Лопатина Людмила Николаевна, Председатель ЖСК № 1390, г. Санкт-Петербург

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

В. Б. Сокова, председатель ЖСК-92, Тверь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Васенин Михаил Николаевич , заместитель председателя «ЖСК-1» , г. Пермь

Марина Вадимовна Репина, заместитель генерального директора ООО «УК "Проспект-Эко", г. Пермь.

Ваха Хамзатович Дударов, генеральный директор УК ООО «РЭП-17», г. Тверь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

О. В. Новикова, председатель ТСЖ «Гагарина, 105», Нижний Новгород

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Выступление на заседании президиума Государственного совета

Сегодня, 23 ноября 2010 года, в городе Сыктывкаре состоялось заседание Президиума Государственного Совета РФ по вопросам развития современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которое было посвящено развитию жилищно-коммунального хозяйства России.

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

На заседании президиума Государственного совета по вопросам развития современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. С Помощником Президента Александром Абрамовым.Как мы с вами и договаривались, сегодня мы посвятим наше заседание президиума Государственного совета развитию жилищно-коммунального хозяйства.

Если вы обратили внимание, я сейчас стараюсь таким образом выстраивать свой рабочий график, чтобы, скажем, месяц или некое большее количество времени специально направленно посвящать одной теме, потому что, как показывает опыт, это даёт определённый эффект, когда все вместе, что называется, в одном направлении двигаются.

Поэтому в рамках работы по развитию ЖКХ мы с вами уже кое-что обсуждали, тем более что качество коммунальных услуг, обоснованность роста тарифов, всякие проблемы, которые возникают вокруг ЖКХ, волнуют практически всех граждан нашей страны.

С кем бы я ни общался и в режиме прямого контакта, когда езжу в регионы, с людьми на улицах разговариваю, и в режиме видеоконференций, например, вчера, больше всего вопросов всегда задают по ЖКХ. Поэтому жалоб на эту сферу предостаточно, проблем предостаточно и идей немало, как улучшить работу.

В октябре на заседании Совета по развитию местного самоуправления мы говорили о реформировании системы управления жилищным фондом и тех трудностях, с которыми связано становление института управляющих организаций. И действительно, у нас нередки случаи, когда управляющие организации исправно собирают деньги с потребителей, несвоевременно оплачивают поставленные коммунальные ресурсы. Необходимо, безусловно, чётко определить стандарты их деятельности и требования по качеству предоставляемых услуг.

Первым шагом в этом направлении стало недавнее утверждение Правительством порядка раскрытия информации такими организациями. Сегодня Госдума в первом чтении по моему поручению будет рассматривать отдельный законопроект, касающийся именно стандартов качества и ответственности управляющих компаний.

Напомню, что в соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса сами граждане определяются со способом управления многоквартирным домом. И у нас практически больше 80 процентов людей уже свой выбор сделали. При этом часть людей выбрала непосредственное управление – это приблизительно треть собственников, а часть людей выбрала управляющую организацию – это около 40 процентов. Преимущества и недостатки таких схем можно ещё раз посмотреть.

Сегодня, находясь здесь, в Сыктывкаре, я тоже посетил одно из жилищных товариществ и по итогам осмотра и беседы позвал председателя жилищного товарищества к нам на заседание. Полина Яковлевна обещала рассказать нам о том, какие проблемы существуют в этой сфере, – что называется, информация от непосредственных тружеников этой сферы. Так что давайте послушаем.

Теперь по ещё одной неотложной задаче – это проведение капитального ремонта жилищного фонда. Сегодня более четырёх с половиной миллиона граждан России проживает в ветхом или аварийном жилье, причём мы с вами понимаем – эта цифра занижена, и занижена по вполне практическим соображениям. Просто если мы реальную цифру назовём, то масштабы бедствия будут ещё больше, и в этом случае мы должны будем предпринимать очень быструю реакцию, к которой мы ещё пока не готовы, это абсолютная правда.

Поэтому мы должны, конечно, двигаться в сторону уменьшения объёма ветхого жилья и по мере возникновения экономических предпосылок переводить в этот фонд и другие жилые помещения, которые де-юре рассматриваются как нормальные, а де-факто зачастую на них страшно смотреть, в том числе и здесь, в Сыктывкаре, такие есть.

Износ жилья прямо влияет, естественно, на рост эксплуатационных расходов и перерасход коммунальных ресурсов, не говоря уже о низком благоустройстве такого жилья, особенно, конечно, это касается малых городов, сёл. По тем данным, которыми мы располагаем, в капитальном ремонте нуждаются до 40 процентов жилых домов, но, опять же, эта цифра требует ещё окончательной оценки.

Между тем до сих пор не выработано долгосрочное решение по механизмам финансирования капитального ремонта. Принятый в 2004 году Жилищный кодекс возложил эту ответственность на собственника, что, в общем, естественно, это во всём мире так, не уточнив при этом, откуда брать средства, потому что у нас собственники разные: есть те, которые способны платить, таких, к сожалению, не так много, и есть те, кто сам платить за капитальный ремонт не способен.

В качестве временной меры была создана государственная корпорация «Фонд реформирования ЖКХ», и я рассчитываю услышать от вас предложения, как решать эту задачу. И, собственно, по госкорпорациям мы тоже неоднократно разговаривали с руководителями регионов, я говорил, – все оценивают работу этой корпорации как вполне успешную и, может быть, одну из немногих государственных корпораций, результаты деятельности которой обычные граждане могут потрогать руками.

