Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Жители Калининградской области оказались в заложниках некомпетентной реформы местного ЖКХ

В Калининградской области реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) осуществляется крайне неэффективно, таков вывод регионального Уполномоченного по правам человека Ирины Вершининой.

image

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) ответственность за содержание жилого фонда возложена на жильцов.

Вместе с тем жилой фонд не передавался жильцам муниципалитетами в отремонтированном виде, как того требует ст. 16 ФЗ от 4.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ»: «При приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». Зачастую на протяжении многих лет, а порой и десятилетий капитальный ремонт в домах не производился, жильцы оплачивали муниципалитетам несуществующие услуги ЖКХ.

В частности, собственники жилых помещений с 1996 года оплачивали проведение капитального ремонта в своих домах — структура платежей населения за жилье всех форм собственности состояла из стоимости коммунальных услуг, содержания, текущего и капитального ремонта мест общего пользования (постановления Правительства Российской Федерации № 707 от 18 июня 1996 года и № 887 от 2 августа 1999 года).

А теперь проблемы с ремонтом жилья, которые не смогли решить муниципалитеты и государство, перекладываются на плечи граждан.

В городском округе «Город Калининград» на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 31.12.2009 года состоит 20205 граждан и членов их семей. Улучшили свои жилищные условия в течение 2009 года 167 граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, 6 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальные выплаты в виде бюджетного ассигнования за счет средств федерального бюджета для приобретения (строительства) жилого помещения предоставлены 51 гражданину (ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов).

Создание в 2007 году на основании ФЗ № 185-ФЗ от 21.07.2007 года государственной некоммерческой корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с целью реанимации ветхого жилищного фонда стало значительным шагом в верном направлении.

Однако для оказания финансовой помощи ст. 14 Закона о Фонде предусмотрен длинный перечень трудновыполнимых условий, призванных, по мнению законодателя, вместе с восстановительными мероприятиями одновременно решить и ор­ганизационные проблемы жилищно-коммунального хозяйства, а именно подвигнуть собственников в массовом порядке создавать ТСЖ.

На практике далеко не везде можно создать товарищества собственников жилья (ТЖС), особенно если в многоквартирных жилых домах проживает много пенсионеров, а состояние жилого фонда неудовлетворительное. Кроме того, практически каждый многоквартирный дом представлен собственниками, обладающими разными уровнями благосостояния. Одни получили в собственность помещения, занимаемые ими по договору социального найма, в результате приватизации и с трудом оплачивают коммунальные услуги, другие приобрели квартиру в том же доме и могут себе позволить дополнительные затраты на капремонт помещения, застройку и благоустройство придомовой территории. Существование подобного социального неравенства негативно сказывается на процессе самоорганизации в многоквартирных домах.

Кроме того, предписывая собственникам помещений управлять своим многоквартирным домом, жилищное законодательство устанавливает, что такое управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Представляется, что такие требования к собственнику неприемлемы, поскольку в соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под понятием «благоприятные условия» имеется в виду такое состояние среды обитания, при котором отсутствует всякое вредное воздействие ее факторов на человека, а под «безопасностью» — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от всяких угроз.

Очевидно, что ни то и ни другое в полной мере не в состоянии обеспечить собственники помещений в многоквартирном доме. Более того, возложение на них таких обязанностей подменяет компетенции многочисленных государственных орга­нов, непосредственно призванных обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, что предусмотрено в ст. ст. 5 и 6 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Такой путь проведения реформы ЖКХ приводит к значительному разрушению жилого фонда. Граждане не в состоянии самостоятельно, за свой счет отремонтировать жилье в старом жилом фонде. В результате зачастую люди проживают в жилых помещениях, угрожающих их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью окружающих.

В адрес Уполномоченного по правам человека обратилась гражданка Ж., проживающая в Калининграде. Она с 2007 года неоднократно обращалась в РСУ-24 Московского р-на по вопросу ремонта балкона, который на протяжении многих лет на­ходился в аварийном состоянии, представлял опасность для окружающих. В 2008 году произошел случай, свидетельствующий о том, что балкон находится в состоянии, представляющим угрозу для жизни и здоровья людей: на коляску, в которой находился ее грудной ребенок, с балкона квартиры Ж. упал камень.

Из документов, представленных заявительницей, усматривалось, что финансовые средства на ремонт ее балкона в 2008 году выделялись, имеется наряд о том, что балкон отремонтирован в 2008 году. В действительности ремонт балкона не проводил­ся. В отчете о проделанной работе за 2008 год МУП РСУ-24 отмечал, в числе прочего, и ремонт балкона Ж., что не соответствует действительности.

