженерных сетей МКД; недостоверные и некачественные приборы учета; некачественная поставка энергоресурсов (температура горячей воды – ниже нормы, а температура теплоносителя на отопление превышает температурный график), несанкционированное изменение параметров поставки энергоресурсов, влекущее существенные избыточное потребление. Существующие инженерные схемы обеспечения домов энергоресурсами и инженерное оборудование самих домов не обеспечивают возможность поставки только необходимого объема энергоресурсов. В дома поступает избыточный объем тепловой энергии, который вынуждены оплачивать жители. При проведении анализа стало очевидным,  что первый дом в цепочке, расположенный ближе всего к ЦТП, постоянно получает «перетоп». Если при такой схеме подключения в любом из соседних  домов собственники принимают решение о проведении энергоэфеективных мероприятий, то избыточное тепло перераспределяется в остальные дома.

Таким образом, следует вывод, что только лишь оснащение многоквартирных домов приборами учета не приводит к снижению энергопотребления. Необходимы средства и методики автоматизированного контроля за объемом и качеством поставляемых энергоресурсов, проведение информирования жилищных СО НКО и подготовки специалистов, реализации пилотных проектов по энергоэффективной модернизации, пополнение библиотеки лучших практик, создание методической базы и он-лайн инструментария (оператора энергоучета) для организации контроля за количеством и качеством поставляемых энергоресурсов в режиме реального времени.

 

Примеры успешных практик ТСЖ и ЖСК по реализации энергоэффективных проектов, направленных на снижение расходов на коммунальные услуги граждан

 

  1. Имеющийся опыт жилищных СО НКО

Заявителем программы проведение начальное обобщение имеющегося отдельного опыта организации и проведения контроля за поставляемыми энергоресурсами в многоквартирных домах (в 50 пилотных домах ТСЖ и ЖСК Москвы и Московском области), а так же отдельные примеры проведения энергоэффективных мероприятий в МКД, управляемые жилищными НКО. Выработан поэтапный алгоритм действий по принятию коллективных решений и поэтапная реализация мероприятий по контролю и снижению энергопотребления.

Для того чтобы перейти к рациональному образу потребления, необходим первый шаг – контроль объема и качества поставляемых услуг. Без этого не возможно ни убедить собственников в потенциале экономии энергоресурсов в конкретном доме, ни спрогнозировать экономический эффект от последующих мероприятий.

Второй шаг – различные мероприятия по оптимизации затрат на энергоресурсы. Это: более рациональное энергопотребление, в первую очередь, это снижение затрат путем выбора более выгодных производителей и поставщиков услуг (пока это маловероятно, но в перспективе такие возможности по мере формирования рыночных условий будут расширяться) и, безусловно, проведение энерго-эффективных мероприятий

Третий шаг – это, в отдельных случаях,  отказ от дорогой централизованной системы и переход на альтернативные виды или источники энергии/тепла.

 

Конкретные примеры реализации вышеперечисленных этапов в пилотных жилищных НКО:

Опыт проведения контрольных мероприятий в МКД Москвы показал, что довольное большой объем избыточной энергии мы оплачиваем не оправданно.

В ряде домов  помимо коллективных приборов учета по инициативе собственников установлена автоматическая система контроля объема и качества поставляемых ресурсов АСКУРДЭ. На данных графиках показаны зафиксированные отклонения от нормативных параметров: в теплоснабжении домов наблюдается стабильный перетоп более 30%, что дает потребителю основание потребовать снижение платы за невыполнение условий по качеству поставляемой тепловой энергии.

В данной таблице наглядно представлены результаты инструментального контроля, установленного в многоквартирных домах, управляемых жилищными объединениями.

В таблице отражены объемы излишне поставленной тепловой энергии сверх температурного графика в ряд многоквартирных домов, а так же суммы «перетопа» в денежном выражении.

Установленные ЖСК -1 (город Пермь) в 2004 году коллективные приборы учета энергопотребления позволили собственникам принять решение о проведении последующей модернизации инженерного оборудования многоквартирного дома.

 Поэтапная модернизация инженерных систем дома привела к снижению объема теплопотребления на 30%.

Диаграммы показывают экономический эффект, полученный от внедрения энергоэффективных мероприятий: в абсолютных показателях и в стоимости тепловой энергии на 1 м2.

В ТСЖ Магистраль (город Сальск Ростовской области) в 2011 году было принято решение отказаться от централизованного теплоснабжения, установить газовую котельную и провести модернизацию теплоузла.

