Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЖК РФ, касающихся деятельности УО, ТСЖ, ЖСК (июнь – июль) 2014 г

преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления

 

Часть вторая

Госдума перед каникулами, на последнем заседании приняла ряд очень неоднозначных законов, вносящих очередные существенные изменения в Жилищный кодекс РФ. Таких законом меньше, чем за месяц (с 28.06 по 21.07.2014) шесть и три из них непосредственно связаны с осуществлением деятельности по управлению МКД, реализацией все трёх способов управления: непосредственное, ТСЖ/ЖСК, УО… (продолжение):

3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” – содержит условно три блока изменений в деятельность по управлению МКД:

- Введение лицензирования управления МКД;

- Перераспределение прав собственников по выбору способа управления;

- Капитальный ремонт МКД

 

Первый Блок:  «Лицензирование управления МКД»

«За» и «против» лицензирования велась упорная и долгая борьба на всех площадках от  органов власти (государственных и муниципальных) до общественных. Теперь поставлена точка, или всё-таки запятая (?). С 1 сентября изменения, внесённые этим законом в ЖК РФ, вступили в силу, деятельность по воплощению его в жизнь ведётся  достаточно интенсивно.

Главные из них:

1) Расширены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов в области жилищных отношений (статьи  12 и 13 ЖК РФ). К ним добавлены такие полномочия как установление порядка лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; установление порядка ведения сводного федерального реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и других реестров, связанных с лицензированием; установление порядка осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (п.п. 16.7 и 16.8 ст. 12); введение должности главного государственного инспектора РФ, установление порядка назначения его на должность и освобождения от должности, как и руководителей органов государственного жилищного надзора ( п.п. 17.2; 17.3); осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 8.5. ст.13 ЖК РФ);

2) В статью 20, непосредственно отражающую усиление государственного регулирования деятельности по управлению МКД (ст. 20 «Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль»), также внесены изменения. Поскольку помимо государственного жилищного надзора (ГЖН) и муниципального жилищного контроля  введён лицензионный контроль, то изменения касаются этих новых функций, возложенных на  органы ГЖН:

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (ч. 1.1. ст.20);

Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление (ч. 7 ст. 20)

Новая редакция ч. 7 ст. 20 означает, что для лицензируемых УО не будет введён ещё один вид контроля, а жилищный надзор (контроль) заменяется лицензионным контролем.

3)      В ЖК РФ появился новый раздел: “Раздел X.  Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, включающий гл. 19 с одноимённым названием и статьи 192 – 202

В главе 19 устанавливается:

Деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия (ч. 1 ст 192);

К соискателям лицензии предъявляются определённые лицензионные требования (ч.1 ст. 193):

  • регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
  • наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  • отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за
  • отсутствие в различных реестрах информации об аннулировании лицензии у лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лиц, в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  • соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации

 

Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждается Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 193);

Установлен порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии (ст. 194);

Перечислены реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, (ст. 194 ЖК РФ):

  • реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
  • сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
  • реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).

В статье названы ответственные исполнители за ведение реестров, наполнение их информацией и контролем , определены сроки внесения изменений и хранение информации.

Установлен порядок организации и осуществления лицензионного контроля (ст. 196 ЖК РФ): к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Федеральные законы, на которые даётся ссылка, определяют предмет контроля, периодичность плановых проверок и основания для внеплановых проверок. Подчёркивается обязательность установления вины лицензиата в выявленных при проверках нарушениях.

Установлены порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора, порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, т.е. обеспечение открытости информации. (ст. 197, 198.).

С точки зрения обеспечения качества управления основанием для исключения из реестра лицензий субъекта федерации является назначение в течение предшествующего календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом двух и более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора (ч. 5 ст. 198)..

Необходимо отметить, что при обсуждении нововведений на различных площадках с целью практической реализации поставленных задач, было высказано очень разумное мнение об объединении всех реестров на одном официальном сайте, отработке программного обеспечения этого сайта, унификации форм для наполнения их информацией, автоматизированного переноса одинаковой по содержанию информации из одного реестра в другой с целью исключения ручного дублирования одинаковой информации в разных реестрах.

Широко также обсуждается вопрос о «граничном» значении числа выданных предписаний, выяснении степени вины УО в выявленных нарушениях, степени тяжести последствий таких нарушений.

Статьи 199 и 200  устанавливают порядок аннулирования лицензии и порядка её действия и, как результат, прекращение деятельности по управлению МКД.

Лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 настоящего Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.

Потеря 15% площадей из общей площади многоквартирных домов, находящихся в управлении УО, как основания для лишения лицензии, рассматривается многими экспертами, как очень рискованная мера для МКД с изношенным жилищным фондом, которые будут никому не нужны для управления. Эксперты также отмечают то обстоятельство, что при таком соотношении площадей «страдают» ни в чём не повинные 85 % домов. Эти МКД не по своей воле вынуждены будут менять способ управления или менять управляющую организацию.

В соответствии с ч. 3 ст. 200 лицензиат, лишённый лицензии, должен исполнять надлежащим образом свои обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до дня:

  • возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
  • возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
  • государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Если  лицензия аннулирована, УО исключёна из реестра, то, конечно, у неё нет никаких стимулов выполнять свои обязанности надлежащим образом, тем более, что невыполнение предписаний чревато колоссальными штрафами, убивающими УО, относящимися к малому и среднему бизнесу. Последствия очевидны.

И наконец, вопросам деятельности лицензионной комиссии и квалификационному аттестату, который должен получить руководитель, должностное лицо, ИП -  посвящены статьи 201 и 202 ЖК РФ.

Субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации, определяется состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии;

В составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса, т.е. являющиеся субъектами общественного жилищного контроля.

К полномочиям лицензионной комиссии относятся (ч. 4 ст.201):

1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

2) принятие квалификационного экзамена;

3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;

4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Обращает на себя внимание формулировка «иные некоммерческие организации» (выделено и подчёркнуто) в составе участников общественного контроля и членов лицензионных комиссий. Отмечаю «законодательное пренебрежение» к ассоциациям ТСЖ и ЖСК, успешно действующим во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Они  профессиональны, помогают выжить в условиях прессинга жилищного надзора своим членам, участвуют в судах, занимаются жилищным просвещением, выполняют практически те же функции для ТСЖ/ЖСК, что и СРО для УО.

Для получения лицензии должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат. Проверка квалификации осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. За сдачу экзамена плата не взимается. Срок действия квалификационного аттестата – 5 лет, т.е. необходима переаттестация.

 По мнению экспертов, получение квалификационного аттестата необходимо не только руководителю, но и специалистам, работающим в УО, как и необходимо их тотальное профессиональное обучение. Высказывается мнение о необходимости аттестации председателей правлений ТСЖ, ЖСК, т.к. эти руководители далеко не всегда имеют профессиональное образование и практический опыт. С этим мнением трудно не согласиться. С такой задачей вполне могут справиться ассоциации ТСЖ/ЖСК,  и им можно передать соответствующие полномочия.

 

Второй Блок:  «Перераспределение» прав собственников по выбору способа управления»

Изменения внесены в ч.2 ст. 136 ЖК РФ, регулирующую создание и регистрацию ТСЖ. Снято ограничение для создания ТСЖ в нескольких домах по количеству квартир в многоквартирных домах, имеющих общие границы земельных участков,  сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками.

В то же время ограничены права собственников по выбору непосредственного управления. Такой способ управления возможен теперь в многоквартирном доме, количество квартир в котором не более 16-ти (п.1 ч.2 ст. 161).

 

Третий Блок:  «Капитальный ремонт МКД»

В нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ и направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в части, относящейся к созданию регионального оператора добавлен  порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (п.3 ч. 1 ст. 167;  ч. 4.1 ст.178)

Владельцем специального счёта для образования фонда капитального ремонта теперь может быть ТСЖ, созданное в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах (п.1, ч.2 ст. 175), а также управляющие организации.

 

Краткое Заключение по нововведениям:

При способе управления по договору с управляющей организацией лицензия на управление МКД обязательна.

Борьба ТСЖ, ЖСК за исключение этих организаций «из списка» лицензируемых пока увенчалась успехом. Пока! Разговоры в коридорах власти о том, что домом могут управлять только профессионалы, не утихают. Свой профессионализм нам надо доказывать, поэтому лозунг «УЧИТЬСЯ!» должен быть услышан всеми руководителями  ТСЖ/ЖСК.

 

 

 

Обзор изменений в жилищном законодательстве подготовлен:

Н.С. Лукина – председатель президиума Некоммерческого партнерства «Управдом», член экспертного совета Комитета Госдумы по ЖКХ и жилищной политике, член Общественного Совета Минстроя и ЖКХ России