Представители различных органов власти в России с легкостью делятся «парадной» информацией о начинаниях и достижениях органов власти. В остальных случаях, полагая, что они должны предоставлять только то, что разрешено законодательно, зачастую превращают право граждан на доступ к информации в ее добычу гражданами, а не доступ к ней. Это неверное понимание органами власти своих функций.
Конституция РФ в части 2 статьи 24 возложила на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В развитие конституционных положений действует президентский указ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» (№ 2334 от 31.12.93 г.), где говорится, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости. Этот принцип предполагает:
• доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы;
• систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях;
• осуществление гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
Все это говорит о том, что гражданин не должен доказывать, что его право на получение той или иной информации прямо прописано в законе.
Доказать, что информация не может быть выдана, должны представители органов государственной власти или местного самоуправления, ответившие гражданину отказом. При этом гражданину следует иметь в виду, что приемлемым основанием для каких бы то ни было ограничений его информационного права могут быть только прямые запреты, специально оговоренные в федеральном законодательстве, которые должны быть связаны именно с содержанием информации. Иные доказательства чиновников сводят к нулю их шансы выиграть судебную тяжбу у гражданина, который не получил необходимую информацию и написал жалобу в суд.
Прецеденты судебных поражений чиновников уже есть. Одним из последних является пермская история. Житель Перми запросил в администрации Ленинского района информацию о переводе соседней квартиры в нежилое помещение, считая, что в ходе планируемой перепланировки будет затронуто общее имущество жильцов в многоквартирном доме. Муниципалитет отказал в выдаче этой информации. Районный суд не нашел в действиях муниципалитета нарушений, указав, что гражданин не представил норм права, которые обязывали бы администрацию выдать ему запрошенную информацию. Однако к такому решению районного суда критически отнесся Пермский краевой суд, заняв позицию, согласующуюся с Конституцией РФ, согласно которой при получении информации гражданами действует принцип – разрешено все, что не запрещено.
Источник: http://www.pgpalata.ru