Сумма затрат на проектирование, подключение, монтаж оборудования и модернизацию системы теплоснабжения – 6,3 млн.руб, из них 5 млн – банковский кредит. За счет снижения платы за отопление и горячее водоснабжение срок возврата кредита составил 18 месяцев.

Плата за отопление квартиры площ 80м2 в зимнее время снизилась с 3250 руб в мес/1 квартира до 1400 руб/мес,

стоимость 1 м3 горячей воды составила 24 руб/м3 в 2012 году против 111 руб/м3 в 2011 году

 

           

 

  1. Субъекты Российской Федерации, на территории которых будет реализовываться программа

Пилотными регионами для реализации Программы планируются 20 субъектов РФ.

Выбор регионов будет обусловлен тем, что на данных территориях работают ряд СО НКО по жилищной тематике, осуществляющие поддержку жилищных объединений граждан. Привлекаемые к реализации Программы  СО НКО являются региональными и местными ресурсными центрами для жилищных объединений граждан, осуществляют  информационную и организационную поддержку их деятельности, организуют обучающие семинары для руководителей жилищных объединении по самоорганизации граждан в жилищной сфере, организуют общественные слушания по актуальным вопросам жилищной проблематики, осуществляют мероприятия по общественному контролю в жилищной сфере, в частности по установлению и применению тарифов на услуги в ЖКХ. 

При реализации проекта будет осуществлена поддержка деятельности региональных СО НКО, а так же задействован экспертный потенциал данных пилотных регионов.

В целях выбора пилотных регионов будет проведен конкурс. Основные критерии конкурса:

  1. Наличие в пилотном регионе СО НКО, на базе которой создан (может быть создан) ресурсный центр по поддержке жилищных объединений;
  2. Наличие опыта СО НКО по проведению информационно-обучающих мероприятий по жилищной тематике;
  3. Наличие у СО НКО опыта по организации общественных мероприятий по жилищной тематике.
  4. Наличие возможности привлечения экспертов, специалистов, добровольцев в целях реализации Программы на пилотной территории.
  5. Наличие у СО НКО организационно-технической базы для реализации мероприятий проекта.

 

 

Раздел 2. Цели и задачи программы.

 

2.1. Цель Программы.

 

Целью данной Программы является:  

Создание устойчивой системы для ресурсной и институциональной поддержки социально ориентированных НКО, работающих в сфере жилищного просвещения (дополнительного образования) и общественного жилищного контроля на пилотных территориях реализации программы; увеличение числа региональных и муниципальных центров жилищного просвещения и общественного контроля в жилищной сфере посредством внедрения механизмов контроля качества и объема поставляемых коммунальных ресурсов, разработки и внедрения модельных проектов по энергосбережению в многоквартирных домах, направленных на снижение затрат граждан на жилищные и коммунальные услуги.

 

2.2. Задачи Программы

 

Задачи Программы сформулированы по трем аспектам реализации: по технологическому аспекту, институциональному аспекту и инфраструктурному аспекту.

 

2.2.1.   Задачи по реализации технологического аспекта программы

- развитие  моделей и расширение числа региональных и муниципальных ресурсных центров дополнительного образования по жилищному просвещению и общественному контролю в жилищной сфере в пилотных территориях реализации программы на базе социально ориентированных НКО, работающих в жилищной сфере; 

- обеспечение комплексом методической и организационной оснащенности ресурсных центров, работающих на базе жилищных СО НКО для реализации информационной и обучающей деятельности;

- повышение информированности и профессиональной подготовки специалистов СО НКО в пилотных регионах в вопросах организации контроля качества поставляемых энергоресурсов и предоставленных коммунальных услуг в многоквартирных домах; в подготовке и проведении энергосберегающих мероприятий в целях снижения затрат граждан на жилищные и коммунальные услуги;

- вовлечение добровольцев в качестве консультантов и тренеров из числа опытных председателей ТСЖ и ЖСК; вовлечение волонтеров из числа молодых граждан: студентов профильных ВУЗов, средних специальных УЗов, молодых специалистов, работающих в сфере ЖКХ;

2.2.2.   Задачи по реализации институционального аспекта программы

- Формирование институциональной устойчивости ресурсных центров поддержки жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ на уровне субъекта Федерации и на уровне муниципалитетов путем формирования регионального законодательства, муниципальных нормативно-правовых актов;

- формирование социальной значимости жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ посредством участия в региональных и муниципальных общественных институтах: общественных советах при правительстве регионов, при администрации муниципалитетов, профильных министерств (по ЖКХ, строительству, муниципальной инфраструктуры), экспертных советах и рабочих групп Общественных палат регионов и муниципальных образований.

