Ликвидация ТСЖ как класса? Смешивание политики и жилищного хозяйства? Читаем обновленный Жилищный кодекс вместе с Евгением Пургиным, юристом, руководителем СРО в сфере ЖКХ. Дума приняла поправки 13 мая, документы подписаны президентом, и, по сути, мы уже какое-то время живем в новых условиях. Правда, в каких именно – то есть куда бежать и что спасать? – неясно.
Начнем с многострадальной 20-й статьи. В ней появляется часть 3, которая разрешает органам исполнительной власти – и даже обязывает их – проверять деятельность ТСЖ. Например, соответствует ли устав российскому законодательству, правомочны ли были решения собрания и так далее. Даже выборы председателя правления будут проходить под контролем.
В случае если обнаружатся нарушения, уполномоченные выпишут предписание – исправить в шестимесячный срок, а далее они имеют право подать в суд. Причем проверяющие могут требовать не только признания решения общего собрания незаконным, но и ликвидации ТСЖ, если оно образовано не по закону. Статья 138 добавляет: каждый первый квартал года в органы исполнительной власти посылается копия реестра всех членов ТСЖ.
«Из-за этой поправки в жилищное хозяйство придет политика, усилится коррупция, – считает Евгений Пургин. – И если эти (неясно, какие именно), органы исполнительной власти всерьез возьмутся за дело, то возникает еще вопрос: за чей счет они будут работать и проводить все эти проверки?».
Меняется статья 116, посвященная сотрудникам жилищных кооперативов. Председателем, ревизором, даже бухгалтером теперь не смогут стать судимые за умышленные преступления (ну это, положим, ладно). Однако к ним фактически приравняли лиц, которые занимали похожие должности в руководстве или бухгалтерии ряда организаций. И вот здесь читателей нового Жилкодекса охватывает изумление. Потому что в список организаций попали строительные, занимающиеся капитальным ремонтом, реконструкцией, инженерными изысканиями для строительства, архитектурно-строительного проектирования – в том случае, если они исключены из СРО или обанкротились. «Специалисты именно из этих сфер, с таким опытом и нужны в ТСЖ! И как вообще связаны конкретные физические лица и их прежние места работы?» – удивляется Евгений Пургин. Выходит, что на плечи бухгалтера возлагается ответственность за судьбу всей фирмы. Если она банкротится – он что, получает «волчий билет»? И что делать с теми организациями, которые не вступили в СРО? Не станет ли это причиной, по которой в СРО вообще не захотят вступать?
Статья 136 и вовсе требует, чтобы протокол собрания, на котором организуется ТСЖ и утверждается устав, подписывали все принимавшие участие в собрании собственники жилья. Тут же отмечается, что ТСЖ может быть создано в нескольких многоквартирных домах (с общими коммуникациями, инфраструктурой и т. д.)… при условии, что квартир в сумме будет не более чем тридцать. Цифра явно взята с потолка, а речь идет об очень маленьких многоквартирных домах. «А если в сумме 32 квартиры? – задается вопросом Евгений Львович. — Дискриминация какая-то! И тут же кое-что новенькое для коттеджных поселков: на создание ТСЖ должны быть согласны все собственники, а для избрания председателя требуется две трети голосов «за». Сложно!».
По той же 136-й при государственной регистрации ТСЖ нужно будет предоставить не просто протокол общего собрания и устав, но и сведения о голосовавших, в частности о том, какая доля общей собственности им принадлежит. Люди неохотно дают любую информацию, тем более личную и финансовую, в больших многоквартирных домах возникнут проблемы со сбором сведений. А потом, как это сочетается с требованиями Закона о защите персональных данных?
140-я статья затрудняет разделение ТСЖ, образованного в нескольких многоквартирных домах: на это придется выпрашивать согласие соседей.
Статья 143 вводит нечто новенькое: теперь обжаловать решения ТСЖ в суде имеет право не только член товарищества, но и вообще любой собственник жилья. «Не членам» отныне вообще доступно многое: знакомиться с бумагами ТСЖ, в том числе уставом и финансовой документацией, предъявлять требования к качеству услуг и работ… Не являться членом ТСЖ, похоже, становится все выгоднее.
В целом, порадовало немного статей. 142-я, к примеру, делает законными ассоциации ТСЖ, а 160-я пытается стимулировать неплательщиков ликвидировать свои долги (иначе не будет компенсаций).
И о главном. Нет, председателей не лишают права получать зарплату. Им не разрешено только заключать с ТСЖ трудовой договор. А зарплату – можно. Как-нибудь.
Организовать новое ТСЖ под пристрастным присмотром(?) исполнительной власти в соответствии с новыми ограничениями и правилами будет сложно. В сферу, и так испытывающую кадровый голод, закрыли дорогу целой категории профессионалов. И гарантировали правлению беготню за собственниками – чтобы те подписали протоколы, дали личные сведения и т. д. Вмешиваться в работу существующих ТСЖ будут исполнительная власть и собственники – не члены ТСЖ с угрозой доведения до суда. А каждое товарищество и так вязнет в процессах с неплательщиками. Теперь времени на собственно обслуживание дома станет еще меньше, а вот возможностей для собственников, которые не являются членами ТСЖ, наоборот, больше. Главный вопрос, к которому подталкивает правленый Жилищный кодекс: а зачем тогда вообще мучиться с ТСЖ?
«Эта форма управления многоквартирным домом спокойно существует в других странах, а мы зачем-то ужесточаем требования к ТСЖ, еще не научившись жить по старым правилам, – считает Евгений Пургин. – Но раз уж поправки приняты, придется как-то жить по новым нормам. А для начала в них как следует разобраться…».
Тем, кто полагает, что поправки ограничатся фактическим уничтожением ТСЖ, рано успокаиваться. Выбор управляющей компании также нужно будет согласовывать с местной администрацией, органы исполнительной власти могут подать в суд и требовать признать недействительным контракт с УК. А если собственники не создали ТСЖ, придется выбирать совет. Причем если в течение года собственники не договорятся, то осенью 2012 г. органы местного самоуправления проведут собрания и проследят, чтобы совет таки появился. Кстати, регистрировать советы не требуется. В связи с этим вопрос: не появится ли в доме два или три таких «совета» под предводительством Бендера? Председатель совета (героическая личность, поскольку про его зарплату в законе ни слова) на основании доверенностей (то ли одной общей, то ли нескольких; то ли со всех собственников, то ли с части) будет заключать договоры на работы и услуги. Акты приемки подписывать тоже ему. Правда, если в доме больше 12 квартир, совет полномочен разве что нанять управляющую компанию.
Источник: http://www.konserg.ru