Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ПИСЬМО МРР от 7 декабря 2006 г. N 13241-РМ/07)

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 декабря 2006 г. N 13241-РМ/07

По имеющейся у Министерства регионального развития Российской Федерации информации органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации до сих пор не установили региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, а в некоторых субъектах такие стандарты установили с нарушением федерального законодательства. В этой связи Минрегион России считает необходимым дать дополнительные разъяснения по установлению региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Необходимость установления региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг предусмотрена статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Эти стандарты используются при определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и расчете их размеров. В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Правила предоставления субсидий), для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, жилые помещения в которых относятся к различным жилищным фондам, и для жилых домов индивидуального жилищного фонда. Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 159 Жилищного кодекса размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (далее - дома, соответствующие средним условиям). В связи с этим расчет размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для каждого городского округа, городского и сельского поселения в составе муниципальных районов производится в следующем порядке:

Во-первых, выбирается группа конкретных домов, соответствующих средним условиям в каждом муниципальном образовании, при котором:

1) уровень благоустройства всех входящих в группу домов будет одинаковым и наиболее типичным. Под уровнем благоустройства в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления;

2) конструктивные и технические параметры всех входящих в группу домов будут одинаковыми и наиболее типичными - степень износа, этажность, материал стен и кровли, оборудование лифтом и мусоропроводом, а также другие подобные параметры;

3) установлена одинаковая цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, реально проживающих в домах, входящих в группу домов, соответствующих средним условиям;

4) для расчета платы нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, за коммунальные услуги используются одинаковые в пределах такой группы домов:

а) тарифы на холодную воду, горячую воду и водоотведения, установленные органами местного самоуправления, а на электрическую энергию, газ (бытовой газ в баллонах), на тепловую энергию или на твердое топливо при наличии печного отопления, установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

б) нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, органами государственной власти субъекта Российской Федерации (нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению) и органами местного самоуправления (нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению).

При выборе домов, соответствующих средним условиям в муниципальном образовании, органам государственной власти субъекта Российской Федерации целесообразно проведение консультаций с органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, а в случае передачи помещений муниципального жилищного фонда (жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности муниципального района) городским и сельским поселениям в составе муниципальных районов - с органами местного самоуправления городских и сельских поселений и учитывать полученные от органов местного самоуправления предложения.

В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления субсидий для одного муниципального образования могут устанавливаться региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и для индивидуальных жилых домов, указанных в части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. Рекомендуется для установления региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг выбирать дома, соответствующие средним условиям, как из числа многоквартирных домов, так и жилых домов, если население в муниципальном образовании проживает примерно в равных долях (например, 40 - 60%) в жилых домах и в многоквартирных домах или если большая часть (например, более 70%) населения проживает в жилых домах.

Например, в муниципальном образовании есть 15% индивидуальных жилых домов, 20% многоквартирных 9-этажных кирпичных домов, 15% многоквартирных 9-этажных панельных домов, 50% многоквартирных 5-этажных панельных домов (проценты указаны относительно численности проживающего в них населения, а не относительно численности или площади указанных домов). При этом из многоквартирных 5-этажных панельных домов: в 1/3 домов износ 50% (цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору социального найма равна 10,20 руб./кв. м), в 1/2 износ 40% (цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору социального найма равна 9,10 руб./кв. м), а в 1/6 - 20% (цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору социального найма равна 6,40 руб./кв. м). В то же время в 30% многоквартирных 5-ти этажных панельных домах, имеющих износ 40%, потребляется тепловая энергия, приобретаемая у организации коммунального комплекса N 1 по тарифу 450 руб./Гкал, а 70% - приобретаемая у организации коммунального комплекса N 2 по тарифу 380 руб./Гкал, а остальные тарифы на коммунальные ресурсы и нормативы потребления коммунальных услуг имеют одинаковые значения. В этом случае в качестве домов, соответствующих средним условиям, целесообразно выбрать многоквартирные 5-этажные панельные дома, имеющие износ 40%, в которых цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору социального найма равна 9,10 руб./кв. м, а потребляется тепловая энергия, приобретается у организации коммунального комплекса N 2 по тарифу 380 руб./Гкал.

Во-вторых, производится расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, дифференцированного по численности семьи, осуществляется согласно положениям раздела VI "Установление региональных стандартов" и других положений Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 58/403. При этом размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, являющихся одинаковыми для домов, соответствующих средним условиям, и используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях в таких домах.

При расчете размеров регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг нарушением федерального законодательства считается:

а) установление для одного муниципального образования (городского округа, городского и сельского поселения в составе муниципального района - в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") более двух домов, соответствующих средним условиям, и, соответственно, более двух стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг;

б) применение иных цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг отличающихся от цен, тарифов и нормативов потребления, реально используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуг для нанимателей по договору социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, соответствующих средним условиям в муниципальном образовании. В частности, не допускается вместо произведения норматива потребления и соответствующего тарифа в соответствии с порядком расчета размера платы за коммунальные услуги, приведенном в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, использование не легитимно установленных отдельными органами местного самоуправления так называемых "ставок оплаты" за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (руб. на 1 чел. в месяц), а также "ставок оплаты" за отопление (руб. на 1 кв. м в месяц). Также не допускается использование "социальных нормативов" или иных нормативов (норм), не соответствующих нормативам потребления коммунальных услуг, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

в) применение стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья, установленного для определения размера финансовой помощи, оказываемой местным бюджетам из регионального бюджета. Использование такого стандарта невозможно при определении размера субсидии по формулам, указанным в пунктах 23 - 25 Правил предоставления субсидий. Применение иных формул определения размера субсидии, кроме указанных в пунктах 23 - 25 Правил предоставления субсидий, законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Прошу принять необходимые меры для установления региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечения их правильного применения при определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и расчете их размеров в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

 

Директор департамента

жилищно-коммунального хозяйства

Р.Э.МУКУМОВ