Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Поддержка собственников жилья

Сроки: 
1 Октябрь 2007 - 1 Октябрь 2009
Место: 
Пилотные города: Пермь, Тверь, Нижний Новгород
Организаторы: 
Фонд «Новая Евразия»
Фонд «Институт экономики города»
USAID
Ассоциация НКО по содействию и развитию ТСЖ и ЖСК

 

Проект реализуется при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию

Партнеры в пилотных городах:

 

 

   

Фонд поддержки ТСЖ    

Информационные партнеры:

Ссылки:

Описание Проекта

Введение

Жилищно-коммунальная реформа занимает особое место среди  проводимых в Российской Федерации социально-экономических преобразований, так как затрагивает интересы и влияет на жизненный уровень каждого гражданина страны.

Настоящим жилищным законодательством введен новый подход к управлению жилищным фондом. Единственным и полноправным субъектом управления многоквартирными домами стал собственник помещений, который несет полную ответственность не только за содержание своего индивидуально обособленного имущества (квартиры), но и за содержание общего имущества. Являясь основным заказчиком на рынке ЖКХ, он вправе формировать управленческую политику и требовать предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.

Спецификой жилищно-коммунальной отрасли является множественный характер субъектов хозяйственного взаимодействия, которые представлены институтами всех секторов экономики: коммерческие и некоммерческие организации, государственные и муниципальные структуры, физические лица и сообщества физических лиц. Система отношений, возникающих при этом, имеет сочетание коммерческих и некоммерческих начал, границы которых подвижны, что обуславливает процесс взаимопроникновения.

Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость формирования знаний и навыков в сфере жилищного управления, защиты своих прав перед другими участниками жилищно-коммунальных отношений у собственников помещений многоквартирных домов.

Объединение собственников помещений многоквартирных домов в товарищества собственников жилья приобретают все большее значение в свете развития демократических ценностей государства,  формирования его правовой и экономической составной в одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности – сохранении и содержании жилищного фонда. ТСЖ является механизмом реализации коллективного права собственников помещений на управление приватизированными квартирами и общим имуществом многоквартирных домов. Он позволяет обеспечить развитие рынка качественных жилищных услуг и контроль над сохранением качества продукта, производимого внешними поставщиками.

Проект «Поддержка собственников жилья» играет важную роль в процессах жилищно-коммунальной реформы. Проект на практике доказывает необходимость формирования: прозрачной системы организационных, финансовых и договорных отношений при различных способах управления многоквартирными домами; программы развития и поддержки ТСЖ, способных профессионально исполнять функции управления многоквартирными домами, для улучшения состояния многоквартирных домов, качества жизни населения Российской Федерации.

Цель и задачи Проекта

Цель проекта – способствовать повышению эффективности системы жилищного управления и развитию товариществ собственников жилья в Российской Федерации через внедрение новых управленческих моделей при активном участии институтов гражданского общества.

Задачи проекта:

  • разработать, апробировать и распространить методический инструментарий, включающий модели управления, практики успешного функционирования ТСЖ, процедуры и политики управления жилищным фондом, необходимые для эффективного функционирования ТСЖ в России;
  • разработать модельные подходы к реализации жилищной реформы в части управления жилищным фондом и провести демонстрационные проекты по их внедрению при активном участии всех субъектов жилищных отношений на уровне муниципальных образований;
  • повысить общественное участие в решении жилищных проблем на национальном, региональном и местном уровне, создать условия для дальнейшего распространения результатов Проекта в Российской Федерации.

Структура Проекта: 3 компонента

Первый компонент:

В рамках первого компонента создается пакет методических, учебных и информационных материалов по вопросам управления жилищным фондом:

  • Методические и практические рекомендации по процедурам организации эффективного жилищного управления многоквартирными домами на территории муниципального образования, в том числе, в части разработки нормативных документов. Будет подготовлен экспертами Фонда «Институт экономики города» с учетом специфики муниципальных образований, на территориях которых будут реализовываться демонстрационные проекты.
  • Пакет учебных пособий. Представляет собой набор тематических пособий для собственников  жилья, управляющих и других специалистов в жилищной сфере, специалистов местных администраций.
  • Учебные курсы. Составлены с учетом дифференцированного подхода по повышению квалификации в сфере жилищного самоуправления:
  • для «начинающих» собственников «Жилищный букварь»;
  • для управленческих кадров ТСЖ «Базовый профессиональный курс»;
  • для управленческих кадров и специалистов жилищного управления «Профессионал-курс»;
  • для тренеров по указанной тематике «Технологии процесса обучения по вопросам жилищного самоуправления»;
  • Серия из 4-х обучающих видеофильмов по жилищному самоуправлению для широкой аудитории.