В 2009 году Ж. вновь обратилась в компетентные структуры по вопросу ремонта балкона. В марте 2009 г. комиссией МУП РСУ-24 Московского р-на был составлен акт обследования балкона; было установлено, что металлическое основание сгнило, металлическое ограждение у основания подвержено коррозии и частично сгнило, по периметру балкона осыпается основание бетонной плиты.

Администрация Московского р-на сообщила, что работы по ремонту балкона носят капитальный характер и они будут запланированы при условии, что общее собрание жильцов дома даст согласие на выделение средств на ремонт балкона.

Уполномоченный по правам человека выразила мнение о неправомерности такого решения. В соответствии с п. 4.2.4.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 года № 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению.

Как следует из обзора судебной практики Верховного суда РФ, согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

В результате обращения Уполномоченного по правам человека в органы прокуратуры специалисты ООО «РСУ № 24» выполнили работы по ремонту балкона Ж. Было заменено ограждение, установлены отливы и поручни, проведена покраска балконного ограждения.

К Уполномоченному по правам человека в Калининградской области обратился коллектив граждан, проживающих по ул. Звездной в Калининграде. Граждане сообщили, что ОАО «Калининградская генерирующая компания» необоснованно препятствует передаче общежития по ул. Звездной в муниципальную собственность с целью последующей приватизации жилых помещений.

Уполномоченным данное обращение в целях защиты жилищных прав граждан направлено в прокуратуру Калининградской области. Прокурорской проверкой было установлено, что в нарушение законодательства Российской Федерации общежитие по ул. Звездной Калининграда было включено в уставной капитал ОАО «Янтарьэнерго» и приватизировано им. Прокуратурой направлено в Арбитражный суд исковое заявление о признании недействительной сделки приватизации государственного имущества — здания общежития.

В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от гражданки Г. из пос. Заливное Полесского р-на Калининградской области с жалобой на то, что с 2007 года в ее квартире отсутствуют водоснабжение и теплоснабжение. Заявительница — пожилой человек, перенесла тяжелую хирургическую операцию, не в состоянии носить воду из подвала и отапливаться электрообогревателем, неся дополнительные расходы за электроэнергию. Обращения Г. в администрацию Полесского городского округа были оставлены без удовлетворения.

Уполномоченным были направлены обращения в Жилищную инспекцию (службу) Калининградской области, главе администрации Полесского муниципального района, в результате система отопления и водоснабжения в квартире Г. были восстановлены.

Аналогичное обращение поступило от гражданина Ф. из Калининграда, инвалида (ампутирована нога), узника концлагеря, труженика тыла. У Ф. из-за неисправности сантехнического оборудования кухне не было воды, ему тяжело было на одной ноге добираться до туалета, чтобы набрать воду. В ООО «ЖЭУ-13» Ф. обращался, но помощи не получил.

Уполномоченный обратилась к главе администрации Центрального р-на Калининграда с ходатайством об оказании помощи Ф., в результате водоснабжение в его квартире восстановлено.

В адрес Уполномоченного по правам человека с коллективным обращением обратились жители города Гурьевска, проживающие по ул. Строительной. Граждане жаловались, что до настоящего времени не произведен ремонт дорожного полотна по ул. Строительной, предусмотренный планом ремонта дорог на 2009 год, а также на неудовлетворительное теплоснабжение и необходимость ремонта канализации в до­ме.

После обращения Уполномоченного к главе администрации Гурьевского муниципального района силами управляющей компании в подвальном помещении дома № 23 по ул. Строительной произведен ремонт систем канализации с частичной заменой участка трубопровода, а также установлена новая запорная арматура на стояках системы отопления. Теплоснабжение домов по ул. Строительной восстановлено в связи с переключением от котельной птицефабрики на вновь постро­енную газовую котельную. Работы по ремонту дорожного покрытия обещано произвести в 2010 году.

Жители Калининградской области возмущены и таким распространенным явлением, как «точечная застройка», уничтожающая парки, скверы, аллеи, детские площадки, дворы, а также автостоянки. В частности, Калининград практически не оборудован бесплатными автостоянками, парковками. Парковки для населения отсутствуют даже около многих административных зданий — Правительства Калининградской области, администрации городского округа «Город Калининград» и др. Даже сотрудники этих учреждений, приезжая на работу, имеют большие сложности с парковкой своих автомобилей.

Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать и изменить в любое время на основании решения общего собрания способ управления многоквартирным домом. Однако на практике гражданам фактически навязывается как способ управления жильем, так и конкретные управляющие компании.

Уполномоченным по правам человека рассмотрены коллективные жалобы от граждан, проживающих в Калининграде по ул. Багратиона. В 2006 году собственники многоквартирных домов выбрали управляющей организацией МУП РСУ-24, претензий к ней не имели. В 2009 году между МУП РСУ-24 и ООО «МУП РСУ № 24» при согласовании с администрацией района и администрацией городского округа «Город Калининград» было заключено соглашение «О замене стороны в договоре». Этим соглашением частной управляющей компании переданы в полном объеме права и обязанности управляющей организации по договорам управления, заключенным между МУП РСУ-24 и собственниками помещений в многоквартирных домах. Кроме того, указанным соглашением от МУП РСУ-24 к ООО «МУП РСУ № 24» в полном объеме переданы права требования денежных средств от собственников жилых помещений.

