Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Дворовый переворот. Мэрия Москвы предлагает поправить под себя Жилищный кодекс

Московские реалии не вписываются в Жилищный кодекс РФ. Это еще раз намерены публично подчеркнуть чиновники столичной мэрии, инициирующие процедуру внесения поправок в федеральное земельное законодательство. Затягивая межевание жилой застройки и оформление в собственность дворов и участков под многоквартирными домами, распорядители московской земли дают понять, что строго следовать букве закона в столице не получается. И предлагают гражданам не настаивать на своем праве собственности, а соглашаться на арендные отношения. Как сообщили «Времени новостей» в пресс-службе департамента земельных ресурсов, сейчас экспертами ведомства уже подготовлены поправки, которые позволят горожанам «владеть земельным участком многоквартирного дома не только на праве общей долевой собственности, но и на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора». В конце августа эту инициативу планируется обсудить на заседании московского правительства, а затем передать в Мосгордуму для последующего внесения в федеральный парламент.

Так или иначе эта инициатива власти затрагивает большинство москвичей. Напомним, что в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ владельцам помещений в многоквартирном доме «принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иными расположенными на участке предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объектами». И вот уже несколько лет столичные чиновники принимают заявления от собственников жилья, поскольку законодательство требует поставить на кадастровый учет земельные участки под всеми жилыми домами, построенными до вступления в силу ЖК, то есть до марта 2005-го. К сегодняшнему дню, по данным департамента земельных ресурсов Москвы, проекты межевания имеет около 30% жилого фонда столицы, насчитывающего более 30 тыс. домов. Зарегистрировать же свое право собственности, как уверяет замглавы департамента Олег Рыжков, смогли жители буквально считанных многоквартирных домов.

Как пояснил г-н Рыжков в беседе с корреспондентом «Времени новостей», специфика Москвы заключается в том, что в городе десятки тысяч квартир остаются в социальном найме и эти квартиры соседствуют с приватизированным или купленным жильем. Поэтому собственность на земельные участки под домами является по сути государственно-частной. Но с юридической точки зрения общедомовую собственность, где часть земли принадлежит частным владельцам квартир, а часть -- муниципалитету, как владельцу социального жилья, по словам г-на Рыжкова, «нельзя представить». «Она должна быть или государственной, или частной», -- заявил замглавы департамента земельных ресурсов, пояснив, что предусмотренная Жилищным кодексом схема распределения собственности на землю под многоквартирными домами применима к очень ограниченному числу зданий.

Кроме того, как говорится в официальном пресс-релизе департамента, процедура определения права собственности земельного участка, предусмотренная федеральным законодательством в отношении нежилых зданий, куда логичнее нормы, действующей в отношении жилых домов. Так, собственники помещений в офисном здании приобретают земельный участок под ним на основе «волеизъявления каждого владельца помещений». В отсутствие консенсуса собственников земельный участок может находиться в их владении и пользовании только на праве аренды. «В отношении земельных участков многоквартирных домов федеральным законом предусмотрен единственный титул владения -- общая долевая собственность», -- напоминают чиновники, но предупреждают, что решение об оформлении земли в собственность принимается не солидарно, а большинством голосов владельцев квартир. Таким образом, полагают в мэрии, нарушается справедливость, поскольку не учитывается мнение жителей, «несогласных нести обязанности собственника по содержанию участка».

Наконец, свою инициативу чиновники стараются объяснить заботой не только о жильцах, но и, например, о равенстве работающих в городе предпринимателей. Олег Рыжков утверждает, что власти, в частности, пытаются уравнять в правах владельцев расположенных в жилых домах магазинов, получающих вместе с рядовыми жителями землю в собственность бесплатно, с их коллегами, имеющими отдельно стоящие торговые точки на арендной земле. По словам г-на Рыжкова, практически в каждом многоквартирном доме сейчас есть коммерческое предприятие, которое, таким образом, после оформления земли получит преимущество.

