Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Новые обсуждения новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

2 марта 2010 года в Государственной Думе ФС РФ состоялось заседание Комиссии Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по защите прав собственников и нанимателей жилья.

В обсуждении вопроса «О необходимости совершенствования правового регулирования взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями и потребителями услуг» приняли участие представители Администрации Президента – заместитель начальника экспертного управления аппарата Правительства РФ Садиков Алексей Львович, директор Департамента ЖКХ Минрегиона Булгакова Ирина Александровна, представители компаний – поставщиков энергоресурсов, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, объединений собственников жилья, депутаты Госдумы, представители региональных администраций и законодательных собраний, эксперты.

Открыл заседание председатель Комиссии, член Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия», депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Чиркин Андрей Борисович.В своем приветственном слове Андрей Борисович подчеркнул необходимость совершенствовать законодательную базу, регулирующую сферу ЖКХ, поскольку негативным результатом не совершенства законодательной и нормативной базы является отсутствие четких договорных отношений в предоставлении коммунальных услуг.

Обсуждения касались, в основном, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, подготовленным Министерством регионального развития (Приказ № 611). На примере обсуждаемых Правил члены Комиссии и приглашенные эксперты, имели возможность показать необходимость выработки правовой политики в отношении реформирования ЖКХ, подготовки и принятия изменений в действующие законодательные и нормативные акты.

В своем вступительном докладе, сопредседатель Комиссии Олег Алексеев обратил внимание участников на то обстоятельство, что на сегодняшний день тема совершенствования законодательства в жилищно-коммунальной сфере в столь высокой степени актуальна потому, что ставит задачу урегулирования правоотношений между всеми субъектами правоотношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, генерирующие компании и поставщиков ресурсов, управляющие компании и подрядные организации, товарищества собственников жилья, и наконец, граджан – потребителей этих услуг.

«При этом, Минрегион на сегодняшний день призван поднять огромный пласт обязательств, поставленных законодательством более высокого ранга (Федеральными Законами), и количество поручений по данному вопросу зашкаливает за все разумные пределы. Применение этих законов, правоприменительная практика ставит новые задачи, показывая всю глубину несовершенства действующего законодательства, порождающего массовые явления несправедливости, невозможности для организаций, в частности, и для отдельных граждан и для населения в целом, реализовать свои права» - сказал Алексеев О.

Что же существенно нового предлагают нам новые Правила в их сегодняшнем виде? Все ли проблемы они снимают? Все ли узкие места «расшивают?

В своём докладе Андрей Чибис, член Комиссии, директор по правовым и корпоративным вопросам ОАО «РКС», отразил наиболее важные, по его мнению, новации, внесенные новыми Правилами. И те возможности на перспективу, которые раскрываются новыми Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам: «Первое, это стимуляция оплаты тех коммунальных ресурсов, которые потребляют потребители. Второе, регулирование учёта этих ресурсов и, тем самым, оплата только того, что потребил потребитель. И, безусловно, третий момент: стимулирование всех, начиная от потребителя, исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабщающие организации к повышению качества тех услуг, которые мы все с вами оказываем потребителю, и переход к энергоэффективности».

Говоря об ограничениях и отключениях недобросовестных потребителей, Андрей Чибис подчеркнул, что система мер, предусмотренных правилами должна оптимизировать эту задачу: «Принципиальная позиция, которая поддерживается большинством участниками отрасли - это упрощение процедуры ограничения, состоящее из двух вещей: сокращение сроков, когда ограничение нужно вводить. И второе: предоставление возможности исполнителю ограничивать тот ресурс, который, технологически проще, удобнее, быстрее можно ограничить, независимо от того, за какой вид услуг у потребителя имеется задолженность».

Одной из мер стимулирования учетного потребления становится возможность установки приборов учета ресурсоснабжающими организациями.

Наибольшее число споров вызвало предложение введения вариативности предоставления коммунальных услуг. В первую очередь, такая возможность позволяет и потребителей и поставщиков защитить от недобросовестных управляющих компаний. В такой ситуации заключение договоров напрямую между собственниками и ресурсоснабжающими организациями позволить минимизировать угрозу неплатежей со стороны управляющих компаний, которые собрали деньги с жителей за коммунальные услуги, но не расплатились по выставленным счетам.

По мнению руководителя РКС, всё это приведёт через несколько лет к честным отношениям на рынке: «Управляющая компания, исполнитель коммунальных услуг, - вынуждена требовать справедливую оплату собственников жилья за свою работу. Ресурсноснабжающая организация будет получать достаточный объём средств, за проданные и поставленные коммунальные ресурсы».

В свою очередь, по мнению А.Чибиса, управляющие компании тоже должны иметь экономический стимул, т.е. получать вознаграждение за осуществление своих функций по предоставлению коммунальных услуг гражданам.

Данная точка зрения возымела поддержку от разработчиков новых Правил, высказанная членом рабочей группы по разработке проекта – Ириной Маликовой, которая подчеркнула, что при разработке новой редакции Правил были учтены и все требования законодательства, в том числе и в смежных сферах. А также необходимость урегулирования взаимоотношений между всеми субъектами, взаимодействующими в цепочке обеспечения коммунальными услугами граждан. Правилами даются более четкие определения понятий и терминов. Снимаются острые вопросы в отношении роли и места Товариществ собственников жилья.

