Правительство РФ утвердило распоряжением от 2 февраля N102-р концепцию федеральной целевой программы /ФЦП/ "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы".
Текст концепции размещен сегодня в базе нормативных документов, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Финансирование программы будет осуществляться с 2010 г за счет средств внебюджетных источников, которые будут направлены на реализацию пилотных проектов в рамках первого этапа программы за счет средств госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности /Внешэкономбанк/" и начиная с 2011 г за счет средств федерального бюджета, средств субъектов РФ, местных бюджетов, частных инвесторов и собственников многоквартирных домов.
Предельный объем финансирования программы на 2010-2020 гг составит 4 трлн 098,75 млрд руб, в том числе за счет средств федерального бюджета - 422 млрд руб. Начиная с 2013 г осуществляется предоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 117 млрд руб ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Целями программы являются обеспечение к 2020 г собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для реализации целей программы к 2020 г предполагается решение следующих задач: достижение к 2020 г уровня полного благоустройства /обеспеченности всеми видами коммунальных услуг/ многоквартирных домов; обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация государственной программы "Чистая вода"; обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения уровня полного благоустройства многоквартирных домов необходимо проведение следующих мероприятий: создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов; разработка системы финансирования реконструкции; создание системы льготного кредитования собственников помещений на проведение работ, связанных с повышением благоустроенности; преобразование системы господдержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкции многоквартирных домов к возмещению собственникам помещений расходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции.
Для обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих мероприятий: повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры; создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения; формирование системы тарифного регулирования, нацеленной на повышение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающее формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, наличие инвестиционных надбавок, а также использование двухставочных тарифов и метода доходности на инвестированный капитал; обеспечение регламентации взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и собственников помещений в многоквартирном доме в целях повышения ответственности сторон; минимизация потерь коммунальных ресурсов за счет введения обязательности расчетов по данным приборов учета и использования единых муниципальных баз информационных ресурсов; формирование системы господдержки путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях; создание системы существенного повышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственников жилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов за своевременную оплату коммунальных ресурсов.
С целью обеспечения доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо проведение следующих мероприятий: регламентация взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и их оплате; регламентация взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций по заключению договора ресурсоснабжения при различных формах организации управления многоквартирным домом в целях обеспечения нормативных показателей качества коммунальных услуг; стимулирование конкуренции управляющих организаций; законодательное определение особенностей энергосервисных контрактов в отношении многоквартирных домов.
На первом этапе /2010-2011 гг/ предусматривается разработка нормативной базы для реализации программы и запуск нескольких пилотных проектов: по разработке программ комплексного развития; по разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов; по переходу к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений; по отработке механизма кредитования развития инфраструктуры муниципальных образований на базе системы банков госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности /Внешэкономбанк/".
На основе накопленного на первом этапе опыта уточняются механизмы программы, в том числе банковские продукты и процедуры кредитования развития коммунальной инфраструктуры.
На втором этапе /2012-2015 гг/ предусматривается широкомасштабное применение механизмов программы, в том числе отработка механизмов кредитования, прежде всего проектов в средних городах, применение новых методов тарифного регулирования, анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости с участием коммерческих банков на базе документации, разработанной Внешэкономбанком.
На третьем этапе /2016-2020 гг/ предусматривается переход к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции многоквартирных домов, а также осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов.
Госзаказчиком - координатором программы определен Минрегион России, которому поручено обеспечить разработку проекта программы и внесение его в правительство РФ до 15 апреля 2010 г.
Экономический эффект от реализации программы выражается:
- для собственников многоквартирных домов - в повышении рыночной стоимости жилья за счет повышения его благоустройства и эффективности использования коммунальных ресурсов /не менее чем на 1,6 трлн руб/;
- для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - в ликвидации просроченной задолженности по уплате налогов и сборов предприятий коммунального комплекса перед бюджетами субьектов РФ и местными бюджетами /16 млрд руб/;
- для федерального бюджета - в прозрачных механизмах расходования средств из федерального бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом /25 млрд руб/;
- для отечественной промышленности - в росте объемов производств в машиностроении, металлургии и промышленности стройматериалов /не менее чем на 2,2 трлн руб за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения - не менее чем на 1,6 трлн руб/.
Реализация мероприятий программы обеспечит рост занятости населения и позволит создать новые рабочие места.
Источник: http://www.podati.net