Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Прямо не договориться

Госдума готовит поправки в законодательство, предусматривающие переход на прямые договоры между производителями и потребителями коммунальных услуг.

Если это произойдет, население сможет требовать с поставщиков качественных услуг, а те - разбираться с неплательщиками. Но есть масса нерешаемых проблем. Например, даже прямой договор не позволит отключить воду отдельно взятому должнику - для этого придется менять всю систему водоснабжения в стране.

В середине марта на селекторном совещании с главами субъектов РФ по поводу тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) спикер Госдумы Борис Грызлов оценил ситуацию в этой сфере как чрезвычайную.

«Если в целом по стране рост оплаты жилищно-коммунальных услуг составил примерно на 10%, то в отдельных субъектах он превышает 40% и даже 50%», - сообщил Борис Грызлов. При этом законодательно планка по общегодовому повышению тарифов на ЖКХ установлена в 25%. За весь 2009 год в среднем по России расценки на ЖКУ выросли примерно на 20%.

По его мнению, причин здесь несколько: «Нерадивые организации, которые обязаны предоставлять услуги населению, берут свою себестоимость, добавляют свою прибыль, возможно, коррупционную составляющую, и получившийся объем средств делят на количество квартир и выводят тот тариф, который необходимо оплачивать жильцам».

Регионы свою норму знают
Однако чаще всего дело даже не в росте тарифов самих по себе, а в необоснованном увеличении нормативов потребления ЖКУ. Например, по данным вице-премьера РФ Дмитрия Козака, в одном из городов Саратовской области тарифы на электроэнергию с начала 2010 года выросли всего на 11%. Нормативы потребления электроэнергии, которые устанавливают муниципалитеты, при этом увеличились в несколько раз. Причем в соседних городах одного и того же региона нормативы часто отличаются в два-три раза. В итоге фактическая плата за электричество для потребителей, у которых нет счетчиков, подскочила на 570%. В Балтийске (Калининградская область) тариф на тепло и воду поднялся на 11%, а из-за увеличения нормативов плата выросла на 37%. И так по всей России. Конечная плата за «коммуналку» в целом для потребителей в Самаре с начала 2010 года увеличилась на 47%, в Курске - на 54%, в Иркутске - на 61%, в Перми - на 93%. Петербург не входит в число регионов-лидеров по росту цен на ЖКУ. В нашем городе с начала года тарифы увеличились в среднем только на 10%.

Президент Дмитрий Медведев поручил Дмитрию Козаку до 22 марта проверить, с чем связан рост платы за ЖКУ. И если окажется, что экономических оснований для этого нет, то тарифы будут снижены, обещал президент.

Решением проблемы роста тарифов может стать переход на прямые договорные отношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг. Сейчас между ними стоят посредники - управляющие компании, ТСЖ и ЖСК (ЖК). Согласно законодательству, именно они оказывают населению услуги по тепло-, водо-, газо- и электроснабжению. Заключать прямые договоры могут только граждане, выбравшие непосредственный способ управления жильем - когда все вопросы решаются общим собранием собственников. Однако в большинстве домов созданы ТСЖ (вариант - ЖСК) или выбрана управляющая компания (соответственно второй и третий способы управления, предусмотренные Жилищным кодексом РФ).

Хорошо
Как пояснил заместитель генерального директора ЗАО «Петроэлектросбыт» Евгений Новоселок, нынешнее законодательство устроено так, что поставщиком коммунальных услуг для населения являются не монополисты, которые производят тепло, газ, воду и электричество, а УК, ТСЖ и ЖСК. Они покупают у монополистов ресурс и предоставляют его жильцам. «При этом в законодательстве есть очень важная принципиальная коллизия. Гражданский кодекс трактует электроэнергию как товар, а Жилищный кодекс - как услугу. Из-за этого между покупателями товара - УК и ТСЖ с одной стороны и потребителями услуги - населением с другой возникают запутанные отношения: как платить, кому и за что», - говорит Евгений Новоселок. Эта проблема касается и остальных ресурсов.