2.2.3.   Задачи по реализации инфраструктурного аспекта программы:

- формирование региональной сети муниципальных центров жилищного просвещения и общественного жилищного контроля в регионах; подготовка специалистов и привлечение экспертов к поддержке работы муниципальных центров;

- развитие системы устойчивого взаимодействия ресурсных центров жилищного просвещения и общественного жилищного контроля для обмена опытом, выявления и тиражирования лучших практик и решения институциональных задач на межрегиональном и федеральном уровне.

 

 

Раздел 3. Основные мероприятия, этапы и сроки реализации программы.

Сроки реализации программы 

01.12.2014 - 30.11.2016

 

Сроки реализации мероприятий программы, для осуществления которых запрашивается субсидия из федерального бюджета

01.12.2014 - 20.11.2016

 

       

 

Реализация Программы будет осуществляется одновременно по всем трем аспектам, без разделения на этапы, согласно календарному плану.

 

Календарный план Программы

 

- представляет собой хронологическую таблицу реализации мероприятий Программы по всем трем аспектам.

 

Индекс мер-я

Наименование мероприятия,  место проведения

Сроки проведения

Содержание мероприятия,  участники, кратко итоги

1.

3.1.1.1

a)

Проведение установочного семинара-тренинга для руководителей региональных СО НКО по формированию совместного плана реализации программы, передаче технологий жилищного просвещения и общественного контроля в жилищной сфере представителям целевых социально ориентированных НКО.

Двухдневный семинар-тренинг будет организован в Москве

с 10 по 14 декабря 2014 года

Участники – 20 представителей целевых социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

Семинар-Тренинг будет включать проведение презентации по технологиям жилищного просвещения, общественного контроля в жилищной сфере; мастер-классы по обмену лучшими практиками.

 

Тренинг будет включать блок тем по повышению эффективности деятельности НКО:

- фандрайзинг и привлечение ресурсов;

- организация кампаний по защите общественных интересов;

- повышения устойчивости НКО и отчетность НКО;

- привлечению труда добровольцев.

 

В ходе тренинга участникам будет предложено разработать проекты по внедрению одной или нескольких из 8 разработанных моделей ресурсного центра; реализации одного или нескольких модельных проекта внедрения механизмов инструментального и камерального контроля за объемом и качеством коммунальных услуг и поставляемых энергоресурсов в многоквартирные дома.

 

Участники тренинга получат комплект методических материалов, образцы и формы внутренних документов и регламентов.

2.

3.1.1.1.

b)

Обобщение предшествующего  опыта целевых СО НКО, пополнение «библиотеки лучших практик», содержащей инструменты и технологии жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ, успешные истории реализованных проектов по внедрению механизмов инструментального и камерального контроля за объемом и качеством поставляемых энергоресурсов и предоставляемых коммунальных услуг в МКД, примеры энерго-эффективной модернизации многоквартирных домов с участием собственников помещений с привлечением внебюджетных источников финансирования,

Декабрь 2014 – февраль 2015

- Запрос и проведение экспертной работы по анализу сложившихся практик жилищного просвещения и общественного жилищного контроля как в пилотных регионах реализации программы, так и в других регионах:

Примерная структура успешной истории проекта по капитальному ремонту, включающему элементы энергоэффективной модернизации:

· адрес и технические характеристики дома, выбранный способ управления;

· как было принято решение собственниками о проведении модернизации;

· перечень проведенных мероприятий;

· источники финансирования;

· результаты проекта, экономический эффект

Примерная структура по описанию практики:

· технологии взаимодействия с населением;

· технологии взаимодействия с профессиональными организациями в сфере ЖКХ (ТСЖ, УО, РСО и проч.)

· технологии взаимодействия с органами власти;

· технологии межсекторного взаимодействия;

· технологии, обеспечивающие развитие специализированных НКО в жилищной сфере;

· технологии развития сетевого взаимодействия;

· организационные и ресурсные требования для реализации практики.

3.

3.1.1.1.

c) 

Разработка модельного плана реализации Программы для региональных НКО. Формирование общего плана  проведения региональных мероприятий

Декабрь 2014- январь 2915

Для пилотных регионов будет разработан модельный план, по которому региональные НКО сформируют план реализации Программы в регионе. По сформированным планам будет составлен общий план реализации Программы, который будет уточняться и дополняться по мере развития региональных ресурсных центров и пополнения числа планируемых мероприятий

4.

