Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Александр Трофимович Балесный, ТСЖ «Студенческий переулок, г. Тверь

Капризный домострой. Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России

Волнующий каждого вопрос о правах и обязанностях жильцов стал основным в беседе члена Президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского с членом Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Галиной Хованской.

Своя, но чужая земля

Михаил Барщевский: Вы председатель подкомитета по реформированию ЖКХ и занимаетесь в основном жилищным законодательством и проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Сколько из задуманного удается сделать?

Галина Хованская: Процентов 10-15, и то если подключаются такие силы, как председатель Совета Федерации, Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд. С их помощью иногда удается решать конкретные проблемы.

Барщевский: Так что же происходит у нас с земельными отношениями?

Хованская: Я избрана от Москвы, поэтому формирование земельных участков под многоквартирными домами - это для меня тема номер один. Существует закон о введении в действие Жилищного кодекса, согласно которому мы все являемся собственниками земли. Проблемы начинаются с момента определения границ участка. Во многих городах процесс межевания сталкивается с саботажем властей.

Барщевский: Наш кооперативный дом тоже столкнулся с подобной ситуацией. Я купил квартиру еще в 1986 году. За домом закрепили какую-то землю, сделали во дворе детскую площадку и небольшую парковку. В этом году пришли товарищи из земельного комитета и сказали: "Вы занимаете чужую землю. Вам столько не полагается". Возникает подозрение, что захотели использовать землицу под очередное точечное строение.

Хованская: Диагноз поставлен абсолютно точно. Нежелание московских властей решать эту проблему, а это их функция, определенная законом, связано со стремлением не упустить из рук последний ресурс. Дело доходит до прямого запугивания. Недавно по радио я слышала выступление одного из депутатов Мосгордумы, который говорил: "Если вы оформите земельный участок и ваш дом по каким-то причинам станет аварийным, вы разоритесь! Все будете делать за свой счет, и мы вам помогать не будем".

На самом деле, это, мягко говоря, не соответствует законодательству. Закон действительно позволяет собственнику решать проблемы своего дома самостоятельно. Но если у людей нет средств, вступает норма закона, которая предполагает компенсацию за изъятый земельный участок вместе с объектом недвижимости. Так что не надо запугивать. Если жильцы сформируют земельный участок, они только выиграют - налог маленький.
Сосед платит дважды

Барщевский: А как проходит реформа ЖКХ? Я в основном живу в своем доме за городом. Как-то я посчитал стоимость расходов на электроэнергию, газ и воду в расчете на квадратный метр загородного дома. И сравнил с аналогичными показателями в Москве. За городом получилось в 12 раз меньше!

Хованская: Естественно, нормативы в городе установлены на самом высоком уровне. С электроэнергией проще - практически у 90 процентов есть счетчики и все более-менее проверяемо. А вот оплачивая воду, москвичи горят синим пламенем, если у них нет счетчиков.

Барщевский: Правление нашего ЖСК запретило гражданам ставить водяные счетчики. Потому что если их поставить, вода, расходуемая на общедомовые помещения - подвал, мытье лестниц, - будет не учтена и никто не заплатит. Мне кажется, у нас городские власти нашли союзников в лице председателей правлений ЖСК.

Хованская: Это возмутительно, потому что как раз они должны защищать ваши интересы. К тому же если у вас установлены водосчетчики в квартирах, должен быть и общедомовой счетчик. Их отсутствие выгодно тем, кто, будучи зарегистрированным в единственном числе, сдает квартиры большому количеству жильцов. Такие люди действительно поступают недобросовестно, потому что за них платят все соседи. Поэтому в ближайшее время правительством РФ будут утверждены нормативные документы, обязывающие всех ставить счетчики. Малоимущие, получающие адресную помощь, могут рассчитывать на то, что им установят счетчики бесплатно.

Барщевский: А что происходит с ремонтом домов, со всеми этими электриками-сантехниками?

Хованская: Жалоб на качество ремонта поступает много. Дело в том, что даже если в вашем доме существует ТСЖ, вы не можете рассчитывать, что деньги на капремонт поступят на его счет или даже на счет управляющей компании. Потому что, оказывается, на Тверской, 13, лучше знают, что нужно отремонтировать в вашем доме: подвал или стену. Я многие годы веду общественный совет по жилищной политике. В него входят очень квалифицированные председатели ЖСК, которые по знанию нормативных документов и законов гораздо грамотнее главы управы или префекта округа. И я не понимаю, почему, когда домовладельцы просят поменять коммуникации в подвале, город предлагает им утеплить фасад.