Граждане сообщили также, что без их ведения образовались три компании с идентичными названиями (ООО «МУП РСУ № 24», ООО «МУП РСУ-24», ООО «РСУ № 24») и с одинаковыми юридическими адресами, которые поделили между собой многоквартирные дома без согласия жильцов дома.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области обратилась в прокуратуру Московского р-на Калининграда; было установлено, что вышеуказанное соглашение содержит признаки нарушения норм гражданского, жилищного и антимонопольного законодательства. Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Калининградской области о признании сделки — соглашения «О замене стороны в договоре» — недействительной. Решением Арбитражного суда Калининградской области исковые требования прокурора области были удовлетворены, соглашение от 06.04.2009 года «О замене стороны в договоре» признано недействительным.

Аналогичные жалобы поступают от других граждан, сообщающих о том, что без их ведения создаются управляющие компании, подделываются протоколы собраний, протоколы заочного голосования.

В Калининградской области не создан необходимый для успеха жилищно-коммунальных реформ конкурентный рынок услуг, предлагаемых управляющими организациями. Фактически бывшие ЖЭКи, преобразовавшись в коммерческие ком­пании (как правило, в ООО), продолжают осуществлять в лучшем случае ту же деятельность, что и прежде, и практически никем не контролируются.

Приняв решение обязать собственников помещений выбрать способ управления своим многоквартирным домом, власти не обеспечили проведение необходимых мероприятий по разъяснению гражданам нововведений жилищного законода­тельства, преимуществ того или иного способа управления и порядка его реализации, по обучению собственников квартир участию в процессе управления и т. п.

Большинство владельцев квартир не знают о своих правах собственников, о возможностях и необходимости участия в управлении многоквартирным домом, не в состоянии разобраться в юридических тонкостях жилищного законодательства, у них нет ни опыта, ни профессионализма, ни времени, чтобы принимать участие в решении сложных вопросов по управлению жилым фондом. Об этом, в частности, свидетельству­ют многочисленные обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в Калининградской области с просьбами о разъяснении норм жилищного законодательства.

Право на информацию может быть реализовано с помощью размещения необходимой информации на стендах в ЖЭУ и управляющих компаниях, проведения семинаров не только общественными организациями, но и органами власти и местного самоуправления.

Граждане возмущены и тем, что при неэффективной деятельности жилищно-коммунальных органов, организаций по содержанию и обслуживанию жилого фонда происходит непрерывный рост тарифов ЖКХ. Предоставляемые социально незащищенным гражданам жилищные субсидии не в полном объеме компенсируют расходы жильцов. Инвалиды, пенсионеры, граждане, оказавшиеся без работы, многодетные и одинокие родители не в состоянии оплатить счета по квартплате, в связи с чем сумма долгов по оплате ЖКХ растет.

Управляющие компании принимают самые решительные меры, направленные на взыскание долгов с неплательщиков, в том числе прибегая к услугам коллекторских агентств, которые, в свою очередь, зачастую действуют с нарушением прав граждан. Гражданам, имеющим задолженность перед жилищными организациями, рассылаются уведомления-требования с угрозами совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, либо входящих в компетенцию органов власти и допускающихся лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Действия коллекторских агентств зачастую осуществляются с нарушением права на личную и семейную жизнь граждан, права на тайну персональных данных, а также права на безопасность и урегулирование конфликтов способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, что подтвердила прокуратура Калининградской области, объявив одному из коллекторских агентств предостережение о недопустимости нарушений законодательства.

Другим способом повлиять на неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги является публикация списков должников в СМИ. Так, в Калининградской области были случаи публичного размещения списков граждан, имеющих задолженность за жилищно-коммунальные услуги (сведений о фамилиях, инициалах, адресах проживания и размерах долга конкретных лиц), что противоречит требованиям п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных».

Органы исполнительной власти не слишком заботятся о том, чтобы принимать эффективные меры по возврату долгов перед гражданами за невыполнение на протяжении многих лет принятых на себя обязательств по содержанию в надлежащем состоянии жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства. У самих граждан практически нет возможности защитить свои права на своевременное получение качественных жилищно-коммунальных услуг, особенно в случае недополучения таких услуг в прошлые годы. Согласно Закону № 189 «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс применяется только по отношению к тем правам и обязанностям сторон, которые появились после 1 марта 2005 года — даты вступления в силу нового ЖК, что дает право гражданам отстаивать свои права потребителей жилищно-коммунальных услуг в суде. Однако механизм реализации данного права федеральным законодательством четко не регламентирован, что ставит граждан в затруднительное положение при защите своих прав.

