Всё больше граждан нашей необъятной Родины приобретают загородное жилье. И если некоторое время назад такая покупка свидетельствовала об определенном уровне материального состояния гражданина, то на сегодняшний день всё чаще мы слышим о том, что малоэтажное строительство призвано начать решить проблему обеспеченности граждан жильем. Т.е., как предполагается, полным ходом начнется ИЖС эконом-класса.
Это радует.
Не радует то, каким образом складывается система платежей граждан за ЖКУ в этих самых ИЖС. Всё больше и больше слышится недовольств граждан из-за непомерных платежей, вменяемых управляющими компаниями, обслуживающими такие посёлки. "Откуда такие цены?" - всё чаще возмущаются граждане, изучаю платежки, выставляемые на оплату.
Причин тут, как правило, несколько. Но главная в том, что компания, осуществлявшая застройку данного поселка, и реализовавшая один бизнес-проект, состоявший из нескольких этапов: покупка земельного участка, проектирование, строительство, прокладка коммуникаций, затем - реализация наделов уже по цене, отвечающей всем этим затратам (рыночная цена участка под строительство без подведенных коммуникаций и проложенных дорог всегда в разы меньше той, что предлагается при покупке участка, имеющего всю необходимую инфраструктуру. Затем компания зарабатывает на подряде (строительстве домика) а затем... начинает реализовывать новый бизнес-проект: продажу услуг по содержанию всей этой инфраструктуры. По какой цене - спросите Вы? Да по какой захочет! Потому что за это время, что идёт продажа наделов, эта компания оформляет всю эту инфрасрктуру - дороги и коммуникации коллективного пользования - в свою частную собственность. И, соответственно, землю, по которой проложены дороги и коммуникации. В силу чего - хочешь/не хочешь, а плати! Других дорог и коммуникаций нет! Только эти - частные.
В чем собака зарыта?
Казалось бы: чему тут возмущаться. Собственник вложил средства, построил, теперь имеет право хотеть денег за использование своей собственности.
Логика, конечно в таком суждении есть. Только вот в чём казус:
Покупая участки с домами, либо таун-хаусами, либо с подрядами на строительство жилья, либо просто с имеющимися коммуникациями, граждане уже своими средствами с лихвой окупают затраты застройщика на строительство инфраструктуры. Это первое. Но не главное. Главное заключается в том, что застройщик, изначально покупает общий земельный участок. А затем, в результате проектирования, принятия градостроительного решения органом местного самоуправления, строительством дорог и коммуникаций, жилых домов и объектов инфраструктуры, придает определенный статус этому поселку. Он становится частью муниципального образования или сельского поселения. Таким образом, все эти дороги и коммуникации становятся, по логике, объектами коллективного пользования. Скажем, если бы такое строительство осуществлялось в городе, то всё бы это хозяйство было бы передано городу. И являлось бы муниципальной собственностью. Но в сельской местности такого не практикуется. И у всего этого хозяйства, которое по природе своей должно быть коллективным, возникает владелец – частное лицо. Которое и диктует правила дальнейшей игры.
Хотя здесь само-собой напрашивается аналогия: вот если бы речь была бы о многоквартирном доме, то там все объекты коллективной собственности в силу закона являются общей долевой собственностью. И странно было бы, если бы в таком доме объявился бы частный собственник лифта и холла в подъезде.
Но в ИЖС такая странность присутствует и ни у кого пока что из власть предержащих удивления не вызывает.
А зря. Пора бы уже и озадачиться этим немаловажным вопросом. А то мы малоэтажное жилье эконом-класса понастроим, а жить там будет некому – какой же среднеобеспеченный гражданин такие ежемесячные поборы потянет?