Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Кредиты для экономии

Жилищный сектор России, занимая второе место по величине конечного потребления энергии, обладает и самым большим потенциалом энергосбережения.
 

http://novostivl.ru/files/files/61/19061.jpgБарьеры на пути повышения энергоэффективности в жилищной сфере характерны практически для всех стран мира. Барьеры, присущие именно России, связаны с низкими тарифами на энергоресурсы для населения; отсутствием эффективного контроля за соблюдением существующих стандартов для строящихся зданий; недостаточной осведомленностью об энергоэффективности среди домовладельцев.

К строящимся зданиям, зданиям, в которых осуществляется реконструкция или капитальный ремонт и эксплуатируемым зданиям должны быть разные подходы с точки зрения улучшения их энергоэффективности.

Остановимся на жилье, которое нуждается в реконструкции или капремонте. Для этой группы необходимо создать гарантийный фонд по кредитам на проведение капитального и текущего ремонтов. Во многих странах созданы институты, предоставляющие гарантии по кредитам, выдаваемым объединениям домовладельцев на проведение капитальных и текущих ремонтов. В задачу подобной организации входят:
— предоставление гарантии по кредиту для снижения рисков для банка и стимулирования местных банков к началу работы с ассоциациями домовладельцев по финансированию капитальных и текущих ремонтов с прицелом на повышение энергоэффективности;
— содействие изменению отношения домовладельцев: от зависимости от муниципалитетов в проведении капитальных ремонтов к принятию на себя ответственности за свою собственность.

Подобные организации являются особенно важным источником финансирования капитальных ремонтов жилых зданий в странах Центральной и Восточной Европы и Прибалтики. Ситуация с жилфондом очень схожа с Россией: большая доля жилфонда в многоквартирных домах, нуждающихся в модернизации. Например, в Словакии гарантии по кредитам, выдаваемым ассоциациям домовладельцев, кооперативам и управляющим компаниям, предоставляются единственным государственным банком в стране — Государственным банком гарантий и развития. В Литве и Эстонии при поддержке правительств были созданы специальные агентства-гаранты. Эти агентства предоставляют гарантии ассоциациям домовладельцев и управляющим компаниям при проведении капитальных и текущих ремонтов и реконструкции многоквартирных зданий в размере до 75% от объема кредита. Плата за предоставление гарантии, как правило, составляет 1,5–2% от объема кредита, на который распространяется гарантия.

Субсидии также иногда используются для облегчения доступа к капиталу при проведении реконструкции зданий. Например, в Словакии ассоциации домовладельцев могут получить льготный кредит из Государственного фонда развития жилищного сектора для повышения энергоэффективности многоквартирного здания. Кредиты могут предоставляться в размере до 80% от стоимости проекта на срок до 20 лет (при ограничении объема кредита в расчете на каждую квартиру) под 3,3% годовой процентной ставки, при условии, что проект включен в Программу реконструкции жилищного сектора. Под проекты, не включенные в эту программу, можно получить кредиты на 10–20 лет под 4,9–6,5% годовой процентной ставки. Для получения льготных кредитов домохозяйства должны в результате реализации проекта снизить потребление энергии, по меньшей мере, на 20% по сравнению с допроектным уровнем.

Субсидии на капитальный ремонт в Японии
В Японии предоставляются субсидии на реконструкцию жилых домов для выполнения требований по теплозащите, сформулированных в Законе об энергосбережении, установке энергоэффективных бытовых приборов и эффективных систем, использующих возобновляемые источники энергии. Субсидии предоставляются как для новых, так и для давно существующих зданий. Чтобы получить право на субсидии, необходимо снизить потребление энергии на 15% в новых домах и на 25% в реконструированных зданиях по сравнению со стандартным показателем энергопотребления до реализации мер по энергосбережению. Кроме того, домовладельцы обязаны сообщать о величине потребления энергии в зданиях в течение трех лет после реконструкции или строительства дома. Расчет ожидаемой экономии представляется в Организацию по развитию новых источников энергии и промышленных технологий (NEDO), которая предоставляет субсидии. Впоследствии домовладельцы должны отчитываться о реальной величине экономии путем заполнения опросных листов NEDO.

Повышение энергоэффективности в ЖКХ Литвы
В 1996–2001 гг. в рамках пилотного проекта по повышению энергоэффективности в жилищном секторе Литвы, финансируемого Всемирным банком, осуществлялось консультирование товариществ собственников жилья (ТСЖ), предоставление кредитов, оказание технической помощи и предоставление информации с целью повышения энергоэффективности многоквартирных жилых зданий в Литве.
В финансовом отношении проект включал разнообразные компоненты, призванные обеспечить получение конкурентоспособных рыночных ставок по кредитам теми участниками, которые хотели реализовать энергосберегающие мероприятия, но не имели необходимых для этого средств. В частности, в рамках проекта предоставлялись:
— кредиты в местной валюте под 11% фиксированной годовой процентной ставки при минимальном первоначальном взносе 10%, отсутствии залога и максимальном сроке кредита 10 лет;
— с января 1999 г. — долевые субсидии от литовского правительства в размере 30% от величины основного кредита, но не более $12,5 на 1 м2.
По условиям проекта, средства кредита могли быть использованы только на реализацию энергосберегающих мероприятий. Ответственность за возврат кредитов возлагалась на домовладельцев, как правило, пропорционально площади квартиры, в соответствии с решениями, принятыми на заседании ТСЖ. Также для выплаты кредитов было разрешено частично использовать существующие субсидии, предоставляемые малоимущим домохозяйствам для оплаты услуг теплоснабжения.

