Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Лунева Т. Р., председатель правления ЖСК №1, член Совета Пермского клуба председателей ТСЖ/ЖСК «Большая 10-ка», Пермь

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Иванова Светлана Ивановна, председатель ТСЖ, Пермь

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Расшифровать тайны квитанций

Суммы, обозначенные в квитанциях на оплату коммунальных услуг за январь—февраль, стали предметом живого обсуждения среди липчан. Насколько  обоснованны эти цифры, как они формируются? Данный вопрос волнует и читателей «Липецкой газеты».

 

   — Технология такова: каждая организация, которая предлагает тот или иной ресурс на коммерческой основе, подает документы на тарифное регулирование, — так объяснил по просьбе редакции «Липецкой газеты» механизм тарифного регулирования начальник областного управления энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Чунихин. — В них эта организация объясняет, почему на следующие 12 месяцев необходимо установить именно такие расценки за предлагаемые ей услуги. После чего идет этапсогласования, выяснения того, насколько обоснованны эти цифры, которые, как правило, подвергаются корректировке. Наконец, наступает пора финального этапа — принятия решений по величине различных тарифов. Уже на следующий день после принятия решения со всеми тарифами можно ознакомиться на нашем сайте, а чуть позже — и в «Липецкой газете», — уточнил Владимир Чунихин.

  Из чего же складываются цифры в наших квитанциях? Ответ на этот вопрос и попытался найти наш корреспондент.

  Газ: федеральное регулирование

Определение цены на природный газ находится в компетенции Федеральной службы по тарифам. Эта организация утверждает три показателя: оптовую цену на газ (а это 61 процент в общей ее структуре), стоимость его транспортировки по газораспределительным сетям нашего региона и размер снабженческо-сбытовой надбавки. Включение последней в структуру цены объясняется необходимостью покрывать издержки организации, поставляющей газ населению и ведущей все расчеты по оплате как с поставщиками газа, так и с потребителями (в нашем случае это — ООО «Липецкрегионгаз»).

Полномочия, предоставленные в этом вопросе региональным властям, — установление фиксированного уровня розничных цен по направлениям потребления. Можно уменьшить его по одним направлениям, увеличив по другим: важно сохранить общий баланс. В некоторых соседних регионах установлены одинаковые цены независимо от направления потребления газа, в Липецкой области они разные.

С 1 января 2010 года определены такие розничные цены за 1000 кубометров газа (с НДС): «на приготовление пищи и/или на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и приборов учета газа» — 4250 рублей; «на отопление жилых помещений при наличии в квартире газовых приборов местного отопления и отсутствии приборов учета газа» — 2640 рублей; «для абонентов, потребляющих газ при наличии приборов учета расхода газа» — 2740 рублей. Дело в том, что селяне часто используют все три вида потребления газа, горожане, как правило, только один — на приготовление пищи. И такая разница — способ пропорционально распределить финансовую нагрузку на потребителей.

Впрочем, разница между ценами на разные направления потребления постоянно сокращается. Процесс этот будет продолжаться и в дальнейшем. И поэтому, несмотря на то, что с 1 апреля 2010 тариф на газ, отпускаемый населению, на федеральном уровне вновь повысится — на этот раз на 15 процентов, цена «на приготовление пищи и/или на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и приборов учета газа» в нашем регионе останется на прежнем уровне.

Так или иначе, уже сейчас повышение оптовой цены на газ — главный фактор, который влияет на увеличение суммы по данному виду платежей в квитанциях за оплату коммунальных услуг.

Тепло: внешние факторы

Определение тарифа на тепловую энергию находится в компетенции региональных властей. Тепло населению поставляют несколько организаций, самой крупной из которых является ОАО «ТГК-4» (филиал ОАО «ТГК-4» — «Восточная региональная генерация»). В теплоснабжении населения города Липецка заметную роль играет ОАО «ЛГЭК».Липецкая область передала в аренду ТГК-4 значительную часть котельных, расположенных на территории региона. Благодаря централизации теплового имущества решается задача по обеспечению надежности теплоснабжения и выравниванию тарифов по муниципальным образованиям. Если раньше в каждом районе были свои тарифы, то теперь они практически одинаковые по всей области. Исключение составляют Грязи и Чаплыгин, где работают свои муниципальные теплоснабжающие организации.

В целом одним из следствий централизации стало существенное  снижение тарифов. Так, в 2006 году в Задонском районе цена одной гигакалории равнялась 1117, 59 рублей. Теперь она стоит 818 рублей.

Из-за чего же увеличивается сумма, предъявляемая к платежу за оплату коммунальных услуг?

Рост тарифа в абсолютном выражении происходит, прежде всего, из-за повышения цены на газ. Дело в том, что 64,3 процента в структуре тарифа на тепловую энергию составляет именно топливо. Заметим, что юридические лица оплачивают тепловую энергию по более высокому тарифу, чем население. Часть стоимости тепловой энергии, предоставляемой населению, пока перекладывается на организации и учреждения.

Впрочем, вскоре этой разницы не будет. Тарифы для физических и юридических лиц необходимо выравнять — такова позиция авторов реформы ЖКХ. Пренебречь этим непросто. Ведь из Фонда содействия реформированию ЖКХ Липецкая область в 2009 году получила 1634 миллиона рублей, которые направлены на капитальный ремонт и переселение из ветхого и аварийного жилья. Одно из условий участия регионов в этой программе — как раз выравнивание тарифов для организаций и населения. Поэтому, если мы откажемся его соблюдать, то рискуем не получить денег на капремонт зданий и переселение граждан. С 1 января 2011 года тарифы должны стать равными.