Для успешного решения застаревшей и по-прежнему наиболее социально сложной проблемы обеспечения доступным жильем граждан Российской Федерации, помимо развития ипотечного кредитования и государственных субсидий, не менее важно поощрять и создавать благоприятные условия для приобретения жилья теми, кто может сделать это исключительно за счет личных средств. К сожалению, немало граждан, активно инвестировавших свои сбережения в строительство жилья различными компаниями, оказались обманутыми.

Органы власти не предпринимают необходимых мер для решения проблем обманутых инвесторов жилищного строительства, расценивают возникшие конфликты как гражданско-правовые споры о возмещении материального ущерба и предлагают решать их в судебном порядке, в то время как зачастую органы власти сами активно пропагандировали строительные организации, указывая на них как на надежного партнера.

В 2009 году Калининградский окружной совет депутатов пошел навстречу обманутым дольщикам. Было принято решение о частичном освобождении ЖСК «Инициатива плюс», объединяющего обманутых дольщиков компании «Калининграджилстрой», от уплаты той части арендной стоимости за землю, которая идет в городской бюджет.

Одной из причин возникновения проблем граждан, вкладывающих средства в жилищное строительство, остается недостаточная правовая грамотность населения.

Проблема обеспечения жильем социально незащищенных граждан также решается неэффективно. К примеру, только в Калининграде по состоянию на 1.01.2009 года числилось в общей очереди на получение жилья 19445 человек. Улучшили жилищные условия в 2008 году всего 207 семей, из них 7 — из общей очереди, в которой стояли на учете с 1962 года.

В то же время Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет возможность выселения граждан, в том числе детей, из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В этих случаях нет никакой надежды на помощь государства в обеспечении граждан при необходимости временным социальным жильем.

Согласно информации, предоставленной Калининградским областным судом, за 2009 год было окончено 977 гражданских дела о выселении (независимо от принадлежности жилищного фонда), из них с вынесением решения рассмотрено 728 дел, в том числе 578 дел с удовлетворением исковых требований. В данную категорию входят, в числе прочего, иные дела о выселении граждан без предоставления другого жилого помещения, которых всего за указанный период было окончено 849, из них 658 дел рассмотрено по существу с вынесением решения, в том числе 538 дел с удовлетворением заявленных требований о выселении. Среди оконченных дел 43 — по требованиям о выселении из служебных помещений, из которых 36 дел рассмотрены с вынесением решения, 31 — с удовлетворением требований.

В 2009 году районными (городскими) судами окончено 95 дел о выселении бывших членов семьи, являющихся несовершеннолетними (независимо от принадлежности жилищного фонда). Из них с вынесением решения рассмотрено 81 дело, с удовлетворением требований — 64.

Особую тревогу вызывает состояние противопожарной безопасности жилых домов. Службы МЧС Калининградской области в 2009 году свои усилия направили на проверку противопожарной безопасности больниц, школ и иных учреждений. В то же время в последние годы участились случаи пожаров в жилых домах, в том числе с человеческими жертвами. Как правило, в старом жилом фонде электропроводка в местах общего пользования старая, не обеспечивает безопасности жилья.

Выводов не сделано. Правительство Калининградской области не выделило в 2010 году на пожарную безопасность ни копейки

На территории Калининградской области функционирует 79 объектов с круглосуточным пребыванием маломобильных групп граждан и детей, различной ведомственной подчиненности.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации все специализированные учреждения февраля 2009 года на постоянной основе проверяются по вопросам соблюдения федерального законодательства в сферах социального обслуживания, пожарной безопасности, защиты законных интересов лиц, проживающих в названных учреждениях.

По результатам проверок горрайпрокурорами выявлено 917 нарушений законодательства, руководителям учреждений, главам муниципальных образований было внесено 78 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, все из которых рассмотрены, 40 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 35 должностных и юридических лиц привлечено к административной ответственности, предостережено 2 лица, направлено в суд 28 исковых заявления.

По всем фактам выявленных нарушений закона прокурорами внесены представления, виновные лица привлечены к административной ответственности.

Однако до настоящего времени на 33 объектах остаются не устраненными 127 нарушений пожарной безопасности. Несмотря на это в текущем году правительством Калининградской области денежные средства на реализацию мероприятий целевой программы Калининградской области «Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на 2008-2010 годы» не выделялись, иные меры по устранению нарушений не принимались.

В связи с этим, прокурором Калининградской области 23.06.2010 губернатору Боосу внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Сложившаяся в Калининградской области ситуация, констатирует облпрокуратура, является одной из худших на всей территории Российской Федерации.

Источник: http://kaliningradfirst.ru