Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель правления ТСЖ «Лесной», капитан Клуба «Большая 10-ка», г.Пермь

Сотонин Илья, Директор по развитию УК "Лига ЖКХ", г. Екатеринбург

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Реформа ЖКХ зачахла в регионах

Реформирование отрасли ЖКХ в регионах РФ захлебнулось. Попытки местных властей выполнить нормы законодательства и переложить бремя расходов за коммунальные услуги на население пресечены федеральными властями. В итоге — население не только платит меньше, а вообще перестает платить за услуги, раз «президент сказал». Финал этих событий — банкротство муниципальных образований, обслуживающих жилой фонд организаций, проблемы подготовки домов к отопительному сезону и крах жилищно-коммунальной реформы в целом.

 

Великая депрессия
Муниципальные советы депутатов Ленинградской области установили повышенные тарифы на тепло и горячую воду в соответствии с ценой поставщиков энергоресурсов. То есть почти 100%.  Из этого не вышло ничего хорошего — буря «справедливого» народного гнева и моментальная реакция вышестоящих властей, начиная от губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова и заканчивая  администрацией президента.

Вкратце напомним, как было дело. В  Луге в конце ноября прошлого года совет депутатов принимал решение о повышении тарифов на отопление и горячую воду на 40 процентов и повышение стоимости воды на 50 процентов. Но на практике повышенные тарифы были введены в январе. У населения случился шок, и если раньше жители оплачивали 60–70% от стоимости коммунальных услуг, то после повышения сборы резко сократились до 10%.

Интернет-блог Валерия Сердюкова буквально пестрил жалобами от людей, которые совершенно логично возмущаются, мол, почему они должны оплачивать почти 100% от стоимости коммунальных услуг при тотальном развале местного жилищно-коммунального хозяйства. Что касается муниципальных советов, то здесь своя логика —  в местном бюджете попросту нет средств не то чтобы на модернизацию ЖКХ, но даже на отопительный сезон.
«Дотационная часть на весь отопительный сезон в нашем районе составила 1 млн 600 тысяч рублей. У нас было два варианта — либо ввести 100%-ную оплату ЖКУ, либо закончить отопительный сезон в феврале», — объясняет сложившуюся ситуацию Григорий Феклистов, глава администрации  Волошовского сельского поселения Лужского района.

По его словам, собственная доходная часть местного бюджета очень слабая и составляет всего 25%. В районе есть мелкое частное производство, крупные же объекты отсутствуют. Потому район вынужден сидеть на дотациях. Картина типичная для большинства российских регионов.

«Есть такое понятие, как депрессивный район. В нашем районе  порядка десяти таких МО и многие сельские муниципальные образования сегодня не готовы самостоятельно вести жилфонд и претворять в жизнь положения реформы ЖКХ так, как это прописано в законе. И хотя сегодня регионы могут отправлять заявки в Госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ»  и претендовать на получение средств из фонда на ремонт ветхого и аварийного жилья, но положения закона  № 185  «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ставят одним из условий переход на стопроцентную оплату ЖКУ, чего у нас как раз и не было», — говорит Григорий Феклистов.

Настаивая на том, чтобы муниципалы не повышали тарифы населению, федералы обещали помочь с дотациями. Но обещания своего не сдержали. Поэтому многие муниципалитеты сейчас находятся на грани экономической и социальной катастрофы и жилой фонд может просто оказаться не готовым к зиме.

К тому же прошло всего четыре года со времени самостоятельной работы муниципальных образований области. Социально-экономические показатели у всех абсолютно разные в виду опять-таки разных  объективных и субъективных причин. Поэтому применять ко всем одинаковые требования по тарифной политике со стороны органов исполнительной власти — глупо и несправедливо. И главное — недальновидно.

Дорого и сердито
«Переход на стопроцентную оплату услуг ЖКХ прописан на уровне федерального законодательства, — комментирует ситуацию председатель совета саморегулируемой организации «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Евгений Пургин, — без этого невозможна нормальная работа в отрасли, ее реформирование. Пока не случится перехода на стопроцентную оплату услуг населением — жилой фонд будет разрушаться, обслуживающие организации будут уходить с рынка, и цена вопроса ремонта жилья для тех же самых органов исполнительной власти вырастет в разы. Кроме того, разруха повлечет еще большее недовольство населения, чем повышение тарифов».

По мнению предпринимателей, на рынке ЖКХ проблема федеральных чиновников заключается в том, что они не проводят информационно-разъяснительную работу среди населения, не вкладывают в это средства, не думают над созданием института кредитования собственников на ремонт жилья,  а трусливо идут на поводу у недовольных людей, поощряя не только снижение тарифов, но даже и убеждая граждан «не платить, если они считают, что плата высокая».  Это преступление против самих же граждан, т. к. ведет не к спасению их собственности, а к полному ее уничтожению.

Таким образом, главным обстоятельством, тормозящим реформирование отрасли ЖКХ, по мнению предпринимателей, стало то, что с самого начала экономических реформ регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги носит политический, а не экономический характер.

Такое отношение к системе и привело к тому, что финансовых ресурсов не хватает для поддержания текущей эксплуатации, не говоря уже о проведении капитального ремонта, модернизации и перевооружения основных фондов ЖКХ.  

В результате техническое состояние жилфонда и коммунальной инфраструктуры еще более ухудшается, снижается коэффициент полезного действия мощностей, растут потери энергоносителей. В конечном итоге увеличиваются расходы, которые приходится оплачивать населению и бюджетам всех уровней.

Федералы не могут решиться
На сегодня жилищно-коммунального хозяйства как единого объекта управления уже не существует ни на федеральном, ни на региональном уровне. Отрасль ЖКХ лишь формально относится к исключительной компетенции органов  местного самоуправления в регионах, но в реальности по-прежнему находится в зависимости от решений вышестоящих органов власти.

Современная стратегия реформы ЖКХ установлена подпрограммой «Реформирование и модернизация ЖКХ Российской Федерации», принятой правительством еще в ноябре 2001 года.

В ней определены основные подходы и экономические принципы, необходимые в этом секторе преобразований. Основной целью подпрограммы является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат и адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Решение поставленных подпрограммой задач предусматривает поэтапность их исполнения. При этом только обязательность и полнота выполнения комплекса мероприятий одного этапа обуславливает возможность перехода к следующему. Если основные задачи программы будут выполнены, то, начиная с 2011 года, устойчивое развитие жилищно-коммунального комплекса будет продолжаться уже без использования программных методов на федеральном уровне.

Но сегодняшняя реальность ставит эту перспективу под сомнение. Первый этап подпрограммы остался незавершенным. И, естественно, что выполнение последующих этапов откладывается на неопределенное время. Изначально предполагалось, что к 2003 году будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной отрасли с переводом стоимости ЖКУ на стопроцентную оплату населением. Однако до сих пор этого не случилось и вряд ли случится в ближайшем будущем, о чем наглядно свидетельствует положение вещей в сфере ЖКХ в большинстве российских регионов. 

СПРАВКА
ЖКХ России:
- это более 52 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности, на которых работает 4,2 млн человек;
- это ежедневное предоставление услуг (работ) на сумму свыше 2 млрд рублей, что составляет около 8% стоимости валового внутреннего продукта страны;
- это ежегодный прирост объемов работ и услуг на 25%, обусловленный приемкой объектов от ведомств, ростом тарифов, вводом новых объектов и большими потерями в связи с ростом износа основных фондов.

Источник: http://www.konserg.ru