Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Верховный Суд РФ рассмотрел очередное заявление об оспаривании отдельных положений Правил № 307 и Правил № 306

Верховный Суд РФ Решением от 23 декабря 2009 года признал законными положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Правил № 307) в части:

  • предоставления потребителям возможности производить частичную оплату коммунальных услуг,
  • правомерности осуществления расчёта объёмов потреблённых коммунальных услуг, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении,

а также положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (Правил № 306) в части, устанавливающей расход электроэнергии на работу лифтового оборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в размере 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.      

Вышеуказанные положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливающих  вышеуказанные требования (подпункт «в» пункта 40 Правил № 307, подпункта 1 пункта 2, подпункта 2 пункта 4, пункта 5 Приложения № 2 к Правилам № 307, абзацев 1 и 3 пункта 25 Приложения к Правилам №306) были оспорены одной из управляющих организаций города Липецка, которая обратилась в Верховый суд РФ с соответствующим заявлением.

При этом, заявитель мотивировал свои требования тем, что:
1. Подпункт «в» пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предоставляет потребителям возможность производить частичную оплату коммунальных услуг, что противоречит части 1 статьи 155 и части 1 статьи 153 ЖК РФ, предусматривающих обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги;

2. Подпункт 1 пункта 2 (формула 6), подпункт 2 пункта 4 (формула 13), пункт 5 (формула 15) Приложения № 2 к данным Правилам в части, предусматривающей расчёт объёмов потреблённых коммунальных услуг, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, не соответствует частям 2, 3 статьи 30, частям 1,2,3 статьи 31, части 2 статьи 69, части 2 статьи 153, частям 3-9 статьи 155 ЖК РФ, т.к. не позволяет учитывать собственников жилых помещений и членов их семей, нанимателей и членов их семей, арендаторов и членов их семей, членов жилищного кооператива и членов их семей, которые должны учитываться, независимо от фактического проживания или регистрации;

3. Абзацы 1, 3 пункта 25 раздела II Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в части, устанавливающей расход электроэнергии на работу лифтового оборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного  дома в размере 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, что противоречит части 2 статьи 43 и части 1 статьи 158 ЖК РФ, устанавливающих обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации не нашел оснований для удовлетворения заявления и указал, что:

1. Подпункт «в» пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривает право потребителя вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая при этом установленный срок окончания ее внесения. Данное положение не противоречит приведенным выше положениям ЖК РФ и не нарушает прав заявителя, поскольку обязанность внести плату в срок сохраняется.  При этом, суд указал, что нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что частичная уплата потребителем коммунальных услуг лишает управляющую компанию права приостанавливать предоставление коммунальных услуг, так как согласно подпункту «а» пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг.

2. Объём потреблённых коммунальных услуг (холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения) рассчитывается исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении и, следовательно, потребляющих коммунальные услуги, что соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ. Доводы заявителя о том, что такой порядок определения объема потребленных коммунальных услуг не позволяет учитывать собственников жилых помещений и членов их семей, нанимателей и членов их семей, не зарегистрированных в этом жилом помещении, является ошибочным, поскольку обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает не с момента регистрации, а с момента заключения договора найма, аренды, возникновения права собственности на жилое помещение, а круг лиц, обязанных уплачивать коммунальные услуги, определен законодательством. При этом суд также указал, что, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.

3.  Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что расходы электроэнергии на работу лифтового оборудования потребитель платит дважды в составе коммунальных платежей и оплачивая расходы на содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии с пунктом 26 Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Источник: http://www.gkh-pravo.ru