Барщевский: Вы же депутат Госдумы и можете выступить с законопроектом, который разрулил бы эту ситуацию?

Хованская: К сожалению, Москва не пользуется финансовыми ресурсами Фонда содействия реформированию ЖКХ. А практически вся Россия это делает. На самом деле это единственный источник для финансирования капремонта, сноса аварийного жилья и переселения граждан. Он существует благодаря обязательствам государства по статье 16 закона о приватизации, которая предусматривает осуществление капремонта за счет бывшего наймодателя. Не сказано только, в какие сроки. Но обязанность-то есть. И Пленум Верховного cуда подтвердил это своим решением. Когда приняли Жилищный кодекс, главы муниципальных образований обрадовались, что собственник теперь отвечает за все. Да, за будущий ремонт будем отвечать мы, собственники. Но старые обязательства государство будет выполнять. На эти цели фонду выделено 250 миллиардов рублей. И если кто-то сталкивается с произволом местных властей, следует обращаться в суд. Люди уже начали выигрывать подобные иски.
Управдом - друг человека

Барщевский: Кстати, насчет ТСЖ. По рассказам друзей, по тому, что я вижу, читаю, возникает впечатление, что создание ТСЖ вместо экономии приводит к увеличению расходов.

Хованская: Если вы будете содержать своего бухгалтера, председателя правления, еще какие-то дополнительные структуры, то да, это достаточно накладно. Но ТСЖ - только одна из трех возможных форм управления домом. Я вообще сторонница профессионального управления. Далеко не в каждом доме может найтись человек, который хорошо разбирается и в бухгалтерии, и в праве, и в инженерных вопросах. К тому же он должен быть еще и психологом, потому что придется общаться и договариваться с людьми. Чтобы управлять собственным домом, зачастую необходимо получить дополнительные знания. А у нас на эту роль претендуют все кому не лень. Отсюда нарушения и массовые жалобы. Более того, иногда, вцепившись в должность, председатель ТСЖ не хочет уходить. Потому что место теплое, а ответственности практически никакой.

Барщевский: И бюджет какой-никакой попилить можно.

Хованская: Еще как! Ведь сейчас Жилищный кодекс устроен так, что решение общего собрания обязательно для каждого собственника, независимо от того, на обязательные расходы выделяются деньги или на какие-то дополнительные. А это неправильно. И, кстати, создает проблему для бюджетов. Потому что 20 процентов жилищного фонда остается неприватизированным. Остаются люди, которые принципиально и иногда обоснованно не хотят приватизировать свое жилье. Малоимущие опасаются налогов, будущего капитального ремонта, расходов на страхование. Ведь эти статьи могут составить две трети средней пенсии.

Барщевский: Не могу вас не спросить о "Речнике". Каково ваше понимание этой истории. Кто там прав, а кто нет?

Хованская: Мое ощущение, именно ощущение, потому что я последнего пакета документов не видела, что за землю людям обязательно должны были дать компенсацию. Они получили землю не самозахватом, а на основании документов действовавшей на тот момент власти. Более того, жильцы пользовались всеми коммунальными ресурсами: водой, электроэнергией, платили налоги. Вот в отношении построек - уже другая история, потому что там планировались временные строения типа сараев. Но и эти объекты, кстати, при изъятии тоже подлежат компенсации.
Ключевой вопрос

Барщевский: У нас в законе предусмотрена возможность изъятия любой недвижимости по решению суда, по цене, которая будет установлена на основании определяемой экспертами рыночной оценки. Как человеку, связанному непосредственно с землей, с недвижимостью, не кажется ли вам, что нам давно пора принять решение о том, что изъятие недвижимости возможно только с согласия собственника?

Хованская: Я бы такую инициативу поддержала. В первую очередь нужен пряник, а уж потом можно использовать кнут в виде налогообложения: объявил высокую цену на свою недвижимость - изволь заплатить высокие налоги. Но меня больше волнует то, что пытаются расширить перечень оснований для изъятия. Например, основанием может явиться якобы запланированное строительство любого объекта. А поскольку схемы и планы территориального строительства в большинстве регионов отсутствуют - на это нужны деньги и специалисты - основанием может стать желание чиновника. Это страшновато.

Государственная Дума: 103265, Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1.
Справки по приему граждан: (495) 629-65-04.
Факс для письменных обращений: (495) 697- 42-58.
Электронная почта : stateduma@duma.gov.ru

 

Источник: http://www.rg.ru