Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Поддержка собственников жилья

Сроки: 
1 Октябрь 2007 - 1 Октябрь 2009
Место: 
Пилотные города: Пермь, Тверь, Нижний Новгород
Организаторы: 
Фонд «Новая Евразия»
Фонд «Институт экономики города»
USAID
Ассоциация НКО по содействию и развитию ТСЖ и ЖСК

 

Проект реализуется при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию

Партнеры в пилотных городах:

 

 

   

Фонд поддержки ТСЖ    

Информационные партнеры:

Ссылки:

Описание Проекта

Введение

Жилищно-коммунальная реформа занимает особое место среди  проводимых в Российской Федерации социально-экономических преобразований, так как затрагивает интересы и влияет на жизненный уровень каждого гражданина страны.

Настоящим жилищным законодательством введен новый подход к управлению жилищным фондом. Единственным и полноправным субъектом управления многоквартирными домами стал собственник помещений, который несет полную ответственность не только за содержание своего индивидуально обособленного имущества (квартиры), но и за содержание общего имущества. Являясь основным заказчиком на рынке ЖКХ, он вправе формировать управленческую политику и требовать предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.

Спецификой жилищно-коммунальной отрасли является множественный характер субъектов хозяйственного взаимодействия, которые представлены институтами всех секторов экономики: коммерческие и некоммерческие организации, государственные и муниципальные структуры, физические лица и сообщества физических лиц. Система отношений, возникающих при этом, имеет сочетание коммерческих и некоммерческих начал, границы которых подвижны, что обуславливает процесс взаимопроникновения.

Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость формирования знаний и навыков в сфере жилищного управления, защиты своих прав перед другими участниками жилищно-коммунальных отношений у собственников помещений многоквартирных домов.

Объединение собственников помещений многоквартирных домов в товарищества собственников жилья приобретают все большее значение в свете развития демократических ценностей государства,  формирования его правовой и экономической составной в одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности – сохранении и содержании жилищного фонда. ТСЖ является механизмом реализации коллективного права собственников помещений на управление приватизированными квартирами и общим имуществом многоквартирных домов. Он позволяет обеспечить развитие рынка качественных жилищных услуг и контроль над сохранением качества продукта, производимого внешними поставщиками.

Проект «Поддержка собственников жилья» играет важную роль в процессах жилищно-коммунальной реформы. Проект на практике доказывает необходимость формирования: прозрачной системы организационных, финансовых и договорных отношений при различных способах управления многоквартирными домами; программы развития и поддержки ТСЖ, способных профессионально исполнять функции управления многоквартирными домами, для улучшения состояния многоквартирных домов, качества жизни населения Российской Федерации.

Цель и задачи Проекта

Цель проекта – способствовать повышению эффективности системы жилищного управления и развитию товариществ собственников жилья в Российской Федерации через внедрение новых управленческих моделей при активном участии институтов гражданского общества.

Задачи проекта:

  • разработать, апробировать и распространить методический инструментарий, включающий модели управления, практики успешного функционирования ТСЖ, процедуры и политики управления жилищным фондом, необходимые для эффективного функционирования ТСЖ в России;
  • разработать модельные подходы к реализации жилищной реформы в части управления жилищным фондом и провести демонстрационные проекты по их внедрению при активном участии всех субъектов жилищных отношений на уровне муниципальных образований;
  • повысить общественное участие в решении жилищных проблем на национальном, региональном и местном уровне, создать условия для дальнейшего распространения результатов Проекта в Российской Федерации.

Структура Проекта: 3 компонента

Первый компонент:

В рамках первого компонента создается пакет методических, учебных и информационных материалов по вопросам управления жилищным фондом:

  • Методические и практические рекомендации по процедурам организации эффективного жилищного управления многоквартирными домами на территории муниципального образования, в том числе, в части разработки нормативных документов. Будет подготовлен экспертами Фонда «Институт экономики города» с учетом специфики муниципальных образований, на территориях которых будут реализовываться демонстрационные проекты.
  • Пакет учебных пособий. Представляет собой набор тематических пособий для собственников  жилья, управляющих и других специалистов в жилищной сфере, специалистов местных администраций.
  • Учебные курсы. Составлены с учетом дифференцированного подхода по повышению квалификации в сфере жилищного самоуправления:
  • для «начинающих» собственников «Жилищный букварь»;
  • для управленческих кадров ТСЖ «Базовый профессиональный курс»;
  • для управленческих кадров и специалистов жилищного управления «Профессионал-курс»;
  • для тренеров по указанной тематике «Технологии процесса обучения по вопросам жилищного самоуправления»;
  • Серия из 4-х обучающих видеофильмов по жилищному самоуправлению для широкой аудитории.