3.1.1.2.

 f)

Проведение региональных семинаров и круглых столов по инициированию программы на региональном и муниципальном уровне.

В каждом пилотном регионе.

Декабрь 2014 – март 2015

Цель мероприятий – ознакомление заинтересованных участников, в том числе органы власти субъектов, органы местного самоуправления, региональных экспертов, СМИ, руководителей профильных ведомств, общественные институты, руководителей управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, советов МКД, органов СМИ.

В каждом пилотном регионе пройдет не менее 1 мероприятия, на котором будет обсуждена актуальность реализации Программы в данном регионе, представлен опыт СО НКО по жилищному просвещению и общественному контролю в сфере ЖКХ как в данном регионе, так и других территориях в  предшествующие периоды; примеры успешных практик по реализованным проектам, потенциал энергосбережения в жилищной сфере в данном регионе, перспективы к снижению размеров платежей граждан.

Число участников в каждом регионе – не менее 20 человек, Общее число участников – не менее 400 человек: представители органов государственной власти, администраций МО и органов местного самоуправления, представители профильных министерств и ведомств, общественных палат и общественных советов, представители СО НКО, СМИ, эксперты

5.

3.1.1.2.

g)

Внедрение региональных моделей ресурсных центров жилищного просвещения, которые будут организованы на базе целевых социально ориентированных некоммерческих организаций, по примеру созданных модельных ресурсных центров в предыдущих проектах Заявителя (Сеть Школ жилищного просвещения).  Разработка новых моделей ресурсных центров жилищного просвещения и общественного контроля, разработка Региональной Программы (Паспорта жилищного просвещения).

 

Декабрь 2014 – май 2015

в том числе:

Проведение экспертной работы по подготовке пакета предложений социально ориентированным НКО, включающего модели ресурсных центров с учетом потребностей субъектов жилищных отношений в конкретных регионах (собственники, наниматели, ОМСУ, ТСЖ, УО и прочие) как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Модели ресурсных центров могут быть ориентированы на:

- организацию жилищного просвещения для собственников и нанимателей (включая энергосбережение);

- организацию общественного контроля в сфере ЖКХ;

- организацию профессиональной подготовки управдомов в рамках программ дополнительного образования;

- организацию просветительской работы по созданию советов многоквартирного дома;

- организацию переговорных площадок по согласованию тарифов на коммунальные услуги;

- организацию переговоров и медиации по решению жилищно-коммунальных споров

- региональный консультационный центр по контролю объема и качества предоставляемых коммунальных услуг

- консультационный центр по организации и проведению капитального ремонта в многоквартирном доме, энергоэффективной модернизации.

В описание каждой модели будет включено технологическое и ресурсное обеспечение, необходимое для ее внедрения. Региональным СО НКО будет предложена возможность задействования ресурсов с учетом имеющихся региональных возможностей, а так же с учетом перспективы развития сетевой региональной структуры объединения местных муниципальных СО НКО

6.

3.1.1.2.

h)

Пополнение библиотеки жилищного просвещения в целях оказания методической поддержки деятельности ресурсных центров.

Издание двух методических пособий тиражом по 1000 экз.

Январь-март 2015г

Библиотека жилищного просвещения будет дополнена следующими методическими пособиями:

- методические рекомендации по организации контроля поставляемых энергоресурсов для предоставления коммунальных услуг в МКД;

- методические рекомендации по организации и проведению капитального ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирного дома с привлечением внебюджетных источников финансирования.

Данные методические пособия будут содержать помимо методического изложения примерные формы документов, образцы внутренних регламентов для многоквартирных домов, пошаговые инструкции для организации и проведения мероприятий на уровне конкретного многоквартирного дома

7.

3.1.1.2.

i)

Проведение в пилотных регионах первоочередных мероприятий, направленных на практическую реализацию технологий жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ в рамках разработанных на установочном тренинге проектов

 

Декабрь 2014 – март 2015

Деятельность будет заключаться в том, чтобы провести организационную работу на уровне пилотного региона для запуска региональной модели жилищного просвещения, включая привлечение организационных, экспертных и финансовых ресурсов.

Действующие центры получат дополнительные методологии по организации консультационного центра по энергоэффективной модернизации МКД.

