Как финансировать капитальный ремонт многоквартирных домов и повышать их энергоэффективности после окончания действия 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» - этот вопрос обсуждался в среду на заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.
Председатель комитета Андрей Широков напомнил, что, согласно 185-му закону, госкорпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ, основными целями которого является стимулирование модернизации ЖКХ и формирование эффективных механизмов управления жилфондом путем финансовой поддержки, 1 января 2012 г. будет ликвидирована.
Он обратил особо внимание на то, что сегодня в России более 40% многоквартирных домов управляются и обслуживаются частными компаниями или ТСЖ
Заместитель генерального директора Фонда содействию реформированию ЖКХ Сергей Сучков, рассказав о работе ГК, выразил мнение, что основным механизмом капитального ремонта должен быть федеральный фонд со своими средствами. Вторым серьезным источником денег являются бюджеты субъектов РФ, третьим – сами собственники. Собственники, отметил С. Сучков, должны вкладывать не менее 5% средств на ремонт.
Говоря о том, что же будет после прекращения действия 185-го закона, С. Сучков напомнил, что в июне прошлого года на эту тему было поручение Правительства РФ. Правительство поручило подготовить ФЗ «О внесении изменений и дополнений в жилищный кодекс и в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения финансирования капитального ремонта многоквартирных домов». По словам С. Сучкова, законопроект подготовлен. Целью документа является создание в субъектах РФ некоммерческих организаций - фондов, аккумулирующих средства, перечисляемые собственниками. Как заметил заместитель президента Фонда содействию реформированию ЖКХ, региональные фонды капитальных ремонтов будут аналогичны ныне действующему федеральному фонду. Также прозвучало, что в 2011 г. планируется выделение средств на создание этих структур.
Директор направления городского хозяйства фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев предложил обратить внимание на опыт зарубежных стран в части финансирования ремонтных нужд ЖКХ. В странах Восточной Европы, например, в Эстонии, финансовые ресурсы привлекаются, в основном, путем кредитования. Там есть специальные государственные институты развития, которым государство выделяет средства для кредитования. Сначала эта структура начинает сама кредитовать собственников жилья, потом привлекает к этому банки. Конечно, у нас полное применение этой схемы затруднено рядом нюансов, признает С. Сиваев. В частности, в Европе институт собственников отличается стабильностью, что облегчает ему доступ к кредитам. Тем не менее, отметил представитель фонда «Институт экономики города», в России стоит применять такой механизм финансирования капитального ремонта домов с учетом особенностей нашей системы управления ЖКХ.
Председатель комиссии по законодательству Союза юристов Москвы Александр Толмачев заявил, что опыт успешного кредитования собственников жилья в России уже есть.
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, директор по развитию санкт-петербургской управляющей компании «ПромИнвест» Олег Виктюк высказал мнение, что действие 185-го закона нужно продлить на 1-2 года. При этом, подчеркнул он, необходимо существенно изменить условия, касающиеся собственников, чтобы стимулировать более активное участие граждан в программе. Коснувшись темы создания региональных фондов, О. Виктюк заявил, что категорически не согласен со схемами, когда средства собственников аккумулируются в какой-то точке и часть денег идет на поддержание аппарата, принимающего решения, кому деньги дать, а кому нет. В Санкт-Петербурге, по словам зампредседателя комитета ТПП РФ, есть отрицательный опыт по введению платы за капитальный ремонт: случалось, ремонт проводился не в тех домах, жильцы которых согласились раскошелиться. Зато есть положительный опыт, поделился О. Виктюк: в 2004 г. появилась статья расходов «Текущий ремонт», большое количество организаций малого, среднего и крупного бизнеса стали с удовольствием выполнять ремонтные работы в рассрочку. Что касается кредитования, то сегодня, по наблюдениям выступающего, ряд банков, «накачанных деньгами», проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ТСЖ
Как считает заместитель исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков Борис Френкель, любые обсуждаемые инструменты финансирования отрасли не будут работать без использования механизма страхования. «Если мы не используем механизм страхования, - пояснил он, - то мы не выбираем рисков несчастных случаев, которые могут произойти с самим объектом – многоквартирным домом. И это нам даст дополнительные риски для схем кредитования и накопления». Нужно применять механизм страхования, уверен эксперт, при этом необходима весомая помощь государства, в частности, законодательная поддержка.
По мнению Константина Шишки, представителя Ассоциации НКО по содействию развитию ТСЖ и ЖСК, важной составляющей в деле капитального ремонта является определение партнера по бизнесу в лице собственников многоквартирных домов. "Сегодня важно создавать условия в том числе и на уровне законодательном для устойчивого развития института собственников, включая ТСЖ. Если стоит задача развалить ТСЖ, то сегодня сделать очень просто. И, конечно, с такими неустойчивыми юрлицами не будут работать ни банки и ни страховщики. Призываю представителей объединений профессионального сообщества уделять больше внимания жилищному просвещению собственников".
Все предложения и замечания, касающиеся финансирования капитального ремонта будут учтены при составлении решения заседания комитета, отметил А. Широков. «Проблемы поддержки жилфонда нужно решать уже сегодня, задолго до окончания срока действия 185-го закона. Иначе завтра люди повторят и Пикалево, и Калининград по полной схеме», - предостерег он в заключение.
Источник: ИА "Альянс Медиа"