Эксперт Экономико-правового центра Петербургского отделения общества по защите прав потребителей Елена Панина отмечает: «Расчет за товар и услугу строится по-разному. Например, ГУП ТЭК продает товариществам и управляющим компаниям гигакалории – в счетах прописывается, какое их количество отпущено данному дому. А жильцы оплачивают тепло исходя из площади своей квартиры и горячую воду – в зависимости от потребленного объема – по тарифам, которые установлены городом. Из-за этого несоответствия в принципе расчета оплаты возникает очень существенная разница – разумеется, в пользу ТЭК».
Она рассказала, что одному ТСЖ, которое обратилось в общество, ТЭК выставил счет 6 млн рублей за потребленные 2 тысяч гигакалорий - каждая гигакалория по 3 тысячи рублей. При этом население в среднем платит по 395 рублей за 1 Гкал. Разумеется, долги ТСЖ перед ТЭК неизбежны. Увеличивать плату за услуги ТСЖ может только по решению общего собрания собственников помещений в доме. А они, конечно, не хотят платить больше, чем указано в установленных городом тарифах.

Долги образуются и из-за другой нестыковки законодательства. «Отношения УК и жильцов у нас регулируются «Законом о защите прав потребителей», а УК и монополистов – Гражданским кодексом. К чему это приводит? УК должна рассчитываться с монополистами по предоплате, а жильцы перечисляют платежи по факту получения услуги. Отсюда долги», - говорит сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.

Если договор будет заключен напрямую - между монополистом и жильцом, потребитель заплатит только за полученную услугу.
«УК, ТСЖ и кооперативы не компетентны ни в электроэнергетике, ни в других сферах, связанных с поставкой ресурсов. Поэтому они не могут обеспечить надежное и бесперебойное снабжение граждан», - считает Евгений Новоселок.
Причем если сейчас потери воды, тепла и электричества, происходящие из-за изношенности сетей, оплачивают жильцы, то при прямых договорных отношениях эти расходы лягут на поставщика. И он будет больше заинтересован ремонтировать свое сетевое хозяйство.

Еще один «прямой» плюс: поскольку поставщик ресурсов УК или объединение собственников, то и за качество и количество предоставленных услуг перед жильцами отвечают именно они. Значит, если, к примеру, в доме необоснованно отключили воду и не включили в положенное время, то судебные иски по этому поводу собственники жилья должны предъявлять УК или ТСЖ (в зависимости от того, какой способ управления в доме выбран). Это прямой путь к банкротству, ведь никаких свободных средств у этих организаций нет, заявляет председатель петербургской Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Марина Акимова.

Если же потребитель и поставщик ресурса договорились напрямую, то ответственность за недопоставку воды или тепла ложится на монополиста - с него и будет гражданин взыскивать неустойку. С другой стороны, и с неплательщиками поставщикам разбираться проще, чем УК или правлению ТСЖ. Как рассказала генеральный директор УК ООО ЖКС (обслуживает дома в Красносельском районе) Раиса Марцуль, ее ЖКС в прошлом году инициировал 304 иска о взыскании долгов по квартплате на общую сумму 4,4 млн рублей. Исполнительные листы на взыскание были выданы по ста искам на сумму около 1 млн рублей. Но когда приставы пришли в квартиры описывать имущество за долги, то оказалось, что изымать нечего. И УК приходится брать эти долги на себя.

Но плохо
Однако все не так просто. Прежде чем перейти на прямые договоры, каждый дом и каждая квартира должны быть оснащены приборами учета ресурсов - общедомовым и индивидуальным соответственно. Согласно планам правительства РФ, это должно произойти к 2012 году по всей стране. Есть варианты: либо жильцы сделают это за свой счет, либо раскошелятся ресурсоснабжающие компании, а потом внесут свои затраты в тариф. В первом случае можно сэкономить, купив счетчики подешевле. Но нет никакой гарантии, что поставщик признает эти приборы. Это мы уже проходили: в середине 2000-х по Петербургу прокатилась волна скандалов, когда ГУП «Водоканал» и ОАО «Ленэнерго» отказывались учитывать показания приборов, закупленных гражданами не по их рекомендации. Если же довериться монополистам, то вряд ли стоит ожидать, что они установят населению самые дешевые счетчики. Так что прежде чем экономить, придется заплатить.