Второй компонент:

В рамках второго компонента планируется разработать пять моделей управления многоквартирными домами и реализовать демонстрационные проекты по каждой их моделей. Каждая из них имеет собственные цели и задачи, свой метод осуществления и может быть реализована как самостоятельный элемент жилищной реформы в части эффективного управления многоквартирными домами. В то же время, все предлагаемые модели демонстрационных проектов взаимосвязаны, каждая модель формирует условия для реализации других моделей. Таким образом, реализация всех моделей демонстрационных проектов обеспечит комплексный подход к реализации реформы управления жилищным фондом:

  • Модель 1: Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья;
  • Модель 2: Формирование собственниками помещений/ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома;
  • Модель 3: Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ);
  • Модель 4: Формирование эффективных отношений ТСЖ/управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями;
  • Модель 5: Внедрение новых механизмов организации и финансирования капитального ремонта/ресурсосберегающей модернизации многоквартирного дома.

Модели демонстрационных проектов будут апробированы в муниципальных образованиях Российской Федерации, которые были отобраны в рамках закрытого Конкурса: гг. Нижний Новгород, Пермь, Тверь. Одним из значимых критериев отбора муниципальных образований было наличие опыта сотрудничества с некоммерческими организациями в жилищной сфере.

Третий компонент:

В рамках третьего компонента планируется провести широкую информационную кампанию, которая транслирует успешный опыт реализации демонстрационных проектов по Российской Федерации. Значительное внимание будет уделяться разработке и реализации эффективных каналов распределения информации. Планируется организовать и провести:

  • радиопередачи «Жилищный ликбез»;
  • жилищные праздники: День работника ЖКХ, Международный День жителей и Европейский День соседей;
  • общероссийские конференции, форумы, совещания;
  • публикации в ведущих специализированных изданиях, на тематических сайтах; радио- и телевещание федерального, регионального и муниципального уровня.

Планируемые результаты

Участники проектной команды планируют получить следующие результаты в ходе реализации проекта:

  • оказано содействие органам местного самоуправления в создании благоприятных условий для управления жилищным фондом в муниципальных образованиях Российской Федерации;
  • создана методическая, учебная и информационная база по вопросам развития жилищного самоуправления;
  • сформированы группы ответственных и активных собственников жилья в многоквартирных домах, показывающие пример рачительного отношения к общему имуществу в многоквартирных домах и действительно участвующих в управлении жилищным фондом;
  • намечено улучшение социально-коммуникативной среды в муниципальном образовании за счет развития соседских взаимоотношений на уровне многоквартирного дома и формирования системы взаимоотношений между собственниками помещений, товариществами, управляющими организациями и органами местного самоуправления;
  • отмечен рост количества объединений собственников помещений в многоквартирных домах (ТСЖ), созданных по инициативе собственников-граждан на основе взвешенного и законно принятого решения;
  • отмечено улучшение работы управляющих организаций, что приведет к повышению удовлетворенности жителей качеством их услуг;
  • созданы прецеденты активных и позитивных деловых взаимоотношений между собственниками помещений/ТСЖ и управляющей организацией в процессе формирования заказа на услуги, мониторинга выполнения договора управления, соблюдения интересов сторон и т.д., что приведет к повышению привлекательности профессионального управления для собственников;
  • усовершенствованы договорные отношения в сфере предоставления коммунальных услуг и ресурсоснабжения, что повысит привлекательность бизнеса по управлению многоквартирными домами для частных, в том числе, малых организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • разработана муниципальная программа капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечивающая участие пилотного муниципального образования в региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов;
  • сформирован порядок организации и проведения собственниками помещений в многоквартирных домах капитального ремонта и модернизации многоквартирного дома с использованием бюджетных субсидий, что обеспечит прозрачность и целевое использование выделяемых на эти цели бюджетных средств;
  • сформированы стимулы для собственников помещений в многоквартирном доме инвестировать собственные средства, а также средства банковских кредитов в капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов;
  • повышена квалификация специалистов местных администраций, осуществляющих взаимодействие с населением, организациями некоммерческого сектора в жилищной сфере, а также управляющими и ресурсоснабжающими организациями;
  • повышена квалификация и укреплены институциональные позиции организаций некоммерческого сектора, оказывающих поддержку собственникам жилья и их объединениям в пилотных муниципальных образованиях;
  • получило развитие жилищное движение в России;
  • разработаны, апробированы и используются инновационные информационные и образовательные технологии по вопросам жилищного самоуправления;
  • успешный опыт демонстрационных проектов распространен для использования в других городах России. 

Концепция демонстрационых проектов

1. Общие цели демонстрационных проектов

Общая цель всех демонстрационных проектов - показать на практике, что использование прозрачной системы организационных, финансовых и договорных отношений при различных способах управления многоквартирными домами и эффективное сочетание самоорганизации собственников с профессиональным исполнением функций управления приводят к улучшению состояния многоквартирных домов и повышению удовлетворенности всех заинтересованных сторон на местном уровне.

