Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Кредиты как источник финансирования капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов (по материалам публикаций)

В других странах, так же как и в России, средств собственников квартир и бюджетных денег обычно бывает недостаточно, чтобы в короткий срок выполнить большие объемы работ по ремонту и модернизации дома. В связи с этим в большинстве стран важным финансовым источником для этих целей являются кредиты, выдаваемые собственникам, товариществам собственников жилья и управляющим организациям.

Проблемы привлечения кредитных ресурсов для ремонтов и модернизации многоквартирных домов заключаются в следующем:

  • у товарищества собственников жилья нет своего имущества, которое можно было бы использовать в качестве гарантии возврата кредита, а собственники квартир не хотят закладывать свои квартиры в обеспечение кредита товарищества или давать поручительства за других собственников помещений, поэтому необходимы меры, обеспечивающие доступность кредитов для собственников квартир (через ТСЖ или управляющие организации) и снижающие риски банков;
  • кредит - это дорогие деньги, поэтому необходимы меры, удешевляющие кредиты для собственников жилья, чтобы повысить их привлекательность в сравнении с длительным накоплением средств на крупные ремонты.

Что может сделать государство для того, чтобы снизить риски банков при кредитовании товариществ и управляющих организаций и тем самым обеспечить доступность кредитных ресурсов для капитального ремонта? Создать специальный институт, предоставляющий на платной основе гарантии при выдаче кредитов товариществам.

Например, в Словакии гарантии при получении кредитов товариществами, кооперативами и управляющими организациями предоставляются через государственный Словацкий банк по гарантиям и развитию (единственный оставшийся неприватизированным банк, учредительный капитал которого был сформирован из государственных средств).

В Эстонии и Литве при участии государства созданы специализированные гарантийные агентства, которые предоставляют гарантии ТСЖ и управляющим компаниям при кредитовании на цепи капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов в размере до 75 процентов от суммы кредита. Предоставление гарантий платное, обычно 1,5-2,5 процента от гарантируемой суммы кредита.

На самом деле основное назначение гарантийных агентств - дать возможность банкам на собственном опыте работы с товариществами убедиться, что риски таких кредитов очень низки, потому что они обеспечиваются ежемесячными обязательными платежами собственников. Если решение о взятии кредита принималось самими собственниками, размер ежемесячной платы, обеспечивающей возврат кредита, доступен для собственников, поскольку они сами его установили. Если платежная дисциплина в товариществе достаточно хорошая, то риск банков минимален. Опыт показывает, что роль гарантийных агентств в развитии системы кредиювания постепенно уменьшается - банки все реже требуют от товариществ таких гарантий. Например, в Эстонии в первые годы работы агентства оно гарантировало около 30 процентов кредитов, сейчас - менее 3 процентов. Банки требуют в обязательном порядке гарантию только в случае, если собственники помещений в доме не создали своего товарищества (то есть кредит берет управляющая организация).

По мере развития системы кредитования товариществ на цели капитального ремонта, реконструкции и модернизации многоквартирных домов сами банки расширяют возможности получения кредитов. В Словакии товарищество может получить кредит без залога имущества и без гарантии Словацкого банка по гарантиям и развитию под солидарное поручительство членов товарищества как физических лиц или предоставив в качестве обеспечения срочный вклад товарищества, открытый в банке-кредиторе.

В Литве, Латвии и Эстонии в качестве реального обеспечения возврата кредита банки рассматривают средства регулярных платежей собственников, поступающие на расчетный счет товарищества или управляющей организации, открытый в банке-кредиторе на период кредитования, через который осуществляются расчеты по всем платежам.

Для того чтобы удешевить для собственников жилья кредиты коммерческих банков на цели модернизации и капитального ремонта жилых домов часто используется субсидирование процентной ставки из средств бюджетов разных уровней.

В Словакии в конце 1990-х - начале 2000-х годов государство и отдельные муниципалитеты (Братислава, Кошице) предоставляли субсидии для снижения процентной ставки по кредитам на цели капитального ремонта и реновации домов в районах исторической застройки, являющейся национальным достоянием. В Эстонии муниципалитет города Таллинна ежегодно субсидирует процентные ставки по кредитам банка, выигравшего специально проводимый открытый конкурс.

Кроме этого, в отдельных странах были созданы возможности для получения собственниками жилья и их товариществами льготных кредитов или ссуд.
В том случае если собственники принимают решение о накоплении средств на капитальный ремонт, государство может принять меры по их защите. Например, в Словакии с
2003 года товарищество может получить льготный кредит в государственном фонде развития жилья для повышения энергоэффективности многоквартирного дома. Кредит выдается в размере до 80 процентов от полной стоимости проекта на срок до 20 лет (с ограничением максимальной суммы в расчете на одну квартиру) под 3,3 процента годовых в случае, если этот проект включен в Программу обновления жилищного фонда, или на срок от 10 до 20 лет со ставкой 4,9-6,5 процента годовых. Требованием к проекту по ремонту (модернизации) дома для получения льготного кредита является достижение как минимум 20-процентной экономии энергии по сравнению с расчетным расходом энергии до начала осуществления проекта (при условии, что после окончания проекта расход энергии на отопление здания не превысит нормы, установленной специальным предписанием).

Помимо этого, в этой стране при поддержке государства получила широкое развитие система строительных сбережений, которая первоначально была ориентирована на граждан, а начиная с 1999 года распространилась на юридические лица, включая товарищества собственников жилья. Товарищество, как и остальные сбрегатели, имеет право на льготный кредит в сберегательном строительном банке после определенного времени сбережения средств и накопления установленной суммы. Средства, хранящиеся на банковском счете товарищества, согласно законодательству защищены так же, как накопления граждан.

Таким образом, мы видим, что большинство соседствующих с Россией государств, в начале 90-х годов прошлого века стартовавших с той же позиции, к сегодняшнему дню достигли больших успехов в модернизации жилья не потому, что государства или муниципалитеты вкладывали в это много бюджетных денег (мечта российских мэров и губернаторов), а потому, что они используют совершенно другие подходы: стимулирование собственников стать настоящими хозяевами своих домов и вкладывать собственные деньги в улучшение их состояния (и снижение потребления энергоресурсов) и создание условий, при которых собственники могут взять, а банки готовы дать им кредит для проведения работ по ремонту и модернизации дома. Финансирование капитального ремонта - это проблема не отсутствия (или нехватки) денег в бюджете, а проблема изменения подходов, представлений людей о том, как это может быть сделано.

В России на уровне государства начинает создаваться основа для новых подходов к участию бюджетных денег в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, помещения в которых находятся в частной собственности. Свидетельство тому - реализация Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищного хозяйства», который определил такие ключевые моменты нового порядка предоставления бюджетных средств, как:

  • принятие решения о проведении капитального ремонта общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (или общим собранием членов товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, то есть опять-таки собственниками);
  • утверждение общим собранием сметы расходов на капитальный ремонт;
  • участие собственников помещений в долевом финансировании капитального ремонта (в размере не менее 5 процентов от общего объема предоставляемых бюджетных средств);
  • привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту товариществами либо выбранной собственниками помещений управляющей организацией;
  • перечисление бюджетных средств товариществу собственников жилья (жилищному кооперативу) или управляющей организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме.

К сожалению, деньги Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, задействуя стимулирующий собственников механизм софинансирования, не работают на привлечение кредитных ресурсов банков и дополнительную адресную помощь собственникам, имеющим низкие доходы, но будем надеяться, что дойдет очередь и до этих механизмов государственного содействия собственникам жилья в осуществлении ими ремонта и модернизации многоквартирных домов.