Ожидается, что в ближайшее время в саморегулируемую организацию (СРО) вступит достаточное количество участников для проведения учредительного собрания. Многие вопросы деятельности нового объединения еще нуждаются в подкреплении нормативными документами. В первую очередь надежды возлагаются на законопроект "О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами", внесенный на рассмотрение в Госдуму РФ.
Отмечу, что несмотря на массу действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства законов и подзаконных документов, правовые лакуны продолжают существовать, причем образовались они не где-то на периферии системы, а касаются самого что ни на есть ядра взаимоотношений государства, собственников жилых помещений и управляющих организаций.
Как констатируют специалисты, ни Градостроительный кодекс, ни Жилищный кодекс не раскрывает такие основополагающие для системы понятия, как "капитальный ремонт", "текущий ремонт", "управление", "эксплуатация", "жизненный цикл здания и сооружения".
Спрашивается, как должна функционировать такая система и можно ли ее воспринимать в качестве полноценной системы? И как при таком раскладе рассуждать о зонах ответственности?
Автор законопроекта, председатель Комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский прокомментировал для СМИ основные положения законопроекта, его цели и задачи.
По словам депутата, "проект федерального закона направлен на формирование открытого, профессионального и качественного рынка в сфере предоставления услуг по управлению зданиями и сооружениями путем описания в законодательстве предмета и состава деятельности по управлению зданиями и сооружениями в целях обеспечения их безопасной эксплуатации, описания субъекта, занимающегося такой деятельностью, и создания института саморегулирования в сфере управления недвижимостью".
Законодатель констатирует, что в соответствии с действующим законодательством (статья 210 Гражданского кодекса РФ, статья 158 Жилкодекса) бремя содержания многоквартирных домов возлагается на собственника. При этом, по данным Росстата, доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, составила около 80%.
Между тем культура несения этого бремени находится на низком уровне. "Уникальность и сложность ситуации заключается в том, что, несмотря на наличие юридических предпосылок, на данный момент в большинстве домов нет социально активных собственников квартир, готовых взять на себя ответственность перед своими соседями-собственниками и начать решать вопросы, связанные с управлением их общим имуществом", - поясняет Виктор Плескачевский.
"Приход частных управляющих компаний вызывает у граждан определенные опасения в части гарантий их состоятельности, надежности и профессионализма", - не без оснований утверждает депутат. - Кроме того, сегодня формирование данного сегмента рынка практически не регулируется и не контролируется со стороны государства".
Последнее является причиной халатности и злоупотреблений, добавим от себя. Законодатель же столь категоричен и принимает во внимание тот факт, что для многих компаний область управления - это абсолютно новое направление деятельности, однако в силу отсутствия опыта, знаний, профессионализма, отсутствия современных стандартов и правил такая деятельность может привести к негативным, а, в определенных случаях, к необратимым последствиям.
Создание СРО в этой сфере позволит, по мнению специалистов, сформировать систему отраслевых стандартов качества для управляющих организаций; систему профессиональной ответственности, в том числе имущественной (формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации и обеспечение страхования ответственности управляющих организаций - членов саморегулируемой организации); систему контроля за деятельностью управляющих организаций и саморегулируемых организаций; создать для потребителей услуг возможность выбора управляющей организации исходя из показателей эффективности деятельности различных саморегулируемых организаций; устранить неопределенность со статусом и положением управляющих организаций, ТСЖ, ЖК и ЖСК, их функциями и ответственностью; обеспечить публичность и прозрачность деятельности управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК путем раскрытия информации согласно соответствующим требованиям со стороны государства.
Что ж, остается только дождаться, пока СРО начнет действовать. Станет ли организация работающим инструментом, можно будет оценить на практике.
Источник: http://www.e-vid.ru