Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Особое мнение эксперта: не надо спекулировать термином «управление»

При обсуждении вопросов управления многоквартирными домами, следовало бы учитывать, что в настоящее время широко распространено величайшее заблуждение, которое, впрочем, намеренно поддерживается и муссируется. Имеется в виду выдумка о некой сложности управления многоквартирным домом (МКД). Что только ни придумывают для решения этой притянутой за уши проблемы. И курсы, и семинары, и конференции, и школы управления, и саморегулирование!

Возникает ощущение, что делается это с целью внушить, что сами жители, собственники помещений в МКД, не в состоянии выполнять функции управления и что в этом деле не обойтись без крупных специализированных управляющих компаний коммерческого типа.

Давайте спокойно разберемся в этом несложном вопросе. Вначале – о термине «управление».

Это понятие очень интересное. Оно допускает как расширительную, так и суженную трактовку. В широком смысле управление – это функция системы, направленная на достижение системой заданной цели. Если использовать это, бесспорно правильное кибернетическое определение, то вся наша жизнь – это сплошное управление. Ведь мы постоянно стремимся к каким-то целям. Если следовать этой широкой трактовке сущности управления, то все, что делают люди, любая их функция относится к управлению.

Но уже больше ста лет, говоря об управлении, имеют в виду сугубо управленческие функции. Современный менеджмент отделяет административно-управленческие функции от технических. То есть управление понимается в узком смысле, как административное руководство.

Вот, например, статья 135 Жилищного кодекса Российской Федерации термин «управление» трактует в узком смысле: ТСЖ создается «для совместного управления» и «обеспечения эксплуатации», т.е. отдельно – управление, отдельно – эксплуатация.

Статья 161 Жилищного кодекса также гласит, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасных условия проживания, надлежащее содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг.

Обеспечивать – не значит делать все своими руками.

Управление многоквартирным домом – это обеспечение надлежащего содержания общего имущества. То есть управление – это не само содержание, а обеспечение содержания  общего имущества. Эту простую цель не надо усложнять и изображать в гипертрофированном виде. Естественно, все технологические функции, связанные с эксплуатацией и ремонтом общего имущества, должны выполнять профессионалы, специалисты. Так что на первый план выходят функции обслуживания сторонними лицами. Именно на это и надо делать упор. Председатель и члены правления должны привлечь таких специалистов, оформив на работу индивидуально или заключив договор со специализированной организацией.

Что касается собственно управленческих функций, то в условиях МКД их немного, и они не отличаются сложностью. Вот эти функции:

1) планирование объемов работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества;

2) формирование бюджета ТСЖ (ЖСК), т.е. составление смет расходов и доходов;

3) заключение в интересах собственников помещений договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, а также на оказание коммунальных услуг;

3) контроль исполнения обязательств по заключенным договорам, установление фактов невыполнения работ и не оказания услуг;

4) ведение бухгалтерского учета;

5) представление законных интересов собственников помещений в договорных отношениях с соответствующими организациями, а также в судебных, государственных и муниципальных органах.

Осуществление этих управленческих функций по плечу любому правлению или домовому комитету. И не надо становиться в позу и преувеличивать сложности управления многоквартирными домами, как это нередко целенаправленно делают. Право же, жилой дом – это не промышленный комплекс. Не нужно из мухи делать слона.

С вышесказанным непосредственно связан выбор способа управления МКД и, в частности, вопрос, нужна ли ТСЖ (ЖСК) управляющая организация. Несомненно, ответ на этот вопрос может быть только отрицательный. Не нужна. Потому что пункт 2 статьи 161 ЖК РФ гласит, что собственники помещений в МКД «обязаны выбрать один из способов управления». ТСЖ (ЖСК) – это уже способ управления. Если при этом нанимают управляющую организацию, то получается конгломерат, нанизывание одного способа на другой, что является нарушением указанной нормы ЖК РФ.

ТСЖ (ЖСК) должны и вполне могут оставлять за собой функцию управления, а с управляющей организацией заключать не договор управления, а договор технического обслуживания.

Нередки случаи, когда среди членов правления ТСЖ (ЖСК) никто не может принять на себя функции руководителя. Но и это не может быть причиной заключения договора управления со сторонней управляющей компанией. ТСЖ (ЖСК) может в этом случае нанять управляющего, оставив за правлением представительские функции и общее управление домом. 

Распространение необоснованно завышенного представления о сущности управления многоквартирным домом во многом способствует появлению громадных управляющих компаний-монополистов. Появление таких монстров и их лоббирование со стороны местных властей продиктовано не реальной сложностью управления, а примитивным стремлением к экономическому диктату, к захвату как можно большего пространства в жилищной сфере.

Общий вывод из сказанного: не надо путать управление с техническим обслуживанием МКД. Это совершенно разные функции, и выполнять их должны разные лица. И требования к ним должны быть существенно различными. Поэтому надо говорить о развитии широкой сети квалифицированного технического обслуживания МКД и не спекулировать термином «управление».

 

Фельдман Илья Афанасьевич,

профессор кафедры экономики и предпринимательства МИИГАиК,

председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России