По мнению Ирины Маликовой финансовую заинтересованность управляющих организаций нужно стимулировать тем, чтобы предоставить им как исполнителям коммунальных услуг возможность выступать перепродавцом, поскольку в Правилах остаётся вариант, что управляющая организация является исполнителем: «Мы говорим что понятие исполнитель созвучно с понятием продавец, следовательно необходимо решать вопрос и с финансовой заинтересованностью управляющих организаций в продаже коммунальных услуг» - пояснила Ирина Петровна свою точку зрения. - «Предлагается установить тариф для населения, исходя из двух вариантов: тариф для населения при прямых отношениях с ресурсоснабжающими организациями и тариф для населения при отношении через управляющие организации. И тогда у управляющих организаций будет вот эта дельта, наценка. Та часть, которая будет их заинтересовывать и то, за что на них будет возлагаться ответственность. Управляющие организации станут ощущать меру ответственности за то, что они стали продавцами, а не просто посредниками за чужой тариф. В таком случае у них появляется финансовая заинтересованность, и они действительно становятся ответственными. Таким образом, будет решена проблема, которую поднимают фактически все управляющие организации России - проблема финансовой заинтересованности в продаже коммунальных услуг».

С другой стороны, принятые в конце истекшего года изменения в Налоговое законодательство демонстрируют, что к таким «перепродавцам» отнесены Товарищества собственников жилья. И с точки зрения законодателя, средства граждан, поступившие на их расчетные счета за оплату коммунальных услуг, в большинстве своём должны включаться в налогооблагаемую базу.

Заместитель министра регионального развития Булгакова Ирина Александровна подчеркнула, что сложность не только в том, что Правила должны урегулировать взаимоотношения различных субъектов, увязать их интересы, причем так, чтобы не нарушить смежные разделы законодательства Российской Федерации, но и увязать различные интересы различных ведомств. Поскольку ЖКХ – это многоведомственная отрасль, здесь ряд министерств и ведомств работает, поэтому нужно увязать ещё и узковедомственные интересы.

Главным оппонентом новой редакции Правил в очередной раз выступила Марина Гайс - директор правовой дирекции Водоканала Санкт-Петербурга. Основным поводом для возражений с точки зрения данной ресурсоснабжающей организации является тема вариативности в договорных отношениях между поставщиками и потребителями коммунальных услуг. По мнению Марины Викторовны исключение управляющей организации из цепочки предоставления коммунальных услуг невозможно, поскольку пострадает качество таких услуг: «В многоквартирном доме управляющая организации при предоставлении коммунальных услуг несёт ответственность за содержание коммуникаций, без чего не будет обеспечено качество подаваемой воды».

Особую точку зрения на эти группы проблем имеет Ассоциация ТСЖ и ЖСК

По мнению Евгении Юнисовой, исполнительного директора Ассоциации, с точки зрения потребителя (собственника или нанимателя жилья) на сегодняшний день совершенно не имеет значения, каким образом он, потребитель, получает коммунальные услуги: «Сколько бы при этом не было участников в процессе предоставления коммунальных услуг, для гражданина это ни финансовым ни технологическим образом никакой разницы не ощущается. Кто бы эту работу не делал: он сам, гражданин, при непосредственном управлении, ТСЖ либо управляющая компания – гражданин оплачивает коммунальные услуги в одинаковом размере. Вопрос только в том, куда гражданин оплачивает платежи за эти услуги - в управляющую компанию, либо в ТСЖ, либо непосредственно ресурсоснабжающей организации. И если ему завтра предложат производить эти расчеты за эти услуги по какому-либо варианту, но при этом стоимость этих коммунальных услуг будет различаться, то гражданин всегда выберет то, что дешевле.

В связи с чем, любая новация в законодательстве должна учитывать, что любое нововведение, влекущее увеличение платы со стороны ТСЖ повлечет увеличение платежей жителей. Как, в случае изменений в налоговом законодательстве, вводящем налоги на деятельность ТСЖ. Товарищество не имеет своих собственных средств. Средства ТСЖ – это целевые взносы собственников и нанимателей на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг. И если смета расходов ТСЖ увеличивается на сумму налога, то на эту же сумму увеличиваются целевые взносы жителей».

Вице-президент Ассоциации ТСЖ и ЖСК Константин Шишка отметил, что в нынешней ситуации в рамках действующих правил ТСЖ и УК в качестве исполнителей коммунальных услуг стали заложниками неплатежей жителей и, по сути, вынуждены изыскивать средства на оплату коммунальных услуг, при этом уменьшая, вполне понятным образом, расходы на содержание и текущие ремонты.

По мнению Ассоциации ТСЖ и ЖСК деятельность по обеспечению предоставления коммунальной услуги (ст.162 ЖК РФ) является предметом договорных отношений, и ресурсоснабжающие организации должны определять эту составляющую в рамках отдельных договоров либо в рамках договора на управление МКД

В составе работ, которые ожидают РСО от исполнителей коммунальных услуг, это работы в большей степени связанные не столько с содержанием внутридомовых сетей (что, кстати, осуществляется УК или ТСЖ в рамках договора или на основании устава), сколько с деятельностью, связанной с договорной и расчетной работой, организацией сбора платежей, ведением бухучета, учета расходов и потребления, контроля качества, проведение превентивной и судебной работы с неплательщиками, и т.д.

Сегодня УК и ТСЖ, по сути, вынуждены выполнять эту работу, потому что стали заложниками сложившейся схемы, когда они являются исполнителями коммунальных услуг и эту ситуацию нужно менять в корне.

По завершению всесторонних обсуждений Комиссия приняла решение направить обращение в адрес Правительства РФ, в Минрегион, в Минюст, в Комитет Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству о необходимости выработки правовой политики в отношении реформирования ЖКХ, подготовки и принятия изменений в действующие законодательные и нормативные акты. А так же направить предложение в адрес Правительства РФ о необходимости создания согласительной комиссии в целях скорейшего принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.