Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Не пора ли отечественному бизнесу брать в свои руки рычаги управления ЖКХ?

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку детально разобраться в причинах резкого роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. В целом они известны: по словам премьера Владимира Путина, прикормленные организации и компании на муниципальном уровне выставляют монопольно высокие тарифы и цены на обслуживание. Между тем в России создан Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На его работу выделено 240 миллиардов рублей бюджетных средств.

   Журнал "Итоги" провел опрос на тему "Не пора ли отечественному бизнесу брать в свои руки рычаги управления ЖКХ?": от +5 (пора) до -5 (не пора).
   +1 - Алексей Голубович, председатель совета директоров "Арбат Капитал Менеджмент": Бизнесу могут быть интересны в основном формирование (в процессе приватизации и покупки у более слабых частных владельцев) из нескольких региональных систем ЖКХ крупной публичной компании и ее последующая продажа.
   +5 - Зоя Хайло, партнер BDO в России: В долгосрочной перспективе - да. Но для стимулирования привлечения инвестиций в ЖКХ государству необходимо обеспечить долгосрочную, прогнозируемую тарифную политику. Обоснованность тарифов должна подтверждаться аудитором, причем не региональным, а крупными аудиторскими компаниями с безупречной репутацией.
   -5 - Сергей Шапигузов, президент компании ФБК: По сути дела именно усиление государственного регулирования этой сферы привело к тому, что стал возможен ускоренный рост тарифов. Если сегодня мы оставляем в ЖКХ все как есть и продолжаем усиливать регулирование из федерального центра, то, конечно, бизнесу ЖКХ не нужно. Потому что чем больше госрегулирования, тем больше неопределенности для тех игроков, которые хотели бы зайти на этот рынок. Если мы хотим, чтобы меньше росли тарифы, то нужно создавать конкуренцию, а значит, уменьшать госрегулирование и создавать рыночные отношения.
   +3 - Михаил Козаков, директор департамента финансовых рынков ИК "Грандис Капитал": На текущий момент частный бизнес весьма неохотно идет в сегмент ЖКХ, что обусловлено как законодательными причинами, так и высокими рисками. Несмотря на рост тарифов в секторе на 10-20 процентов в год, рентабельность бизнеса оставляет желать лучшего. В первую очередь из-за высокой степени изношенности инфраструктуры. Например, по некоторым оценкам, потери при транспортировке тепловой энергии до потребителей составляют около 40 процентов. Под вопросом и возможность дальнейшего увеличения тарифов: Фонд содействия реформирования ЖКХ предложил зафиксировать уровень тарифов на газ, тепло и воду в трехлетнем бюджете. Полагаю, ЖКХ может быть интересно предпринимателям. Государство планирует вложить в инфраструктуру ЖКХ более 100 миллиардов долларов в ближайшие пять лет. Получить кусок этого пирога смогут лишь те, кто имеет доступ к госчиновникам, определяющим правила игры. Предположу, что заниматься ЖКХ под силу только крупному бизнесу.
   +3 - Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРА России": Все зависит от первоначальных условий, на которых предполагается в этот бизнес входить. Например, эксплуатация зданий - никто не захочет принимать в эксплуатацию старые сооружения. Они заведомо нерентабельны, и успешного бизнеса там не построить. Думаю, что постепенно ЖКХ станет негосударственным. Оказание услуг не функция государства. Нужно отрегулировать процесс таким образом, чтобы там была стабильная прибыль. В этом случае бизнес будет заинтересован двигаться в данном направлении. Это задача государства. Конкуренция пойдет ЖКХ на пользу. В целом этот бизнес очень перспективен.
   +5 - Борис Ким, председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли: Безусловно, это выгодный бизнес. Мировой опыт показывает, что компании этого сектора не принадлежат государству. Убежден, что только частный бизнес может вывести ЖКХ из того печального положения, в котором оно сейчас находится. Прежде всего это касается нормальных расчетов за услуги: у большинства компаний из этого сектора нет нормальных лизинговых систем, и клиенты не могут понять, сколько они должны, сколько они заплатили, в какой период. Нужно наводить порядок, и только частные компании смогут это сделать.
   0 - Виктор Кухарский, гендиректор промышленно-консалтинговой группы "Развитие": Разные объекты ЖКХ имеют разную привлекательность: в зависимости от износа инфраструктуры, от уровня платежеспособности членов каждого конкретного ТСЖ. Даже если убрать все административные препоны, устранить коррупционные факторы, то лишь небольшая часть коммунального хозяйства будет освоена бизнесом. Типичная картина, особенно в небогатых регионах: ветшающее жилье, где проживают люди, которым с трудом хватает денег на еду. Здесь никаких доходов в сфере ЖКХ быть не может, одни убытки. А если нет прибыли, то что здесь делать бизнесу, тем более малому, который не может позволить себе благотворительность? Большая часть сферы ЖКХ - это поле не для бизнеса, а для государственной благотворительности. Без постоянной подпитки из госбюджета здесь ничего сделать нельзя. Отсюда, как следствие, вытекает и неизбежная коррупциогенность этой сферы. Возлагая надежды на то, что бизнес вдруг каким-то чудом наведет порядок в ЖКХ, государство, с одной стороны, расписывается в собственной неполноценности, а с другой - хочет в качестве главного виновника проблем выставить бизнес, который не хочет, засучив рукава, броситься на прорыв.
   +4 - Александр Малис, президент компании "Евросеть": Это сложный, но интересный бизнес. Вести его надо учиться. У нас пока умением работать в ЖКХ практически никто не владеет. Я знаю нескольких бизнесменов, которые очень успешны в этом бизнесе. Там неплохая норма прибыли.
   +5 - Юрий Еременко, генеральный директор компании "Техносила": Конечно, пора. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой настоящий простор для инвестиций. Для потенциальных инвесторов этот рынок очень интересен, так как вложенные деньги в результате обязательно окупятся. Здесь пока нет крупного игрока, который бы занимал большую часть рынка, - ниша охвачена разрозненными игроками. Тот, кто первым сюда придет, непременно окажется в выигрыше.
   +5 - Борис Титов, председатель "Деловой России": Во всем мире ЖКХ - это один из ключевых бизнесов для малых и средних предпринимателей. Здесь очень высокая рентабельность. Пришла пора конкурировать с государственными организациями. Если будет конкуренция, то и тарифы обязательно сократятся.

Источник: ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Итоги"