«В прямых договорах огромное количество минусов. Мало поставить счетчики, за их обслуживание надо платить, периодически поверять и менять, регулярно снимать с них показания, с каждым поставщиком рассчитываться по отдельной квитанции», - говорит заместитель председателя Жилищного комитета Петербурга Владимир Гайдей.

Кроме того, если потребитель будет платить за тот объем тепла, воды и электричества, который он получил, для многих жильцов расходы на ЖКУ существенно вырастут. Ведь наш жилфонд находится в весьма плачевном состоянии, как и внутридомовые сети. Из-за этого теряется много ресурсов. Собственникам придется отремонтировать свой дом, снизив потери до минимума, только тогда они смогут сэкономить на «коммуналке».

В конечном итоге это в их же интересах. Но деньги на это потребуются немалые. Президент ООО «Городского центра коммунального сервиса» Геннадий Майоров приблизительно оценивает, что теплопотери в большинстве петербургских домов достигают 40%. Санация панельных домов постройки 1960-1980-х годов обойдется как минимум в $200-300 на 1 кв м общей площади. Кредитов под подобные проекты банки не выдают. Рассчитывать на бюджетные субсидии могут очень немногие. До 2011 года в городе за счет регионального бюджета и средств Фонда ЖКХ будет проведен капремонт 1,2 тысячи домов (всего в Петербурге свыше 20 тысяч жилых строений). В целом в капитальном ремонте нуждаются практически все дома первых массовых серий – это около 10% всего петербургского жилья, и значительная часть старого фонда.

Еще нюанс - особенности строения внутридомовых систем тепло- и водоснабжения. Разводка отопления у нас не горизонтальная, а вертикальная - из-за этого, чтобы действительно учесть объем потребляемого тепла, нужно ставить счетчик на каждую батарею. Кроме того, отключить воду или тепло одному неплательщику невозможно - тоже из-за разводки. Лишить воды можно только сразу все квартиры, «завязанный» на один стояк. Так что как монополисты смогут бороться с должниками - неясно. Им все равно придется закладывать долги в тариф.

Торг неуместен
Между тем переход на прямые договоры - дело фактически решенное. Это предусматривается новыми Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Минрегион их уже утвердил, но правительство РФ - еще нет). Правила предполагают комбинированные варианты заключения договоров с поставщиками услуг. Механизм их действия таков: собственники жилья на общем собрании определяют перечень услуг, на которые будут заключены договоры с управляющей компанией или они будут доверены ТСЖ (ЖКС, ЖК) - например, содержание и ремонт жилья, уборка придомовых территорий, вывоз мусора и т.п. Общее собрание также определяет перечень услуг, на получение которых будут заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. При этом каждый собственник может заключить с ними договор от своего имени или доверить это право управляющей компании (либо правлению ТСЖ или кооператива).

В Петербурге «Петроэлектросбыт» в ближайшее время уже начнет кампанию по заключению прямых договоров с населением на добровольной основе. «Всем, кто приходит платить за электроэнергию, мы будем предлагать подписать такой договор, где учтены права и обязанности сторон, а также ответственность за выполнение договора», - говорит Евгений Новоселок.

По словам Бориса Грызлова, в Госдуме будет создана рабочая группа, которая займется разработкой законодательных поправок (в Гражданский и Жилищный кодексы, в ФЗ «Об электроэнергетике» и другие), чтобы создать условия для перехода на прямые договоры производителей и потребителей коммунальных услуг. Соответствующие планы есть и у Минрегиона. По прогнозам Грызлова, поправки будут разработаны к осенней сессии.

Источник: БН.ру