Представители целевых социально ориентированных некоммерческих организаций изучат срез запросов на мероприятия по общественному жилищному контролю и услуги по жилищному просвещению в регионе, в муниципальных образованиях.

Также ознакомятся с региональными и муниципальными нормативными актами, в которые заложены государственные услуги по жилищному просвещению (региональные и муниципальные программы по капитальному ремонту, программы по энергосбережению, региональные и муниципальные программы по развитию жилищного самоуправления, поддержки ТСЖ; и др.), и изучат возможность вовлечения целевых социально ориентированных организаций муниципального уровня в мероприятия указанных программ.

Региональные СО НКО проведут мероприятия по привлечению специалистов из вне или проведут  переподготовку своих специалистов для ресурсного центра по жилищному просвещению и общественному жилищному контролю, включая опытных председателей ТСЖ и ЖСК.

Внедрят на практике технологии вовлечения в деятельность ресурсных центров, созданных на базе целевых социально ориентированных НКО, труда добровольцев, включая добровольцев из числа опытных председателей ТСЖ и ЖСК.

Проведут мероприятия по привлечению ресурсов со стороны заинтересованных субъектов, включая бизнес и органы государственной власти, органы местного самоуправления.

8.

3.1.1.1.

e) 

он-лайн консультирование региональных СО НКО

Декабрь 2014 – октябрь 2016

Проведение мероприятий в пилотных регионах будет сопровождаться он-лайн консультированием из Центра. Консультирование будет осуществляться посредством современных средств коммуникаций, включая Скайп-конференции. Кроме того, будет осуществлена экспертная поддержка: руководитель и эксперты Программы примут непосредственное участие в региональных мероприятиях

9.

3.1.2.1.

j) 

Проведение общественных слушаний в Общественной Палате РФ на тему «О законодательном обеспечении жилищного просвещения граждан и общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере»

 

Март-апрель 2015 г.

Через общественные слушания будет привлечено внимание всех заинтересованных лиц к проблемам жилищного просвещения и организации общественного жилищного контроля как на региональном, так и на местном уровне.

В решение по проведенным слушаниям будут включены:

- рекомендации о включении представителей целевых социально ориентированных некоммерческих организаций в состав профильных комиссий, рабочих групп региональных и муниципальных общественных палат, включение в состав общественных советов профильных ведомств как на региональном так и на муниципальном уровне;

- предложения о необходимости разработки и лоббирования на региональном уровне регионального нормативного акта по формированию государственного запроса (госзаказа) на жилищное просвещение граждан, формирование госуслуги на жилищное просвещение граждан в рамках региональных программ по капитальному ремонту, повышению энергоэффективности, поддержки жилищных СО НКО

10.

3.1.2.1.

k)

Разработка предложений по внесению изменений в региональное и муниципальное законодательство в отношение организации региональной и муниципальной системы жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ.

Февраль – июнь 2015 г.

Эксперты Некоммерческого Партнерства «Управдом» при участии представителей целевых социально ориентированных НКО и приглашенных юристов разработают модельный нормативно-правовой акт в целях его дальнейшего продвижения в регионы

11.

3.1.2.1.

l) 

Разработка Сайта Некоммерческого Партнерства «Управдом» в форме портала «Оператор энергоучета»,

Январь-апрель 2015 г.

Сайт будет разработан с учетом моделей жилищного просвещения и общественного контроля. Будет адаптирован к возможности осуществления он-лайн контроля за объемом и качеством поставляемых энергоресурсов в конкретные многоквартирные дома, на который будут выведены модемы, устанавливаемые в МКД при внедрении механизмов инструментального контроля количества и качества поставляемых энергоресурсов.

Модельный сайт регионального ресурсного центра будет служить инструментом для информационного обеспечения работы, являться региональным порталом для методического и консультационного сопровождения ресурсного центра и являться компонентом единого портала «Оператор энергоучета». Также он позволит осуществлять обратную связь на общественные запросы по жилищному просвещению на региональном уровне

12.

3.1.2.1.

l) 

разработка модельного сайта для регионального ресурсного центра по жилищному просвещению и общественному контролю.

 

Февраль-май 2015 г.

Модельный сайт будет связан с общероссийским порталом. Это упростит задачу по информационному наполнению сайта ресурсного центра: часть материалов по жилищному просвещению будет обновляться в автоматическом режиме.

Также на модельном сайте будет заложен модуль «горячая линия по энергоучету», посредством которого можно будет осуществлять мониторинг запросов любых пользователей.

