Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Национальное объединение СРО управляющих недвижимостью поможет Генеральной Прокуратуре России.

В конце ноября Генпрокуратура России предписала своим сотрудникам в регионах с повышенным вниманием отнестись к безопасности граждан – собственников жилья во время пользования лифтами, примерно треть которых в нашей стране сегодня выработали свой ресурс и представляют реальную угрозу для людей. Между тем, практическое выполнение предписаний Прокуратуры по обеспечению безопасности лифтового хозяйства затруднено. В отсутствие комплексной программы по модернизации лифтового хозяйства невероятно сложно стабилизировать положение дел в отрасли. На помощь органам государственной власти и Прокуратуре в этом непростом вопросе придут добровольные объединения управляющих организаций, более 1000 из которых сегодня состоят в Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» (НОСО УН).  Помощь будет заключаться в всестороннем обсуждении проблемы и готовности  вносить конкретные предложения по ее решению. Кроме того,  управляющие организации как никто разбираются в реальном секторе, четко представляя фронт работ на жилом фонде, поскольку управление многоквартирными домами есть их ежедневный и кропотливый труд Об этих и многих других конструктивных инициативах представители профессионального бизнес-сообщества управляющих недвижимостью заявили на Всероссийском совещании в Минрегионе.

14 октября 2010 года, на Всероссийском совещании в Министерстве регионального развития на тему «Перспективы развития лифтового комплекса Российской Федерации в современных условиях», участники договорились о том, что одним из эффективных инструментов по модернизации отрасли, а значит, повышению безопасности эксплуатации лифтового хозяйства в стране станет институт саморегулирования. Примером подобного успешного опыта нормализации работы отрасли сегодня может служить саморегулирование в сфере управления недвижимостью, или, как его еще по старому называют – жилищно-коммунальном хозяйстве.

Главный повод созыва Всероссийского совещания в Минрегионе – вступление силу технического регламента о безопасности лифтов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, устанавливающего минимально необходимые требования к безопасности и энергоэффективности лифтов.

В качестве организаторов, приглашенных и докладчиков в работе совещания приняли участие более 200 человек, в том числе: Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попов, Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Талалыкин В.М., представители Минприроды России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Ростехнадзора, Росстандарта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления крупных российских городов. Присутствовали представители Торгово-промышленной палаты России, Общероссийских общественных организаций «ОПОРА России» и «Деловая Россия», Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций (НСЛ СРО), СРО НП «Российское лифтовое объединение» (НП «РЛО»), НП СРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций (МОЛО), АДС «СО «Лифтсервис», СРО «Русьэкспертлифт», Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН), ОМОР «Национальная Лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры», Технического комитета по стандартизации ТК-209. Руководители управляющих компаний, российских заводов-изготовителей лифтов и специализированных лифтовых организаций приняли в совещании активное участие.

Главной проблемой лифтовой отрасли участники совещания, несмотря на очевидные положительные сдвиги в ЖКХ, назвали острую необходимость обновить и частично заменить лифтовый парк страны. На данный момент заменено порядка 20 тысяч лифтов, эта цифра растет, но усилий разрозненных компаний по обслуживанию лифтов сегодня явно недостаточно, им необходимо объединяться в саморегулируемые организации и действовать в тесной связке с органами исполнительной власти и  местного самоуправления.

«На территории Российской Федерации, - сообщил Заместитель министра регионального развития РФ Анатолий Попов, - эксплуатируется порядка 500 тыс. лифтов, более 90% из них в многоквартирных домах. Сегодня, по оценкам экспертов, замена или модернизация требуется 30% находящихся в эксплуатации лифтов. Это значит, что почти каждый третий лифт регулярно находится в нерабочем состоянии, несмотря на то, что пользователи платят за его содержание».

Анатолий Попов рекомендовал муниципалитетам рассмотреть вопрос о заключении соглашения по взаимодействию с лифтовыми саморегулируемыми организациями по вопросу выработки программы, в первую очередь касающейся модернизации лифтового парка.

Соблюдение требований Технического регламента о безопасности лифтов является основой обеспечения жизнедеятельности населения. При этом важно отметить, что вступление в силу с 14 октября 2010 года Технического регламента о безопасности лифтов упраздняет функции Ростехнадзора в выдаче разрешений на применение новых лифтов и по участию в комиссии по вводу лифтов в эксплуатацию.

В этих условиях значительно возрастает ответственность при выборе производителя лифта и специализированных лифтовых организаций по монтажу и техническому   обслуживанию. Потребителям услуг лифтового рынка, организациям, управляющим недвижимостью, строительным организациям, владельцам лифтов необходимо делать ставку на профессионалов лифтовой отрасли, объединенных в лифтовые саморегулируемые организации (СРО). По мнению большинства руководителей предприятий лифтового комплекса, именно саморегулирование в лифтовой сфере дает возможность повысить ответственность перед потребителями за безопасную эксплуатацию лифтов, обеспечить контроль за деятельностью специализированных лифтовых организаций, необходимый уровень качества услуг. Для обеспечения высоких стандартов качества и имущественной ответственности более 600 специализированных лифтовых организации России, предметом деятельности которых является проектирование, производство, монтаж (демонтаж), техническое обслуживание, ремонт, модернизация и диспетчерский контроль лифтов, на основе саморегулирования по видам деятельности объединились в 4 СРО: СРО «Российское лифтовое объединение» (НП laquo;РЛО») - производство, НП «СРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций» (МОЛО) - монтаж, пуско-наладка, СРО Ассоциация делового сотрудничества «Лифтсервис» – техническое обслуживание, и СРО Межрегиональная ассоциация экспертных организаций «Русьэкспертлифт» - сертификационные центры и испытательные лаборатории. С июня 2010 года начал работу высший координационный орган саморегулируемых организаций лифтовой отрасли России - «Национальный союз лифтовых СРО» (НСЛ СРО).