Внесение же изменений в Жилищный кодекс, по мнению московских чиновников, позволит устранить «неравные условия по владению и условиям приобретения земельного участка собственниками нежилых помещений как в нежилых, так и в жилых домах». Предполагается также, что это предотвратит конфликты жильцов и собственников нежилых помещений в многоквартирных домах. При этом стоимость аренды будет дифференцирована в зависимости от использования помещений в доме. Для расположенных в жилом доме коммерческих предприятий, по словам г-на Рыжкова, предполагается установить размер аренды, равный ставке налога на землю для отдельно стоящего здания (порядка 1,5% от кадастровой стоимости участка). А для простых жильцов стоимость аренды, приравненная к размеру налога на землю, таким образом, составит 0,1% от кадастровой стоимости.

Примечательно, что хотя эта инициатива, скорее всего, будет рассматриваться уже новым созывом Мосгордумы, именно она наряду с новым генпланом столицы может стать основой предвыборной борьбы за кресла в городском парламенте. Во всяком случае, в тех одномандатных округах, где оппоненты «Единой России» делают ставку как раз на кандидатов, специализирующихся на жилищных вопросах. В то же время нынешние депутаты-единороссы отнеслись к предложению мэрии весьма лояльно. Так, по мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, арендные отношения вполне применимы в отношении дворовых территорий. Как заявил «Времени новостей» г-н Москвин-Тарханов, с учетом плотности столичной застройки целесообразно закрепить в собственности жильцов землю только под подошвой дома, а дворовую территорию закрепить в собственности за городом и предоставлять в аренду на льготных условиях. Таким образом, считает депутат, можно избежать конфликтов москвичей и ТСЖ из-за дележа общедворовых территорий и разграничивающих придомовые зоны заборов.

Однако, по мнению независимых экспертов по жилищному и земельному законодательству, это лишь очередная попытка московских властей сохранить в своих руках земельный ресурс города. Как заявил «Времени новостей» лидер московского движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев (бывший депутат Моссовета и Мосгордумы сейчас баллотируется по списку «Яблока»), аренда двора не только не обеспечит москвичам гарантии того, что на площадке вдруг не появится «уплотнительное» строение, но и обременит горожан платой за пользование землей. По его словам, ограничение собственности жителей на землю участком по периметру дома -- «голубая мечта столичных чиновников». И потому в мэрии всячески затягивают межевание городских территорий -- например, отказывая в процедуре разграничения участков, если жители дома при межевании пытаются выйти за 1 м от фундамента.

«Но на «пятне» под домом жить нельзя, к дому надо как-то подъехать», -- сетует г-н Катаев, считающий, что столичные чиновники по-своему трактуют Жилищный кодекс и не принимают во внимание, какие именно участки для полноценного поддержания и эксплуатации дома подразумеваются федеральным законодательством.

Но мэрию обвиняют не только в неправильном толковании законов, но и в явном превышении чиновниками своих полномочий и попрании прав горожан. И депутат Госдумы Галина Хованская (входит в двойку «Справедливой России» в списке кандидатов от партии в Мосгордуму), и специалист фонда «Институт экономики города» Татьяна Лыкова утверждают, что согласно действующему федеральному законодательству собственники квартир в кондоминиумах априори являются владельцами придомовых участков. Муниципальные власти же должны всего лишь оформить уже существующие права граждан. «Попытка Москвы и других муниципалитетов поставить ситуацию так, что якобы эта земля является городской собственностью и речь идет о передаче ее жителям в собственность, неправомерна», -- пояснила г-жа Лыкова «Времени новостей». Предложение столичных чиновников сдавать жителям то, «что уже принадлежит им на праве собственности», по ее мнению, не вписывается в правовое поле и призывает, по сути, к «откату назад» всей жилищной реформы.

О том, что столичные власти пытаются в угоду собственным интересам поменять всю жилищную политику страны, заявила «Времени новостей» и Галина Хованская. По ее мнению, несмотря на то, что процесс разграничения дворовых земель идет медленно, а очередь на межевание расписана на пять лет вперед, местные чиновники не должны лишать жителей возможности реализовать свое право собственности на участок под домом. «Это у них не пройдет», -- уверена депутат Госдумы. Кроме того, г-жа Хованская предупреждает жителей о неправомерности попыток московских властей ограничить территорию, принадлежащую собственникам многоквартирных домов. По словам депутата, расчеты должны вестись согласно установленной постановлением правительства РФ специальной методике, которая учитывает и плотность застройки, и этажность зданий. По мнению Галины Хованской, конфликтов жителей между собой можно избежать, если придерживаться единой для всех формулы. Она позволит справедливо разделить дворы и в плотно застроенном историческом центре, и в спальных районах, где придомовые территории существенно больше.

