(продолжение темы)
Процесс познания имеет характерную тенденцию. Сначала о чем-то новом не знает никто, спустя какое-то время об этом новом кто-то уже что-то слышал, но не знает точно что и где. Спустя какое-то время об этом новом уже все знают, а если находится какой-то чудак, который об этом слышит впервые, все над ним подсмеиваются: «Как, Вы об этом еще не знаете? Так об этом уже все знают!»
Точно так же и в нашем случае: уже несколько домов в Москве точно знают, что они – миллионеры.
Ровно год назад публикация в нашем журнале с аналогичным названием вызвала определенное недоумение в определенных кругах: «Как, разве такое возможно?». А крупные и не очень крупные специалисты – все в один голос утверждали: даже если и получится зафиксировать факты нарушений, то высудить у теплоснабжающей организации возврат излишне полученных денег за избыточно поставленную тепловую энергию не получится ни за что на свете!
Напомним, что речь идет о пресловутом «перетопе». Или, как это правильно было бы называть – избыточной поставке тепловой энергии в превышение температурного графика.
Существует досужее мнение, искусственно поддерживаемое в нашем сознании теплоснабжающими организациями, что с этим явлением ничего поделать нельзя: инженерные схемы теплоснабжения таковы, что инерционность системы теплоснабжения не позволяет оперативно реагировать на изменения погодных условий. А кроме того, давление в трубопроводах и температура теплоносителя должны быть таковы, чтобы самый последний дом в транзитной цепочке получил соответствующее нормам теплоснабжение, а по сему – самому первому дому на транзите достается по полной и даже вдвое больше чем нужно. Соответственно общедомовый прибор все это полученной, в том числе и сверх потребности, зафиксировал, управляющая организация по счетам тепловикам все отпущенное оплатила, а граждане – возместили сполна потраченное управляющей организации. За всё, в конечном счете, расплачивается конечный потребитель, т.е. гражданин, который никоим образом не в состоянии повлиять ни на количество, ни на качество, поскольку не обладает должной мерой воздействия. Единственное, что может гражданин – обратиться в управляющую организацию с жалобой на некачественные коммунальные услуги, и попытаться зафиксировать чрезмерно высокую температуру в жилых помещениях. Скажем, 30 градусов по Цельсию и иногда даже выше, если прикрыть фрамугу или настежь распахнутую балконную дверь.
Примерно такая картина наблюдалась на протяжение последних лет во время всего отопительного периода с октября по апрель в упомянутом ранее, в предыдущей публикации, ЖСК «Нальчик». В этом доме температура в трубах и батареях отопления была такой, что плавились шторы на окнах, если они были из синтетической ткани. Как выяснилось в результате неоднократных обращений, совещаний, комиссионных обследований и длительной переписки - теплоноситель в данный многоквартирный дом подавался с нарушением режима поставки, т.е. с превышением максимально допустимой температуры для данного жилого здания, что вообще-то является не только нарушением условий договора теплоснабжения, но и серьезным нарушением регламентов технической безопасности.
Настойчивость председателя ЖСК, Галины Кожуховой, подкрепленная поддержкой специалистов Ассоциации ТСЖ и ЖСК, привела к тому, что подразделение ОАО МОЭК, ответственное за эксплуатацию тепловых сетей, в срочном порядке произвело переналадку оборудования в ближайшем ЦТП, после чего жителями данного дома и еще трех точно таких же домов, включенных в общую цепочку теплоснабжения, отмечены существенные качественные изменения. Режим поставки тепловой энергии снова вернулся в свои положенные показатели 105/70, вместо самовольно установленных тепловиками 120/70, а комнатная температура стала действительно «комнатной», а не «банной». В денежном же выражении такая вольность теплоснабжающей организации обошлась ЖСК «Нальчик» за три последних года в лишние 3 миллиона трудовых рублей.
Денег, как известно, лишних не бывает, и в таком случае: либо теплоснабжающая организация производит перерасчет за излишне поставленную энергию, либо стороны встречаются в суде. Перерасчет ОАО МОЭК, понятно, делать отказался, а что касается суда – сильный суда не боится. Не побоялся этого и московский поставщик тепла: мол, пойдите и попробуйте доказать свою правоту.
«Если меня Ассоциация ТСЖ и ЖСК не бросит, то я пойду до конца!» - решилась Галина Юрьевна. И не ошиблась: арбитражный суд города Москвы, выслушав стороны и исследовав материалы дела № А40-47693/14, нашел иск ЖСК «Нальчик» к ОАО МОЭК подлежащим удовлетворению, поскольку судом установлено нарушение параметров теплоснабжения многоквартирного дома, допущенное ответчиком. Факт перевода центрального теплового пункта (ЦТП), снабжающий данный многоквартирный дом, на температурный график отпуска тепловой энергии с параметрами теплоносителя 120-70 подтвержден материалами дела, что, по мнению суда, является нарушением п.Б.1. Приложения «Б» СНиП 41-01-2003 (утв. постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115), согласно которому в жилые дома с водяной системой отопления, не оборудованной элеваторными узлами (элеваторный узел - устройство смешения теплоносителя подающего и обратного трубопроводов для снижения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе), запрещается подавать теплоноситель с термодинамическими параметрами, превышающими температурный график 105-70.
Факт нарушения температурного режима подтверждается температурным графиком отпуска тепловой энергии с ЦТП 120-70, по которому снабжался данный МКД с января 2011 г. по август 2013 г., тогда как система отопления данного многоквартирного дома не оборудована в силу проекта элеваторными узлами, что подтверждается проектной документацией.
В связи с тем, что в выставленных счетах ОАО МОЭК учитывал только объем поставленной тепловой энергии, без учета нарушений качества поставки тепловой энергии, и не учитывались отклонения параметров качества от нормируемых законодательством и договором согласно требованиям норм и правил, действующих в сфере теплоснабжения, судом такой порядок расчета признан ненадлежащим. ЖСК «Нальчик» представил в суд расчет, выполненный по данным приборов учета и подтвержденных автоматической системой контроля качества поставляемой тепловой энергии АСКУРДЭ НИИ ИТ-ЭСКО, из которого следует, что за этот период подлежит оплате тепловая энергия на сумму - 1 447 404,82 руб. Кооперативом за период с января 2011 по август 2013 года произведена оплата в сумме 4 387 130,82 руб. Таким образом сумма переплаты на 01.09.2013 года составила - 2 939 726,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-47693/14 порядок расчета Открытого акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания (ОАО «МОЭК») за поставленную тепловую энергию для нужд отопления за период с января 2011 по август 2013 г. признан необоснованным и несоответствующим законодательству о теплоснабжении; суд обязал ОАО «МОЭК» произвести перерасчет за поставленную в этот период тепловую энергию с учетом отклонения от нормируемых параметров качества, а излишне оплаченные ЖСК «Нальчик» денежные средства в сумме 2 939 726 руб. зачесть в счет текущих и будущих платежей за поставленную тепловую энергию.
Точка в этом сложном деле пока не поставлена. Предстоит еще разобраться с надлежащим качеством горячей воды. Об этом и других «хитростях» теплоснабжающих организаций мы расскажем в следующих заметках.
Судебное решение по делу № А40-47693/14
Скачать или Посмотреть