Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов-3», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления ТСЖ "Советская 24", г. Кострома

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, Железнова Любовь Сергеевна, ТСЖ "Вече", г. Великий Новогород

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Горбунов Виктор Леонидович «Создание ТСЖ «Волжские огни»., г. Нижний Новгород

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Оплата ЖКХ. Текущие проблемы и ближайшие перспективы

Главной головной болью большинства россиян продолжает оставаться оплата услуг ЖКХ, и с каждым годом эта боль оказывается все мучительнее. Даже в те годы, когда инфляция притормаживает, коммунальные тарифы словно и не замечают этого приятного для российской экономики явления и продолжают расти, расти и расти.

При этом постоянный рост платежей никак не влияет на качество предоставляемых услуг, а принцип формирования тарифов остается страшной тайной для всех, включая потребителей этих услуг. Вернее, в первую очередь для них.

«Монетизация» тарифов на оплату ЖКХ

Как утверждают авторы жилищно-коммунальной реформы, и в советские времена, и даже в 90-е годы в постсоветской России потребители платили лишь 3-5% от реальной стоимости услуг ЖКХ. Остальное покрывалось из бюджетных средств государством.

А потому вполне логично рано или поздно должна была созреть идея о 100-процентной оплате ЖКХ непосредственно потребителями, чтобы снять с государства это непосильное бремя. Проблема только заключалась в том, что оно было непосильным и для большинства потребителей.

Тем не менее, решение было принято. И полный переход на 100-процентную оплату ЖКХ должен по всей Руси великой был состояться как раз к началу нынешнего 2010 года. Одновременно было отменено и так называемое перекрестное субсидирование, когда предприятия платили по завышенным тарифам, за счет чего удавалось компенсировать часть тарифов для населения.

Однако многие регионы до сих пор не решились перейти на 100-процентную оплату. Среди них, скажем, и Москва. Другие же решили сделать это решительным финишным рывком, затягивая принятие непопулярных решений до последнего.

В итоге с января 2010 года в некоторых регионах зафиксирован рекордный рост тарифов на оплату ЖКХ. По данным вице-премьера Дмитрия Козака, в Перми услуги ЖКХ подорожали сразу на 93 процента, в Иркутске – на 61 процент, а в Курске – на 54 процента. Причина кроется как раз в переходе на 100-процентную оплату.

Ручное управление

Между тем жители регионов, давно перешедших на этот вариант, были жестоко обмануты в своих надеждах. Рост тарифов на оплату ЖКХ и здесь ничуть не притормозился и шел практически в ногу с остальной территорией России.

По данным все того же Дмитрия Козака, которого спешно бросили тушить пожар недовольства, в среднем рост коммунальных тарифов составил по России в 2010 году около 15%, то есть даже ниже максимально разрешенных параметров. При этом газ должен был в течение года подрожать дважды: в первом квартале – на шесть процентов, во втором – еще на 11 процентов.

Скажем, по Центрально-Черноземному региону картина довольно разнообразная. Плата за водоотведение и холодное водоснабжение в Тамбове поднялась на 12,9%. В то же время в Курске и Липецке ее рост превысил 40%, а в Белгороде всего на десятую долю процента не дотянул до критической 25-процентной отметки.

Там, где рост тарифов на оплату ЖКХ превысил установленную правительством планку в 25 процентов, их урегулировали в режиме ручного управления, жестко применив административный ресурс.

На сегодняшний момент механизм оплаты услуг ЖКХ регулируется множеством документов. Прежде всего, это Жилищный кодекс РФ и Правила предоставления коммунальных услуг, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года. И в этих документах обнаружилась масса дыр, которые позволяют предприятиям ЖКХ и региональным властям лихо жонглировать тарифами. Причем исключительно в свою пользу.

Рост тарифов на оплату ЖКХ

В итоге многие россияне, увидев в платежках увеличение общей суммы чуть ли не вдвое, с удивлением узнали, что в регионе у них все в порядке: предельный уровень тарифов не превышен. Как так?

Дело в том, что размер платы рассчитывается из объема фактически потребленных коммунальных услуг. А чтобы определить этот самый объем, необходимо установить приборы учета.

Если электрические счетчики худо-бедно стоят в большинстве жилых помещений, то с остальными приборами учета ситуация не так оптимистична. Предприятия ЖКХ открыто препятствуют установке счетчиков, поскольку в этом случае они лишаются возможности взимать плату за все свои потери непосредственно с потребителей.

Вариантов давления на потребителя коммунальных услуг огромное множество. Можно, например, заставить покупать счетчики только у аффилированных с коммунальщиками структур по бешеным ценам. А можно игнорировать показания индивидуальных счетчиков, пока не будут установлены общедомовые счетчики. В итоге в разрешение подобных конфликтов повсеместно приходится вмешиваться прокуратуре.

При отсутствии показаний приборов учета расчет оплаты ЖКХ идет по нормативам, которые устанавливают либо муниципалитеты, либо региональные власти. В 2010 году этим воспользовались многие органы местного самоуправления. Повысив, скажем, тариф на холодное водоснабжение на положенные 15-20%, одновременно в полтора-два раза увеличили норматив потребления.

Будущее туманно

Тем не менее, стало понятно, что бесконечно повышать тарифы на оплату ЖКХ уже невозможно. Доля коммунальных платежей в доходах многих россиян достигла критического объема. Не помогают даже субсидии льготным и малоимущим категориям населения. Ведь коммунальные льготы в большинстве регионов также прошли процедуру монетизации (скажем, в Санкт-Петербурге льготы по оплате услуг ЖКХ были переведены в денежную форму с января 2010 года). Теперь всем льготникам приходится оплачивать полную сумму, и лишь потом, спустя какое-то время, приходит сумма субсидии.

Все это приводит к росту неплатежей (в том числе и со стороны бюджетных организаций) и поиску оптимального механизма регулирования тарифов. Например, при недавнем обсуждении концепции комплексной программы модернизации и реформирования ЖКХ было предложено заморозить тарифы на три года либо установить их фиксированный незначительный рост сразу на три года вперед.

Премьер-министр РФ Владимир Путин поднял вопрос о необходимости создания абсолютно прозрачного механизма формирования тарифов на оплату услуг ЖКХ, информация о которых должна быть доступна всем гражданам. А глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев настаивает на ужесточении наказания за сверхнормативный рост тарифов.

К сожалению, одновременно идет и другое обсуждение – законопроекта «О федеральном и региональном фондах капитального ремонта многоквартирных домов», в котором предлагается уже с 2012 года ввести в платежки отдельную графу «на капремонт». Деньги это будут немалые, а уходить они будут в некие обезличенные фонды.

Источник: http://www.klerk.ru