Второй компонент:

В рамках второго компонента планируется разработать пять моделей управления многоквартирными домами и реализовать демонстрационные проекты по каждой их моделей. Каждая из них имеет собственные цели и задачи, свой метод осуществления и может быть реализована как самостоятельный элемент жилищной реформы в части эффективного управления многоквартирными домами. В то же время, все предлагаемые модели демонстрационных проектов взаимосвязаны, каждая модель формирует условия для реализации других моделей. Таким образом, реализация всех моделей демонстрационных проектов обеспечит комплексный подход к реализации реформы управления жилищным фондом:

  • Модель 1: Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья;
  • Модель 2: Формирование собственниками помещений/ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома;
  • Модель 3: Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ);
  • Модель 4: Формирование эффективных отношений ТСЖ/управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями;
  • Модель 5: Внедрение новых механизмов организации и финансирования капитального ремонта/ресурсосберегающей модернизации многоквартирного дома.

Модели демонстрационных проектов будут апробированы в муниципальных образованиях Российской Федерации, которые были отобраны в рамках закрытого Конкурса: гг. Нижний Новгород, Пермь, Тверь. Одним из значимых критериев отбора муниципальных образований было наличие опыта сотрудничества с некоммерческими организациями в жилищной сфере.

Третий компонент:

В рамках третьего компонента планируется провести широкую информационную кампанию, которая транслирует успешный опыт реализации демонстрационных проектов по Российской Федерации. Значительное внимание будет уделяться разработке и реализации эффективных каналов распределения информации. Планируется организовать и провести:

  • радиопередачи «Жилищный ликбез»;
  • жилищные праздники: День работника ЖКХ, Международный День жителей и Европейский День соседей;
  • общероссийские конференции, форумы, совещания;
  • публикации в ведущих специализированных изданиях, на тематических сайтах; радио- и телевещание федерального, регионального и муниципального уровня.

Планируемые результаты

Участники проектной команды планируют получить следующие результаты в ходе реализации проекта:

  • оказано содействие органам местного самоуправления в создании благоприятных условий для управления жилищным фондом в муниципальных образованиях Российской Федерации;
  • создана методическая, учебная и информационная база по вопросам развития жилищного самоуправления;
  • сформированы группы ответственных и активных собственников жилья в многоквартирных домах, показывающие пример рачительного отношения к общему имуществу в многоквартирных домах и действительно участвующих в управлении жилищным фондом;
  • намечено улучшение социально-коммуникативной среды в муниципальном образовании за счет развития соседских взаимоотношений на уровне многоквартирного дома и формирования системы взаимоотношений между собственниками помещений, товариществами, управляющими организациями и органами местного самоуправления;
  • отмечен рост количества объединений собственников помещений в многоквартирных домах (ТСЖ), созданных по инициативе собственников-граждан на основе взвешенного и законно принятого решения;
  • отмечено улучшение работы управляющих организаций, что приведет к повышению удовлетворенности жителей качеством их услуг;
  • созданы прецеденты активных и позитивных деловых взаимоотношений между собственниками помещений/ТСЖ и управляющей организацией в процессе формирования заказа на услуги, мониторинга выполнения договора управления, соблюдения интересов сторон и т.д., что приведет к повышению привлекательности профессионального управления для собственников;
  • усовершенствованы договорные отношения в сфере предоставления коммунальных услуг и ресурсоснабжения, что повысит привлекательность бизнеса по управлению многоквартирными домами для частных, в том числе, малых организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • разработана муниципальная программа капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечивающая участие пилотного муниципального образования в региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов;
  • сформирован порядок организации и проведения собственниками помещений в многоквартирных домах капитального ремонта и модернизации многоквартирного дома с использованием бюджетных субсидий, что обеспечит прозрачность и целевое использование выделяемых на эти цели бюджетных средств;
  • сформированы стимулы для собственников помещений в многоквартирном доме инвестировать собственные средства, а также средства банковских кредитов в капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов;
  • повышена квалификация специалистов местных администраций, осуществляющих взаимодействие с населением, организациями некоммерческого сектора в жилищной сфере, а также управляющими и ресурсоснабжающими организациями;
  • повышена квалификация и укреплены институциональные позиции организаций некоммерческого сектора, оказывающих поддержку собственникам жилья и их объединениям в пилотных муниципальных образованиях;
  • получило развитие жилищное движение в России;
  • разработаны, апробированы и используются инновационные информационные и образовательные технологии по вопросам жилищного самоуправления;
  • успешный опыт демонстрационных проектов распространен для использования в других городах России. 

Концепция демонстрационых проектов

1. Общие цели демонстрационных проектов

Общая цель всех демонстрационных проектов - показать на практике, что использование прозрачной системы организационных, финансовых и договорных отношений при различных способах управления многоквартирными домами и эффективное сочетание самоорганизации собственников с профессиональным исполнением функций управления приводят к улучшению состояния многоквартирных домов и повышению удовлетворенности всех заинтересованных сторон на местном уровне.