Общая статистика по «Горячим линиям» ресурсных центров будет вестись на портале «Оператор энергоучета». Через связь сайтов региональных ресурсных центров с порталом будут осуществляться регулярные тематические рассылки пользователям.

13.

3.1.3.1.

s) 

Создание общероссийского информационного портала по контролю качества поставляемых энергоресурсов: «Оператор энергоучета», совмещение портала с сайтами региональных и муниципальных СО НКО, подключение модемов, установленных в качестве мероприятий инструментального контроля в многоквартирных домах.

 

июнь-октябрь 2015 г.

В рамках данного мероприятия будет разработан общероссийский портал «Оператор энергоучета», позволяющий осуществлять общественный контроль в сфере предоставления коммунальных услуг, вести мониторинг в режиме «он-лайн» за соблюдением параметров качества поставляемых энергоресурсов, проводить анализ качества, выявлять причины отклонения качества, в том числе аварийные ситуации; прогнозировать необходимость проведения капитального ремонта, планировать объемы финансирования для проведения энергоэффективной модернизации многоквартирных домов.

Доступ к такому мониторингу может иметь неограниченное число заинтересованных лиц.

Портал будет технически связан с региональными сайтами ресурсных центров по жилищному просвещению и общественному жилищному контролю.

Такой механизм будет способствовать регулярной коммуникации ресурсных центров между собой через обмен новостями, технологиями жилищного просвещения, вопросами по реализации технологий и получение консультаций по вопросам «горячих линий».

Обновление информации на портале позволит в автоматическом режиме обновлять информацию на сайтах ресурсных центров.

С помощью портала можно будет вести мониторинг и статистику обращений в ресурсные центры жилищного просвещения, а также сформировать библиотеку ответов на типичные вопросы в сфере ЖКХ

14.

3.1.2.2.

m) 

Проведение в пилотных регионах общественных слушаний на площадках региональных общественных палат, общественных советов Министерства ЖКХ и строительства региона:

 

Апрель – июль 2015 г.

- по актуальным вопросам в жилищной сфере, включая вопросы, связанные региональным законодательством о капитальном ремонте, с реализацией региональных программ капитального ремонта; внесению предложений по совершенствованию регионального законодательства в части включения мероприятий по энергоэффективной модернизации многоквартирных домов в перечень обязательных работ по капитальному ремонту;

- о введении норм по жилищному просвещению в региональное законодательство по капитальному ремонту; по энергосбережению;

-  по обсуждению модельного нормативно-правового акта (НПА) по жилищному просвещению граждан и формированию предложений по его доработке с учетом региональных особенностей;

Целевые социально ориентированные НКО проведут мероприятия по подготовке и проведению общественных слушаний, включая подготовку повестки слушаний, формирование списка приглашенных, подготовку проекта решения, презентацию проекта НПА; презентацию историй успеха по проведению капитального ремонта и энергоэффективной модернизации; презентацию лучших практик региональных и местных СО НКО

15.

3.1.2.2.

n) 

Проведение мероприятий для создания условий по включению представителей целевых социально ориентированных НКО в представительные органы субъекта РФ, общественные советы профильных департаментов и управлений как на региональном, так и на муниципальном уровне, в том числе:

 

Май-сентябрь 2015

Руководство целевых социально ориентированных НКО инициируют активную деятельность по включению их представителей в состав представительных органов (региональные общественные палаты, общественные и экспертные советы по ЖКХ при профильных структурах администрации региона (комитеты по ЖКХ, министерство строительства и др., региональные энергетические комиссии, жилищные инспекции). Некоммерческое партнерство  «Управдом» направит соответствующие обращения в представительные органы целевых территорий.

При участии Общественной Палаты РФ будут подготовлены рекомендации по организации сотрудничества региональных Общественных Палат с социально ориентированной НКО по жилищному просвещению, общественному контролю в жилищной и коммунальной сфере

16.

3.1.2.2.

o)

Проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, выездных экспертных совещаний

Февраль 2015 – октябрь 2016

Организация и проведение на базе региональных ресурсных центров обучающих мероприятий, тренингов и консультаций по подготовке тренеров и специалистов по жилищному просвещению, по подготовке и проведению капитального ремонта в многоквартирных домах; по реализации проектов энергоэффективной модернизации. Проведение семинаров для ТСЖ, ЖСК, советов многоквартирных домов по подготовке и проведению капитального ремонта и энергоэффективной модернизации МКД

17.