Успешным опытом внедрения саморегулирования в сфере управления недвижимостью поделился на совещании исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» Денис Назаров.

По его словам, с момента создания организации 27 февраля 2010 года, в нее вступили 36 СРО, объединяющих управляющие компании из 42 субъектов России, а это более 1000 управляющих компаний, более 220 миллионов квадратных метров жилья, более 70 тысяч многоквартирных домов. Кроме того, еще 9 некоммерческих партнерств – кандидаты в члены НОСО УН, которое, помимо основной деятельности по объединению управляющих организаций и выработке единых стандартов управления недвижимостью, занимается и смежными вопросами, в том числе касающихся лифтовой отрасли.

Так, в рамках деятельности НОСО УН, в июле 2010 были подписаны соглашения о взаимодействии с организациями представляющими интересы профессионального сообщества в лифтовой отрасли и объединенных в «Национальный союз лифтовых саморегулируемых организаций «Российское лифтовое объединение», «Межрегиональное объединение лифтовых организаций», «Лифтсервис», «Русьэкспертлифт».

За последние 5 месяцев 2010 года НОСО УН было проведено более 10 совещаний в различных городах, среди которых Санкт-Петербург, Вологда, Сочи, Хабаровск, Иркутск, Ижевск, Пермь, Воронеж, Саратов, Екатеринбург, Петрозаводск. На этих совещаниях присутствовали представители всех заинтересованных сторон: органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, управляющие компании, ассоциации товариществ собственников жилья.

«На этих совещаниях, - говорит Денис Назаров, - «мы для себя выделяли несколько блоков проблем существующих в отрасли и волнующих всех субъектов жилищных отношений. Если не брать во внимание фундаментальные проблемы: коллективная структура собственности на многоквартирные дома и отсутствие навыков самоуправления у собственников, то когда речь заходила о техническом состоянии жилищного фонда, основной проблемой была необходимость модернизации и замены лифтового оборудования. Единственные участники совещаний, которых эти вопросы не беспокоили – это представители энергоснабжающих организаций. Предварительные расчеты показывают, что в настоящее время в том или ином виде подлежит модернизации или капитальному ремонту третья часть от всех лифтов в многоквартирных домах. Большая работу по замене люфтов была проделана за счет средств фонда ЖКХ, но, к сожалению Фонд в ближайшее время прекратит свое существование, а сами собственники не в состоянии финансово решить данную проблему, так как например для того, чтобы заменить только лифт в доме, не говоря уже о других необходимых работах, потребуется, в среднем, в течение трех лет оплачивать дополнительно около 70% к сумме общих жилищно-коммунальных платежей. В России при формировании института коллективной собственности на дом, собственники на основании закона обязаны переложить ответственность за исполнение регламента безопасности на управляющие компании под их материальную ответственность в виде страхования и компенсационного фонда. А управляющие компании, в силу отсутствия специалистов, привлекают к исполнению регламента безопасности специализированные лифтовые организации, состоящие в настоящее время в СРО».

Эффективный выходом из сложившейся ситуации, считает Денис Назаров, стимулирование со стороны государства через Фонд ЖКХ, через различные федеральные целевые программы на принципах софинансирования замены лифтового оборудования, с применением различных финансовых инструментов (кредитование, лизинг). Подобные механизмы, например, НОСО УН уже обсуждает со Сбербанком России, а значит, прецедент создан.

Между тем, одним из первых регионов страны, разработавших в конце ноября долгосрочную целевую программу по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах на 2011-2015 годы стала Удмуртия.  Сергей Ченышов, директор НП СРО «Российское лифтовое объединение» уже заявил, что возглавляемая им организация всецело поддерживает удмуртский проект и считает его прогрессивным: «Весьма отрадно было увидеть, что в Удмуртии нашли эффективный выход из сложившейся для граждан России непростой ситуации. Мы внимательно изучим передовой опыт этого субъекта и будем способствовать его распространению в других регионах страны»

На сегодня пути решения проблемы модернизации и замены лифтового оборудования понятны. Необходимо участие всех субъектов жилищных отношений и, в первую очередь, государства по стимулированию отрасли через программы софинансирования. А саморегулируемые организации управляющих недвижимостью помогут государству квалифицированно и оперативно решить все поставленные задачи по модернизации и энергоэффективности лифтового хозяйства.

Материалы предоставлены Ассоциацией "Национальным объединением саморегулируемых организаций  управляющих недвижимостью" (НОСО УН)