2. Распределение функций по реализации демонстрационных проектов

Демонстрационные проекты будут выполняться не менее чем в трех муниципальных образованиях, выбранных по итогам закрытого конкурса на основе утвержденных критериев. Готовность пилотного муниципального образования к участию в демонстрационных проектах подтверждается подписанием соглашения о сотрудничестве, заключаемым между органом местного самоуправления пилотного муниципального образования и исполнителем Проекта «Поддержка собственников жилья» - Фондом «Новая Евразия» (далее – Исполнитель проекта).

Для успешной реализации демонстрационных проектов в пилотных муниципальных образованиях все участники вносят свой вклад, который заключается в следующем.

Исполнитель Проекта обеспечивает информационно-методическую поддержку при осуществлении демонстрационных проектов, в том числе:

  • содействует разработке необходимых нормативных и методических документов на местном уровне;
  • предоставляет органам местного самоуправления и местной партнерской некоммерческой организации рекомендации, пособия, учебные и информационные материалы;
  • участвует в проведении консультаций для участников демонстрационных проектов;
  • проводит информационные и обучающие мероприятия, в том числе, обучение представителей местной партнерской некоммерческой организации;
  • содействует проведению и участвует в информационных кампаниях, общественных тематических дискуссиях (конференциях, круглых столах, диалогах);
  • проводит мониторинг и оценку реализации демонстрационных проектов.

Орган местного самоуправления:

  • по результатам обсуждений предложенных рекомендаций по управлению многоквартирными домами и с учетом местных условий разрабатывает и утверждает местные нормативные и рекомендательные документы, необходимые для реализации демонстрационных проектов;
  • оказывает содействие и обеспечивает необходимыми ресурсами местную партнерскую некоммерческую организацию (организации) для проведения консультационной, обучающей и информационной работы;
  • организует и содействует проведению общественных тематических дискуссий (конференций, круглых столов, диалогов);
  • через представителя участвует в проведении мониторинга и оценке результатов реализации демонстрационных проектов;
  • содействует распространению лучшего опыта через СМИ.

Местная партнерская некоммерческая организация (организации):

  • проводит отбор пилотных многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и управляющих организаций для реализации разных моделей демонстрационных проектов;
  • организует и участвует в проведении консультаций, информационных и обучающих мероприятий для представителей пилотных домов, товариществ собственников жилья, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, а также для заинтересованных граждан;
  • организует и участвует в проведении общественных тематических дискуссий (конференций, круглых столов, диалогов);
  • участвует в проведении мониторинга и оценке результатов реализации демонстрационных проектов.

Участники демонстрационных проектов (товарищества собственников жилья, инициативные группы собственников помещений, управляющие организации):

  • используют на практике рекомендуемые механизмы, процедуры, правила и формы;
  • предоставляют информацию об успехах и сложностях при реализации рекомендуемых механизмов, процедур, правил и форм;
  • содействуют проведению мониторинга реализации демонстрационных проектов;
  • участвуют в проведении общественных мероприятий, связанных с выполнением демонстрационных проектов.

3. Модели демонстрационных проектов

Для выполнения предлагаются следующие модели демонстрационных проектов:

  1. Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья;
  2. Формирование собственниками помещений / ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома;
  3. Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ);
  4. Формирование эффективных отношений ТСЖ / управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями;
  5. Внедрение новых механизмов организации и финансирования капитального ремонта / ресурсосберегающей модернизации многоквартирного дома.

Каждая из перечисленных моделей имеет собственные цели и задачи, свой метод осуществления, и может быть реализована как самостоятельный элемент жилищной реформы в части эффективного управления многоквартирными домами. В то же время, все предлагаемые модели демонстрационных проектов взаимосвязаны, каждая модель формирует условия для реализации других моделей. В связи с этим, проведение демонстрационных проектов будет обеспечивать комплексный подход к реализации реформы управления жилищным фондом. Поэтому особенно важно, чтобы в муниципальных образованиях, участвующих в демонстрационных проектах, были созданы условия для осуществления на практике одновременно всех моделей демонстрационных проектов.

 4. Ожидаемые результаты демонстрационных проектов

На первом этапе реализации демонстрационных проектов в муниципальных образованиях будет проведено исследование текущей ситуации в сфере управления многоквартирными домами с целью выявления проблем, требующих разрешения, определения местных условий и особенностей, оценки исходных показателей.

В процессе реализации демонстрационных проектов будет осуществляться их мониторинг всеми участниками, включая исполнителя Проекта, органы местного самоуправления и местные партнерские некоммерческие организации. Цель мониторинга – оценивать выполнение задач демонстрационных проектов, корректировать при необходимости планы и мероприятия и отмечать изменения ситуации.

Итоги демонстрационных проектов будут оценены участниками на последнем этапе их реализации.

 Успешный опыт демонстрационных проектов в дальнейшем будет распространен для использования в других городах России.