24 июня 2009 г. по инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике, Сети школ жилищного просвещения, Тихоокеанской коалиции по содействию реализации реформы ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе при участии Программы поддержки гражданского общества «Диалог» (Айрекс), Фонда «Новая Евразия» и Ассоциации НКО в поддержку ТСЖ и ЖСК состоялись общественные слушания по информационной политике в жилищной сфере.
Участники общественных слушаний обсудили вопросы, влияющие на эффективность информационной политики в жилищной сфере, а также роль государства, общественности и бизнеса в ее осуществлении.
Актуальность данной темы определяется крайне низким уровнем информированности всех заинтересованных сторон, но, прежде всего, граждан, о своих правах и оптимальном поведении при выборе способа управления, разрешении конфликтов, взаимоотношениях с управляющими компаниями, проведении капитального ремонта жилого фонда, повышении качества управления домами, использовании доступных подходов к ресурсосбережению и энергоэффективности.
Информация о реализации информационной поддержки жилищно-коммунальной реформы в рамках ФЦП «Жилище» недоступна гражданам, а организаторам слушаний не удалось получить доступ к данным реализации этой программы. Представители Министерства регионального развития РФ уклонились от участия в слушаниях.
Базовым принципом и критерием эффективности проведения информационной политики должно стать «Информированное согласие» всех сторон по поводу тех или иных решений, затрагивающих их интересы. Информированное согласие – новый подход к принятию решений, в основе которого лежит принцип достаточной информированности и этической обоснованности решений.
Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость проведения масштабных программ по профессиональному образованию, жилищному просвещению, информационной поддержке нанимателей и собственников жилья в Российской Федерации.
Особое место в этих процессах занимают организации гражданского общества, которые зачастую реализуют посреднические функции между обществом и государством, обществом и бизнесом, государством и бизнесом. Некоммерческие организации могут и должны стать полноправным партнером власти в реализации задач, направленных на эффективное реформирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Отвечая на вопросы, заявленные на общественных слушаниях: «Как государство и общество реализуют информационную политику в жилищной сфере?» и «Какие направления информационной политики могут реализовываться через механизмы взаимодействия и координации государственных и негосударственных учреждений?», участники Общественных слушаний обозначили общее решение.