3.1.2.2.

p)

Проведение информационных кампаний о деятельности ресурсного центра жилищного просвещения и общественного контроля в сфере ЖКХ

Февраль 2015 – октябрь 2016

Каждая целевая социально ориентированная НКО разработает и реализует собственную стратегию по информационному сопровождению деятельности ресурсного центра на период реализации Программы и последующие периоды.

 

18.

3.1.2.2.

p)

Проведение семинаров для СМИ в пилотных регионах

Апрель  2015 – октябрь 2015

Для СМИ будут проведены тематические семинары по освещению проблем в ЖКХ и технологий жилищного просвещения.

Число семинаров – не менее 1 в каждом из 20 пилотных регионов.. Общее число участников составит не менее 100 сотрудников региональных и федеральных СМИ

19.

3.1.1.1.

d)

Проведение координационных совещаний посредством вебинаров, он-лайн конференций

Март 2015 – октябрь 2016

Число проведенных координационных заседаний с представителями целевых социально ориентированных НКО посредством вебинаров - не менее 4, общее число участников вебинаров и он-лайн конференций – не менее 80 человек

20.

3.1.2.2.

q)

Формирование экспертных советов при ресурсных центрах по жилищному просвещению, созданных на базе целевых социально ориентированных НКО

 

Март – май 2015

Мероприятия направлены на выявление и вовлечение потенциальных экспертов в деятельность ресурсных центров по жилищному просвещению. Важный компонент – формирование консультационных советов на местном уровне, включение в работу общественных советов ОМСУ

21.

3.1.2.2.

q)

разработка повестки работы ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА на ближайшую перспективу (2015-2016 гг.)

Март – июнь 2015

В рамках заседания экспертного совета будет разработана повестка работы на ближайшую перспективу (2015-2016 гг.)

22.

3.1.2.2.

r) 

Целевые социально ориентированные НКО разработают «паспорт жилищного просвещения и общественного контроля» региона

Март – июль 2015

Целевые социально ориентированные НКО разработают «паспорт жилищного просвещения и общественного контроля» региона, включающую информацию обо всех организациях сферы ЖКХ, включая НКО, ТСЖ, УО, профильные структуры администрации субъекта РФ, жилищные инспекции, региональные энергетические комиссии и др.

Аналогичная работа будет проведена в муниципальных образованиях. В указанные организации будут направлены приглашения с просьбой предоставить кандидатуру экспертов и специалистов для экспертного совета ресурсного центра социально ориентированной НКО

23.

3.1.3.1.

t) 

Пополнение справочника жилищных организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере

 

Декабрь 2014 – октябрь 2016

В рамках этой работы будет проведено анкетирование в целях обновления существующей информации о жилищных НКО в регионах РФ, а также выявление новых НКО. По результатам этой работы будут внесены  дополнения в электронную базу данных жилищных НКО

24.

3.1.3.1.

u) 

3.1.3. Распространение результатов программы в рамках Форума по энергосбережению, который будет включен в программу VIII-го  Всероссийского совещания ТСЖ и ЖСК, который проводится ежегодно.

 

Апрель-май 2015 г.

На Общероссийском Форуме участники программы поделятся своим опытом по созданию ресурсных центров по общественному контролю и реализации технологий жилищного просвещения; представят реализованные модели внедрения инструментального и камерального контроля потребляемых энергоресурсов; представят результаты проектов по проведению энергоэффективной модернизации многоквартирных домов.

Участие в Форуме представителей жилищных НКО, в том числе из других регионов, которые еще не были вовлечены в реализацию программы, позволит распространить полученные результаты на другие территории и привлечь внимание НКО к сформированной системе жилищного просвещения и общественного жилищного контроля.

В ходе мероприятия к Программе присоединятся новые социально ориентированные организации, готовые выступить ресурсными центрами жилищного просвещения, как на региональном так и на муниципальном уровне, расширится география регионов-участников

25.

3.1.3.1.

u) 

3.1.3. Распространение результатов программы в рамках Форума по энергосбережению, который будет включен в программу IX-го Всероссийского совещания ТСЖ и ЖСК, который проводится ежегодно.

 

октябрь-ноябрь 2016 года

На Общероссийском Форуме участники программы поделятся своим опытом по созданию ресурсных центров по общественному контролю и реализации технологий жилищного просвещения; представят реализованные модели внедрения инструментального и камерального контроля потребляемых энергоресурсов; представят результаты проектов по проведению энергоэффективной модернизации многоквартирных домов.

