Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Собственник и ТСЖ: границы ответственности. Школа собственника. Урок 35

«Мой дом – моя крепость». Эта старая пословица верна и в условиях современного большого города, но со значительными оговорками. Если вы живете в многоквартирном доме, вам необходимо считаться не только с интересами соседей по подъезду, но и с правами и интересами всех прожи-вающих в данном доме собственников и нанимателей, следовательно, с интересами управляющей данным домом организации.

Если вы намерены провести перепланировку квартиры или хотя бы просто застеклить балкон, вам необходимо получить соответствующее разрешение.  Вы обязаны соблюдать требования противопожарной и прочей безопасности, вовремя сообщать в управляющую организацию или в аварийно-диспетчерскую службу о признаках аварии, обеспечивать доступ в вашу квартиру технического персонала ТСЖ /УК для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирных инженерных коммуникаций, не говоря уже о том, что вы должны оплачивать содержание и ремонт общего имущества дома. Вопрос в том, где проходят границы территории и имущества собственника и имущества, принадлежащего ТСЖ? Какие споры могут возникнуть на этой почве, как действовать, чтобы не пришлось отвечать перед управляющей организацией? Ответы на эти вопросы не так просты, как может показаться на первый взгляд.

Где проходит граница

В сущности, исчерпывающее определение состава общего имущества дано в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме», неоднократно цитировавшихся в нашей «Школе собственника». В частности, это помещения общего пользования, ограждающие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). «В переводе на повседневный язык это означает, что управляющая организация несет ответственность за исправное состояние проходящих через квартиру стояков, в то время как собственник обязан обслуживать и ремонтировать внутриквартирную разводку, следить за исправным состоя-нием оборудования, которое находится в его квартире или проходит через нее», – поясняет юрист Наталья Цветкова. – И если УК или ТСЖ отвечает за ремонт или обслуживание общих стояков, то собственник квартиры обязан следить за состоянием стояков, так как он и только он имеет возможность ежедневного осмотра находящегося в квартире оборудования. Если собственник не может сам осмотреть стояки, он вправе обратиться в обслуживающую компанию с заявкой на проведение профилактического осмотра в предупредительных целях. Согласно п. 10.6. СНиП 31-01-2003 в помещении собственника должна быть обеспечена возможность доступа к оборудованию, арматуре и приборам инженерных систем здания и их соединениям для осмотра, технического обслуживания, ремонта и замены. Согласно п. 52 Правил № 307 потребитель обязан при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, при наличии возможности – принимать все возможные меры по их устранению». Если собственник не соблюдает эти правила, он просто-напросто вредит сам себе.

Главное – доказательства

Границы собственности и ответственности достаточно четко прописаны в российском законодательстве, прежде всего в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме». Львиная доля споров и судебных разбирательств, которые возникают в этой области, связана с авариями на инженерном оборудовании и выяснением вопроса «Кто виноват?», – добавляет Екатерина Метелева, руководитель юридической службы Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти. – Граница зоны ответственности управляющей организации и собственника – это месторасположение первого запорного клапана. Вопрос о том, кто должен компенсировать причиненный в результате аварии ущерб, решается в суде по результатам независимой экспертизы. Именно поэтому в случае обнаружения неисправности (аварии) внутридомового оборудования или приборов учета вам необходимо тотчас же сообщить об этом управляющей организации и в аварийно-спасательную службу, записать фамилию, имя и отчество принявшего звонок диспетчера, номер и время принятия заявки, внимательно проследить за проведением осмотра пострадавшей квартиры и составлением акта осмотра. 
В результате делается вывод о действии (бездействии) собственника или нанимателя квартиры, управляющей организации или третьего лица, приведших к повреждению квартиры и (или) находящегося в ней имущества. Необходимо помнить о том, что грамотно предъявленные доказательства – это половина успеха.

Радиаторы присудили собственникам

Впрочем, некоторые положения «Правил» допускали, по крайней мере, до недавнего времени – неоднозначное толкование. В частности, это касалось радиаторов: с одной стороны, радиатор является частью системы отопления, с другой стороны, радиатор обогревает только квартиру собственника помещения, то есть служит удовлетворению только его личных бытовых нужд. «Первоначально органы власти обязывали УК, ТСЖ, ЖСК обратить на это внимание и требовали отчитаться по этой проблеме, – говорит Наталья Цветкова. Но во второй половине десятилетия ТСЖ удалось в ходе судебных дел доказать, что радиаторы относятся к личному имуществу граждан. Действительно, в дальнейшем и сам законодатель, и органы судебной власти признали, что радиатор – это собственность частного лица, которое обязано производить замену неисправного радиатора за собственный счет». В частности, в письме Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 7 декабря 2010 года № 2-4061/10 прямо сказано, что «находящиеся в квартирах обогревающие элементы отопления (радиаторы), не обслуживающие более одной квартиры, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома. В этом случае радиаторы, а также сами первые отключающие устройства относятся к имуществу собственников помещений, работы по их ремонту (замене) производятся за дополнительную плату».

Когда собственник в отъезде

Как говорилось выше, в случае аварии собственник обязан обеспечить доступ в квартиру сотрудников управляющей организации или аварийно-спасательной службы. Но как быть в том случае, если собственник находится в длительном отъезде или просто-напросто не проживает по данному адресу? Значит ли это, что из-за непредусмотрительности одного человека должны страдать все остальные жильцы? «При возникновении аварийной ситуации УК или ТСЖ должна немедленно отключить стояки и имеет право не включать их до тех пор, пока аварийная ситуация не будет ликвидирована, иными словами, пока собственник не предоставит доступ в квартиру для работы на неисправном отрезке, – поясняет Наталья Цветкова. – Следовательно, невольными заложниками нерадивого собственника могут оказаться его соседи, тем более что получение решения суда о предоставлении доступа в квартиру займет немало времени. Поэтому все граждане, уезжающие на длительный срок, должны сообщить управдому свои контактные телефоны и место хранения ключей».

Источник: Собственник и ТСЖ: границы ответственности. Школа собственника. Урок 35, http://www.konserg.ru