Юлия ХОМЧЕНКО

Источник: http://www.vremya.ru/print/234902.html

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ (Катаев Д.И.)

Цитата

"Зарегистрировать же свое право собственности, как уверяет замглавы департамента Олег Рыжков, смогли жители буквально считанных многоквартирных домов."

Катаев Д.И.

Это смотря что считать регистрацией. В разъяснении Минрегиона от 02.03.2009 №5492-СК114 юридически доказано, что правоустанавливающим документом является документ о постановке на государственный кадастровый учет. Таких многоквартирных домов в Москве около тысячи. 02.03.2009 №5492-СК114.?

Цитата

"Но с юридической точки зрения общедомовую собственность, где часть земли принадлежит частным владельцам квартир, а часть -- муниципалитету, как владельцу социального жилья, по словам г-на Рыжкова, "нельзя представить".

Катаев Д.И.

Не понятно, почему можно представить общую собственность Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, но нельзя – Ивана Ивановича и государства. Ведь по Конституции все формы собственности равноправны, и в иных сферах много примеров смешанной собственности. Ну а уж если смешанную ?собственность действительно «нельзя представить», то логичнее отнести собственность на земельный участок к той форме, которая в данном случае преобладает. А преобладает частная: 80% приватизированного жилья против 20% неприватизированного.

Цитата

"нарушается справедливость, поскольку не учитывается мнение жителей, «несогласных нести обязанности собственника по содержанию участка".

Катаев Д.И.

Земельный участок – неотделимая часть общего имущества. То, что этот очевидный факт не был должным образом осознан в первые годы приватизации жилья – это исторический казус. А тот, кто не согласен нести обязанности собственника по содержанию участка, может избавиться от этой обязанности, деприватизировав жилье.

Цитата

"власти, в частности, пытаются уравнять в правах владельцев расположенных в жилых домах магазинов, получающих вместе с рядовыми жителями землю в собственность бесплатно, с их коллегами, имеющими отдельно стоящие торговые точки на арендной земле."

Катав Д.И.

Трогательная забота о конкуренции! Тогда уж сначала надо запретить женам государственных чиновников заниматься предпринимательской деятельностью.

Цитата

"Для расположенных в жилом доме коммерческих предприятий, по словам г-на Рыжкова, предполагается установить размер аренды, равный ставке налога на землю для отдельно стоящего здания (порядка 1,5% от кадастровой стоимости участка). А для простых жильцов стоимость аренды, приравненная к размеру налога на землю, таким образом, составит 0,1% от кадастровой стоимости."

Катаев Д.И.

А вот это, пожалуй, правильно. Но таким же образом можно дифференцировать и земельный налог.

Цитата

"Как заявил «Времени новостей» г-н Москвин-Тарханов, с учетом плотности столичной застройки целесообразно закрепить в собственности жильцов землю только под подошвой дома".

Катаев Д.И.

Это противоречит не только Жилищному кодексу, но и принципу неделимости земельного участка. Об этом тоже говорится в упомянутом разъяснении Минрегиона.

Цитата

«Таким образом, считает депутат, можно избежать конфликтов москвичей и ТСЖ из-за дележа общедворовых территорий и разграничивающих придомовые зоны заборов.»

Катаев Д.И.

Во-первых, собственность на придомовые земельные участки в Москве пока практически отсутствует, а заборы – на каждом шагу. Так что одно с другим напрямую не связано. Вот хотя бы забор, которым огорожен «Шуваловский микрорайон» на бывшей территории МГУ им. Ломоносова. Во-вторых, Москвин-Тарханов достаточно давно в Мосгордуме и мог бы знать, что проблемы совместного использования территорий решаются через установление сервитутов.?

Три вывода:

Во-первых, кто не хочет платить земельный налог и иметь гарантии, будет платить арендную плату без всяких гарантий.

Во-вторых, ну очень не хотят московские власти отдать наконец москвичам землю.

В-третьих, вся эта постоянная суета московских властей подтверждает: с оформлением собственности на придомовые земельные участки надо спешить!