Организации и предприятия ЖКХ должны приобретать полисы страховой ответственности за вред, который они могут принести людям своей деятельностью.
Об этом в последнее время все чаще говорят представители страховых компаний, анализируя статистику несчастных случаев, произошедших на улицах города в зимние месяцы. По словам заместителя генерального директора компании «Кит Финанс страхование» Александра Потитова, предприятия ЖКХ должны приобретать полисы, чтобы людям, которые пострадали от падающих сосулек, прорывов труб с горячей водой, открытых люков, был компенсирован ущерб за причиненный вред их здоровью.
Как рассказал президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский, стало уже традицией, что зима в наш город приходит неожиданно. Как всегда, в этом году первый снег застал врасплох не только автомобилистов, но и коммунальные службы города.
Первая же «снежная» неделя поставила своеобразный рекорд — количество автомобилистов, обратившихся за возмещением ущерба, практически сравнялось с количеством подобных обращений в январе прошлого года, а он, между прочим, уже признан одним из самых «аварийных» в истории петербургских зим. Автомобили получают повреждения от снегоуборочной техники, нерадивые дворники закидывают их снегом и льдом. Из-за аварий на автомагистралях машины заливает кипятком. И, несмотря на шум, поднятый вокруг обледеневших кровель и сосулей, на крыши машин продолжают падать глыбы льда.
Впрочем, по сравнению с прошлой зимой коммунальные службы ввели ноу-хау. Недавно, например, на одной из центральных улиц города можно было наблюдать такую картину — альпинисты с помощью привычных ломов и лопат очищали крышу ото льда и сосулек, а внизу стояли дворники с огромными листами железа, которыми они прикрывали крыши авто от падающего льда. Увидев такую картину, хозяин джипа выскочил спасать своего железного коня в домашних тапочках. Автомобилисту тут же пояснили: здесь производится зачистка крыш с помощью нанотехнологий. Правда, машину это все равно не спасло. Одна из огромных глыб угодила как раз в середину железного листа. Не ожидавшие такого поворота событий дворники лист просто не удержали… Бедолаге-автолюбителю теперь придется искать виноватых, а потом пытаться получить компенсацию за ремонт авто через суд.
По словам Евгения Дубенского, у кого автомобиль застрахован по КАСКО, тот не имеет проблем. Во всяком случае, если на крышу вашего авто упала сосулька, то конкретного виновника легко найти. Также можно наказать и компанию, которая убирала снег во дворе, попутно задев ваш автомобиль снегоуборщиком. Однако конечный исход все же будет зависеть от того, насколько корректно водитель оформил все документы. Так, если автомобиль повредила снегоуборочная техника, то надо вызывать сотрудников ГИБДД, если на крышу сброшена сосулька или на кузове остались следы деятельности лопаты дворника, приглашать милицию. «В том случае, если у автомобилиста нет времени на то, чтобы дожидаться приезда милиции или ГИБДД, многие страховые компании предоставляют право бессправочных опций. Тогда никаких протоколов и справок оформлять уже не надо», — заявил Евгений Дубенский. Автомобилисту надо только поставить в известность о произошедшем страховую компанию, сфотографировать поврежденную машину и записать телефоны парочки свидетелей. А вот тем водителям, у кого на руках только полис ОСАГО, в данной ситуации придется рассчитывать только на самого себя. Они также могут попробовать собрать все необходимые документы и подать на коммунальные службы в суд. Однако, по словам председателя общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александра Холодова, чтобы выиграть дело, им придется потратить немало времени, сил и нервов.
Непросто получить компенсацию и в том случае, если под град падающих сосулек попадает человек. Так, прошедшей зимой в Петербурге был случай, когда женщина получила травму от глыбы снега, сорвавшейся с крыши, и осталась на всю жизнь инвалидом. Суд же присудил коммунальщикам выплатить пострадавшей мизерную сумму. Между тем, по мнению экспертов, нынешняя зима может быть сложнее прошлогодней — уже к середине ноября первый снегопад и гололед спровоцировали множество ДТП. В прошлом году рост числа страховых случаев наблюдался несколькими месяцами позже.
Александр Потитов считает, что вопрос с выплатой компенсаций решался бы намного проще, если бы коммунальные службы имели страховку от подобных случаев. В Европе, например, действуют объединения взаимного страхования, которые создают управляющие компании. Они имеют собственную кассу, из которой гражданам компенсируют ущерб за причиненный вред их здоровью. Эксперты считают, что сегодня назрела необходимость и у нас на законодательном уровне ввести страхование ответственности для эксплуатирующих организаций. «В принципе за основу может быть взят принцип СРО. Ведь если дворник повредил автомобиль, выполняя свою работу, то согласно Гражданскому кодексу, не он должен отвечать за это, а его работодатель. А так как не у каждого ТСЖ или управляющей компании есть возможность тут же выложить из кармана необходимую сумму, чтобы заплатить владельцу поврежденной машины, то хотим мы или нет, но коммунальным службам придется привыкать страховать свою ответственность от подобных рисков», — говорит Евгений Дубенский. Кстати, как оказалось, подобные полисы уже существуют и сегодня. Однако пока не пользуются спросом у представителей коммунальных служб.
Источник: http://www.konserg.ru