Участие в Форуме представителей жилищных НКО, в том числе из других регионов, которые еще не были вовлечены в реализацию программы, позволит распространить полученные результаты на другие территории и привлечь внимание НКО к сформированной системе жилищного просвещения и общественного жилищного контроля.

В ходе мероприятия к Программе присоединятся новые социально ориентированные организации, готовые выступить ресурсными центрами жилищного просвещения, как на региональном так и на муниципальном уровне, расширится география регионов-участников

26.

3.1.3.2.

v)

Проведение региональных мероприятий, направленных на формирование региональной сети муниципальных центров жилищного просвещения и общественного жилищного контроля;

 

январь 2015 – октябрь 2016

3.2.1. Проведение региональных мероприятий, направленных на формирование региональной сети муниципальных центров жилищного просвещения и общественного жилищного контроля; подготовка специалистов и привлечение экспертов к поддержке работы муниципальных центров, в том числе: семинаров, круглых столов, выездных совещаний в муниципальных образованиях;

План таких мероприятий будет сформирован каждым региональным центром и будет включать тренинги для специалистов муниципальных СО НКО

27.

3.1.3.2.

w)

подготовка специалистов и привлечение экспертов к поддержке работы муниципальных центров

Декабрь 2014 – октябрь 2016

подготовка специалистов и привлечение экспертов к поддержке работы муниципальных центров, в том числе: семинаров, круглых столов, выездных совещаний в муниципальных образованиях;

28.

3.1.3.2.

w)

Проведение межрегиональных тематических конференций.

 

январь 2015 – октябрь 2016

На конференциях будут обсуждаться актуальные вопросы по проблемам жилищной и коммунальной сферы, будет происходить обмен опытом СО НКО в рамках федеральных округов; презентация историй успехов; взаимное пополнение библиотек лучших практик.

Планируется проведение не менее 4 межрегиональных конференций, общее число участников не менее 400 человек

29.

3.1.3.2.

x)

Экспертный обмен в рамках «горизонтальных» связей.

 

Декабрь 2014 – ноябрь 2016

Региональные СО НКО будут осуществлять обмен опыта специалистов при проведении семинаров, региональных конференций, тренингов и совещаний по жилищной тематике путем участия специалистов из региональных СО НКО других регионов в работе региональных и местных мероприятий.

В обмене опытом примет участие не менее 20 специалистов региональных СО НКО

30.

3.1.3.1.

uu) 

Размещение разработанных в рамках реализации Программы методических и информационных материалов в открытом доступе на сайте организации

Декабрь 2014 – ноябрь 2016

разработанных в рамках реализации Программы методические и информационные материалы будут размещение в открытом доступе на сайте организации Возможность открытого доступа к методическим и информационным материалам на сайте организации получат не менее 3000 пользователей

31.

3.1.3.1.

uu) 

Ежемесячные информационные рассылки участникам Программы и всем подписчикам на информационную рассылку

Декабрь 2014 – ноябрь 2016

Проведение ежемесячных информационных рассылок о мероприятиях Программы и их итогах в адрес СО НКО и подписчиков. Проведено не менее 20 информационных рассылок в адрес СО НКО – не менее 30 организаций; в адрес подписчиков информационной рассылки – не менее 3000 адресов

32.

3.1.3.1.

uu) 

Распространение информации о Мероприятиях Программы,

Размещение информационных и методических материалов в печатных и электронных СМИ,  в том числе федеральных и региональных

 

Декабрь 2014 – ноябрь 2016

Информация о Мероприятиях Программы, а так же информационные и методические материалы будут размещаться в печатных и электронных СМИ,  в том числе:

- в Журнале «Председатель ТСЖ», а так же на Сайте журнала;

- на Сайте Ассоциации ТСЖ и ЖСК

 

33.

3.1.3.1.

uu) 

представление методических и информационных материалов, разработанных в рамках реализации Программы, для размещения на портале единой информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Министерства экономического развития Российской Федерации

Декабрь 2014 – ноябрь 2016

представление методических и информационных материалов, разработанных в рамках реализации Программы, для размещения на портале единой информационной ПО МЕРЕ РАЗРАБОТКИ. Возможность открытого доступа к методическим и информационным материалам на портале единой информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Министерства экономического развития Российской Федерации

34.

 

Подготовка и предоставление финансовой и содержательной отчетности о ходе реализации Программы

Январь 2015 - март 2017

Подготовка и предоставление отчетности будет осуществляться в порядке и в сроки, предусмотренные Положениями Минэкономразвития