2. Распределение функций по реализации демонстрационных проектов

Демонстрационные проекты будут выполняться не менее чем в трех муниципальных образованиях, выбранных по итогам закрытого конкурса на основе утвержденных критериев. Готовность пилотного муниципального образования к участию в демонстрационных проектах подтверждается подписанием соглашения о сотрудничестве, заключаемым между органом местного самоуправления пилотного муниципального образования и исполнителем Проекта «Поддержка собственников жилья» - Фондом «Новая Евразия» (далее – Исполнитель проекта).

Для успешной реализации демонстрационных проектов в пилотных муниципальных образованиях все участники вносят свой вклад, который заключается в следующем.

Исполнитель Проекта обеспечивает информационно-методическую поддержку при осуществлении демонстрационных проектов, в том числе:

  • содействует разработке необходимых нормативных и методических документов на местном уровне;
  • предоставляет органам местного самоуправления и местной партнерской некоммерческой организации рекомендации, пособия, учебные и информационные материалы;
  • участвует в проведении консультаций для участников демонстрационных проектов;
  • проводит информационные и обучающие мероприятия, в том числе, обучение представителей местной партнерской некоммерческой организации;
  • содействует проведению и участвует в информационных кампаниях, общественных тематических дискуссиях (конференциях, круглых столах, диалогах);
  • проводит мониторинг и оценку реализации демонстрационных проектов.

Орган местного самоуправления:

  • по результатам обсуждений предложенных рекомендаций по управлению многоквартирными домами и с учетом местных условий разрабатывает и утверждает местные нормативные и рекомендательные документы, необходимые для реализации демонстрационных проектов;
  • оказывает содействие и обеспечивает необходимыми ресурсами местную партнерскую некоммерческую организацию (организации) для проведения консультационной, обучающей и информационной работы;
  • организует и содействует проведению общественных тематических дискуссий (конференций, круглых столов, диалогов);
  • через представителя участвует в проведении мониторинга и оценке результатов реализации демонстрационных проектов;
  • содействует распространению лучшего опыта через СМИ.

Местная партнерская некоммерческая организация (организации):

  • проводит отбор пилотных многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и управляющих организаций для реализации разных моделей демонстрационных проектов;
  • организует и участвует в проведении консультаций, информационных и обучающих мероприятий для представителей пилотных домов, товариществ собственников жилья, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, а также для заинтересованных граждан;
  • организует и участвует в проведении общественных тематических дискуссий (конференций, круглых столов, диалогов);
  • участвует в проведении мониторинга и оценке результатов реализации демонстрационных проектов.

Участники демонстрационных проектов (товарищества собственников жилья, инициативные группы собственников помещений, управляющие организации):

  • используют на практике рекомендуемые механизмы, процедуры, правила и формы;
  • предоставляют информацию об успехах и сложностях при реализации рекомендуемых механизмов, процедур, правил и форм;
  • содействуют проведению мониторинга реализации демонстрационных проектов;
  • участвуют в проведении общественных мероприятий, связанных с выполнением демонстрационных проектов.

3. Модели демонстрационных проектов

Для выполнения предлагаются следующие модели демонстрационных проектов:

  1. Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья;
  2. Формирование собственниками помещений / ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома;
  3. Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ);
  4. Формирование эффективных отношений ТСЖ / управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями;
  5. Внедрение новых механизмов организации и финансирования капитального ремонта / ресурсосберегающей модернизации многоквартирного дома.

Каждая из перечисленных моделей имеет собственные цели и задачи, свой метод осуществления, и может быть реализована как самостоятельный элемент жилищной реформы в части эффективного управления многоквартирными домами. В то же время, все предлагаемые модели демонстрационных проектов взаимосвязаны, каждая модель формирует условия для реализации других моделей. В связи с этим, проведение демонстрационных проектов будет обеспечивать комплексный подход к реализации реформы управления жилищным фондом. Поэтому особенно важно, чтобы в муниципальных образованиях, участвующих в демонстрационных проектах, были созданы условия для осуществления на практике одновременно всех моделей демонстрационных проектов.

 4. Ожидаемые результаты демонстрационных проектов

На первом этапе реализации демонстрационных проектов в муниципальных образованиях будет проведено исследование текущей ситуации в сфере управления многоквартирными домами с целью выявления проблем, требующих разрешения, определения местных условий и особенностей, оценки исходных показателей.

В процессе реализации демонстрационных проектов будет осуществляться их мониторинг всеми участниками, включая исполнителя Проекта, органы местного самоуправления и местные партнерские некоммерческие организации. Цель мониторинга – оценивать выполнение задач демонстрационных проектов, корректировать при необходимости планы и мероприятия и отмечать изменения ситуации.

Итоги демонстрационных проектов будут оценены участниками на последнем этапе их реализации.

 Успешный опыт демонстрационных проектов в дальнейшем будет распространен для использования в других городах России.