Электроэнергия: условия определяют в Москве

То, каким будет тариф на электроэнергию, определяется в основном на федеральном уровне. Впрочем, некоторые полномочия в этом вопросе делегируются региональным властям.Федеральная служба по тарифам устанавливает коридор, в границах которого субъекты Федерации вольны определять размер платежей для населения на своей территории. Так, на 2010 год коридор для Липецкой области определен в следующих границах: надо увеличить тариф на  9—11 процентов по отношению к тому, который действовал в 2009 году. Кстати, в этом году рост тарифа для населения наименьший за последние несколько лет. Так, в предыдущем году предлагался коридор в 22—25 процентов повышения, до того он находился в пределах от 14 до 17 процентов.

На федеральном уровне определяется стоимость покупки электроэнергии для сбытовых компаний на оптовом рынке, размер платы за ее транспортировку по магистральным  сетям, устанавливается цена электроэнергии на входе в Липецкую область (как и любому другому субъекту Федерации). В рамках минимальных и максимальных уровней, определенных ФСТ России, региональным регулирующим органом устанавливаются единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций. 

На региональном уровне поставками электроэнергии населению занимаются два гарантирующих поставщика — ОАО «ЛЭСК» и ООО «ГЭСК». Сбытовую надбавку для данных организаций устанавливает субъект Федерации.

Почему же федеральные власти регулярно заставляют повышать тарифы? Дело в том, что население все еще оплачивает электроэнергию по тарифам ниже экономически обоснованных величин. Разницу компенсируют прочие потребители, в основном промышленные предприятия. Мы имеем дело с так называемым перекрестным субсидированием. В Москве считают, что его надо ликвидировать. И сделать это предполагается к 2014 году. Поэтому цифры в этой графе квитанций на оплату коммунальных платежей и увеличиваются год от года.

Вода: цена занижена

Тарифы на воду устанавливают как региональные власти, так и местные. В большинстве районов области их размер определяет региональная власть. Но шесть территорий действуют самостоятельно. Они получают такое право, если в каком-либо поселении доля отпуска воды составляет подавляющую часть от общерайонной величины. Так, в городе Грязи отпуск воды превышает 80процентов от общерайонного, поэтому определением тарифа на воду на этой территории занимается администрация города.

Исторически сложилось так, что тариф на воду был сильно занижен. При этом некоторые муниципалитеты не пересматривали его годами.

Причем реально воды потребляется гораздо больше, нежели предусмотрено по нормативу. Особенно это касается сельских районов. Там много домов с приусадебными участками, поливают их питьевой водой, текущей из крана. Расчеты показывают, что на огороды уходит до трех четвертей всей потребляемой на селе воды. А на питьевые нужды, которые и предусмотрены нормативом, — только одна четверть. Поэтому самые большие убыткиводоснабжающие организации терпят именно в сельских районах.

Убыточное предприятие сталкивается с рядом трудностей. Например, загрязняются водоносные горизонты, и становится необходимо бурить новые скважины. А поскольку нет прибыли, то и денег на такие работы тоже нет. Трубы по 60 лет лежат в земле, а средств  даже на плановый ремонт тоже нет.

Проблему можно решить благодаря установке приборов учета, на что неоднократно обращал внимание глава администрации Липецкой области Олег Королев. Тогда предприятия, занимающиеся водоснабжением, смогут наладить сбыт по принципу: «потребил — заплати». Поэтому областные власти нацеливают их на то, чтобы навести порядок в этой сфере и прекратить безучетное потребление воды. С появлением прибыли у водоснабжающих организаций можно ожидать прекращения роста тарифов на этот природный ресурс.

Содержание жилья: торг здесь уместен

Цена услуг по содержанию жилья государством не регулируется, она является договорной между управляющими компаниями (или ТСЖ) и собственниками жилых помещений. Ни у субъектов Федерации, ни у муниципалитетов нет полномочий влиять на ее формирование. Размер платы в данном случае должен находиться в прямой зависимости от объема оказанных услуг. Если жильцы не желают довольствоваться минимальным набором услуг (уборка подъездов, вывоз мусора), а хотят, к примеру, чтобы в подъездах были установлены современные качественные двери и окна, а во дворах оборудованы детские площадки, они должны вносить предложения в управляющую компанию и быть готовыми к увеличению расходов по графе: «содержание жилья».

Практика показывает, что основная проблема здесь — в отслеживании финансовых потоков, поступающих в распоряжение управляющих компаний. Они должны выполнять именно тот объем работ, за который собрали деньги с жильцов. Кто должен следить за правильностью и обоснованностью расходов? Исходя из логики договорных отношений, получается, что сами жильцы.

Как раз сейчас, в фев­рале—марте, управляющие компании должны отчитаться перед жильцами о своей работе за 2009 год, предъявить им полные сведения о поступлении средств и их расходовании. Сделать это они должны на общем собрании, которое организуется собственниками жилых помещений. Областное управление энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства со своей сто­­­ро­­­­ны намерено поспособствовать жильцам в организации таких собраний, заверил Владимир Чунихин. В частности, предлагая муниципалитетам предоставить помещения для их проведения. Для этой цели вполне можно использовать здания общеобразовательных школ, Домов культуры. Проведение собраний поможет жильцам лучше понять, как управляющая компания тратит их деньги, и, не исключено, оптимизировать договорные отношения с ней. Либо жильцы, выслушав отчет, и вовсе решат сменить управляющую компанию, на что у них есть полное право.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

К проблеме контроля  за тарифами в сфере ЖКХ  подключилась Общественная палата области.  Как сообщила редакции «Липецкой газеты» ее председатель  Валентина Кисенко, ОП региона повторно  обратилась к  министру регионального развития России Виктору Басаргину с  просьбой ускорить  принятие соответствующих документов о введении в действие  новых правил  предоставления коммунальных услуг населению и расчетов по ним.

Источник:http://www.lpgzt.ru