Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

IFC хочет оживить российский рынок ЖКХ

Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в группу Всемирного Банка, готова раскрутить российский рынок ЖКХ. По оценке специалистов международной организации, необходимый объем средств для подъема на должный, скажем, европейский уровень российского жилищно-коммунального хозяйства составляет 25 млрд долларов.
 
В IFC уверены, что если всем участникам рынка объяснить их возможности, то они возьмутся за это тяжелое дело, которое до сих пор было неподъемным. Причем возьмутся с большой охотой, потому что с такими деньгами рынок просто бесконечен.
 
Жилищный сектор в России занимает второе место по величине конечного потребления энергии после промышленного. На жилые здания приходится около 20% потребляемой в стране энергии, а также 60% тепловой энергии. При этом именно в жилищном секторе существует самый большой потенциал повышения энергоэффективности в России. В случае реализации соответствующих мер можно сократить выбросы углекислого газа почти на 150 млн т в год – это превышает суммарные годовые выбросы углекислого газа Финляндии и Дании. Именно исходя из этих данных IFC рассчитало привлекательность российского рынка ЖКХ.

 

Повышаем энергоэффективность

IFC при поддержке Министерства иностранных дел и Министерства занятости и экономики Финляндии, запускает проект по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе России.
 
По словам вице-президента IFC Рашада Калдани, данная программа рассчитана на три года. Чтобы содействовать России в реализации потенциала повышения энергоэффективности в жилищном секторе, IFC будет сотрудничать с российскими банками в области разработки финансовых продуктов для товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управляющих компаний на проведение энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. IFC также будет сотрудничать с госорганами в разработке законодательной и нормативно-правовой базы для повышения привлекательности инвестиций в сектор.
 
Как сказала руководитель проекта по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе IFC Катерина Левитанская, в России 3,3 млн домов, из которых 40% нуждается в ремонте. По ее словам, до сих пор нет данных по конечному потреблению энергии в российском жилье, поэтому кроме совершенствования законодательств и последовательного формирования финансовых продуктов деятельность IFC в рамках проекта будет направлена на повышение информированности всех участников рынка. К.Левитанская отметила высокие риски для банков при кредитовании TCЖ, а программа IFC как раз направлена на снижение этих рисков. По ее мнению, Россия может воспользоваться уже накопленным опытом модернизации жилья в Германии, Польше и странах Балтии. IFC также имеет успешную программу модернизацию многоквартирных домов через банковское кредитование в Венгрии.

 

Объем инвестиций в проект

По словам К.Левитанской, IFC в первую очередь заинтересована работать с банками, которые имеют хорошее региональное присутствие. Как добавила пресс-секретарь департамента Центральной и Восточной Европы IFC Неждана Букова, когда IFC несколько лет назад запускала проект по инвестициям в энергоэффективность, направленный на работу со средним и малым бизнесом, через банки было выдано кредитов на 135 млн долл, а в целом IFC потратила 175 млн долл на реализацию проекта. IFC пока не определила, какой объем денежных средств будет направлено на реализацию проекта по энергоэффективности, однако он составит примерно 30 проц от общего объема инвестиций в проект.
 
По словам посла Финляндии в России Матти Анттонена, правительство Финляндии направит 3,5 млн долл на реализацию проекта. У Финляндии накоплен большой опыт повышения энергоэффективности в различных секторах экономики, так как Финляндия - очень энергозависимая страна. "Мы рады поддержать расширение консультативного проекта IFC по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе и готовы поделиться с Россией накопленным опытом, так как у нас одинаковые климатические условия", - сказал посол.

 

Трудности в осуществлении проекта

Согласно проведенному исследованию IFC, основными препятствиями для осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности являются отсутствие доступного финансирования, а также нежелание жильцов соглашаться на реализацию таких проектов, часто вызванное обеспокоенностью по поводу необходимости привлечения внешнего финансирования или условий, на которых оно предлагается.
 
Еще одной сложностью является требование банков к высокому уровню залогового обеспечения, которое многие управляющие компании в настоящее время не в состоянии предоставить.
Представители ряда управляющих компаний считают самым существенным препятствием на пути развития рынка отсутствие возможности использовать сэкономленные средства в качестве источника возврата инвестиций в энергосберегающие мероприятия. Тем не менее, даже в условиях действующего законодательства такая возможность у управляющих компаний есть – это можно сделать через установление порядка определение цены договора управления многоквартирным домом. Фактически это позволяет управляющей организации выполнять функции энергосервисной компании.
 
Дополнительная причина нежелания управляющих компаний привлекать значительные суммы долгового финансирования относится к легкости, с которой собственники имущества могут расторгать договоры управления. В этом случае управляющая компания сталкивается с риском остаться без источника погашения обязательств по кредиту.
 
По мнению респондентов, ответивших на вопросы о предпочтительном сроке и условиях финансирования, оптимальными являются сумма от 1 млн до 3 млн руб (в расчете на многоквартирный дом) на срок от трех до пяти лет. Кроме того, кредитные продукты в этой области должны учитывать повышение рентабельности управляющих компаний, которое может быть достигнуто в результате проведения мероприятий по повышению энергоэффективности жилого фонда под управлением.
 
Однако, согласно результатам опроса финансовых учреждений, банки готовы предлагать управляющим компаниям только краткосрочные кредиты на срок до 12 месяцев и под высокую годовую ставку до 30%. Управляющие компании не согласны на такие проценты. Одни бы хотели, чтобы ставки субсидировались из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Другие заинтересованы в получении долгосрочного кредита на срок более 5 лет под процентную ставку от 9% до 11%. Третьи считают, что процентные ставки по кредитам не должны превышать 5% для целей повышения энергоэффективности.
 
По признанию директора направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Сергея Сиваева, деятельность Фонда ЖКХ можно признать малоэффективной. Он считает, что механизмы, внедренные на базе банковских программ IFC, могут быть более успешными.
 
Если попытка "номер 1" не удастся, IFC готово вести работу на двух различных уровнях - законодательном и клиентском, причем как с банками, так и с представителями ТСЖ, разъясняя им их возможности. В свою очередь, корреспондент ИнвестГУРУ намерена следить за реализацией данной программы и своевременно информировать читателей.
 
Источник: http://iguru.ru