Всего за время реализации проекта 726 ТСЖ получили консультации по вопросам энергосбережения, были проведены энергетические обследования 331 жилого здания и реализованы 229 проектов по повышению энергоэффективности.
В 1996–2001 гг. общий объем кредитов, предоставленных ТСЖ, составил 7,2 млн долл. США при средней величине кредита в расчете на одно здание 31 500 долл. США и средней величине кредита в расчете на одну квартиру 1000 долл. США.
В среднем, домовладельцы отмечали ежегодную экономию энергии в размере 17%. По данным проведенного исследования, 56% домовладельцев отметили снижение счетов за тепловую энергию, а 48% — повышение качества жилья.

Программа учета потребления воды в Ереване
Для преодоления двух основных препятствий к массовой установке приборов учета (стоимость установки и процесс перевода потребителей на новую систему оплаты) муниципалитет г. Еревана принял закон о частичном списании задолженности потребителям, которые установят у себя приборы учета. В результате реализации этой программы количество установленных приборов учета возросло с 1000 шт. в 1999 г. до 277 000 шт. в 2005 г. В настоящее время около 80% бытовых потребителей оснащены приборами учета, что включает приблизительно 90% всех многоквартирных домов Еревана. В результате применения приборов учета и использования тарифных схем с оплатой только за фактическое потребление воды среднее потребление воды на душу населения сократилось с 250 до 110 л. Совокупное потребление во всех секторах снизилось со 112 млн м3 в 2002 г. до 77 млн м3 в 2005 г., то есть почти на 30%.

Минимальные стандарты эффективности и маркировки в Австралии
Многие страны реализовывали программы маркировки и стандартизации энергоэффективности для стимулирования применения более эффективных электробытовых приборов. Программы маркировки дают потребителям информацию для совершения покупок, исходя из соображений энергоэффективности. Минимальные стандарты эффективности способствуют повышению энергоэффективности новых бытовых приборов и исчезновению с рынка самых неэффективных моделей. Различие между двумя программами состоит в том, что стандарты служат исчезновению с рынка неэффективных и, как правило, дешевых электробытовых приборов, а маркировка лишь способствует убеждению покупателей не приобретать их. В большинстве случаев применение этих двух подходов позволило производителям успешно адаптироваться к новым ограничениям без повышения цен на свою продукцию.

Австралийская программа минимальных стандартов эффективности и маркировки является примером успешного применения стандартов и маркировки электробытовых приборов.
В Австралии множество электробытовых приборов имеют минимальные стандарты эффективности, т. е. соответствуют минимальному уровню энергоэффективности, регулируемому австралийским правительством. Принятая система энергетической маркировки также является обязательной для ряда электробытовых приборов, в том числе холодильников и морозильников, стиральных и сушильных машин, посудомоечных машин и кондиционеров. Такая маркировка позволяет покупателю провести быстрый сравнительный анализ энергоэффективности конкретного товара и показывает величину годового потребления энергии данным продуктом при нормальных условиях эксплуатации.
Чтобы программа была успешной, ее необходимо время от времени пересматривать для стимулирования применения передовых технологий и приобретения более эффективных товаров.

Информационная кампания в Великобритании
Несколько компаний, работающих в сфере повышения энергоэффективности в Великобритании, основали некоммерческую организацию «Энергетические услуги Кирклис» для бесплатного и объективного консультирования домохозяйств в сфере энергосбережения. Эта служба считается единым органом предоставления информации и консультаций по повышению энергоэффективности по бесплатному телефонному номеру. Более конкретно, служба:
— оказывает консультации домовладельцам по вопросам энергосбережения, адресует их к лицензированной монтажной организации, которая проводит обследование их собственности и дает рекомендации по реализации адекватных энергосберегающих мероприятий;
— обеспечивает домовладельцу возмещение затрат на проведение обследования;
— предлагает реализацию энергосберегающих мероприятий (например, теплоизоляцию для облегченной кладки стен, теплоизоляцию чердаков, устранение сквозняков через двери и окна, установку регуляторов на системы отопления, теплоизоляцию баков-аккумуляторов горячей воды, теплоизоляцию полов и котлов) по сниженным ценам благодаря налаженным связям «Энергетических услуг Кирклис» с монтажными организациями;
— предоставляет информацию о предпочтительных кредитных схемах и о финансовых институтах, желающих финансировать энергосберегающие проекты.

По материалам исследования «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», подготовленного Международной финансовой корпорацией (IFC) www.ifc.org/russia/energyefficiency

Источник: www.konserg.ru