Далее. Конечно, нужно формировать и у самих собственников чувство ответственности за общее имущество. Это тоже, к сожалению, подрастратили, особенно в многоквартирных домах, и понимание необходимости нести соответствующие расходы. Это действительно то, что должно объединять людей: желание жить в чистом подъезде, пользоваться исправным лифтом, получать нормальную воду. Здесь никаких сомнений быть не должно, это действительно предмет общей озабоченности.

Но люди при этом должны быть уверены, что деньги, которые они собирают, пошли на ремонт и благоустройство именно их дома, а не были тонким слоем размазаны по беспредельного размера коммуналке в том или ином населённом пункте или просто потрачены не по назначению.

Состояние коммунальной инфраструктуры у всех нас вызывает очень серьёзную озабоченность. По экспертным оценкам, свой нормативный срок отслужили более 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства. Если сейчас этим не заняться, через 5–7 лет наступит катастрофа. Поэтому усилия, которые мы до сих пор предпринимали, нужно радикально интенсифицировать. Нужно искать деньги на это, самые разные – не только федеральные, не только региональные. Бизнес развивать, наших граждан стимулировать.

Мы уже говорили в рамках Комиссии по модернизации, которая была в Татарстане, в Набережных Челнах, о том, что повышение энергоэффективности ЖКХ – это наш приоритет. За состояние коммунальной инфраструктуры по закону отвечают органы местного самоуправления. В принципе, именно эти органы должны заниматься модернизацией коммунальной инфраструктуры, но у них очень мало на это ресурсов, создавать условия для привлечения частных инвесторов. Это нужно делать, безусловно, активнее. А органы государственной власти и регионов, и Российской Федерации должны им в этом активно помогать.

Хотел бы обратить внимание руководителей регионов и муниципальных образований на такой инструмент, как комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры. Это, кстати, требование Закона о регулировании тарифов. Они должны быть, эти комплексные программы, разработаны и увязаны с долгосрочными планами развития городов и посёлков. Опираясь на эти программы, частные коммунальные операторы могут тогда планировать инвестиции. Но пока этим инструментом пользуются лишь отдельные территории. Такие программы реализуются в считанном количестве регионов: Новосибирской области, Оренбургской области. Практически нигде больше.

Рациональное использование коммунальных ресурсов возможно только на основе их правильного учёта. Это тоже тема, которую мы неоднократно затрагивали. Однако ни муниципалитеты, ни коммунальные организации зачастую вообще не понимают, что происходит вокруг, то есть не располагают данными о реальных объёмах поставленных им ресурсов, соответственно, объёмах потреблённых ресурсов, о суммах начисленных платежей, размере задолженности.

Как результат, наши граждане, наши потребители, получают по несколько счетов. Это действует просто крайне раздражающе. Мало того, что тарифы растут, что, к сожалению, в некоторых случаях неизбежно, так ещё и приносят какие-то липовые или двойные счета. Я понимаю эмоции наших людей, а это уже наша с вами непосредственная ответственность, это даже не вопросы тарифообразования, это вопрос аккуратности счёта.

Думаю, что люди не должны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления, поэтому есть неплохая идея создания единых муниципальных баз данных. В таких базах могла бы храниться информация по всем направлениям, причём в режиме постоянной актуализации, и об объёмах поставленных ресурсов, и об истории платежей: кто как платит, у кого какие проблемы. Это должно облегчить и контроль за обоснованностью начисленных сумм. Мы это обсуждали уже на Комиссии по модернизации.

Эти умные системы учёта должны внедряться повсеместно и в максимально короткие сроки, но в то же время эти умные системы учёта должны быть рациональными, они не должны быть оторваны от практики, и они не должны приводить к росту платежей со стороны граждан, потому что, к сожалению, можно уйти и в эту сторону. Системы будут созданы, но в результате граждане будут ещё большую нагрузку нести. Это неприемлемо.

Ещё одна тема – это повышение компетентности специалистов ЖКХ. Всё усложнилось: много документов, много новых видов техники, много новых программ, поэтому в ЖКХ должны работать, безусловно, компетентные люди. Здесь нужно подумать и о курсах повышения квалификации, об обучающих программах различного рода.

И последнее по времени, но не по значимости. Все структуры – и федеральные, и региональные, и муниципальные – должны объяснять людям свою позицию, должны объяснять, что предполагается делать. Говорить и об изменениях в законодательстве, и о преимуществах современного учёта ресурсов, и о новых подходах к повышению энергоэффективности. Потому что без разъяснения этих вопросов мы будем топтаться на месте.

Начнём работу.

<…>

Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, давайте подведём итоги. В целом суждение вполне конкретное и конструктивное, имею в виду и выступления губернаторов, и выступления руководителей компаний, и выступления приглашённых.

У меня целый перечень поручений по итогам сегодняшнего заседания президиума Госсовета, я его подпишу. Тут речь идёт и о совершенствовании механизмов организации финансирования капремонта, и о гарантированном обеспечении предоставления жилищно-коммунальных услуг отдельным гражданам, имея в виду недопущение ограничений или подачи этих услуг в силу всяких обстоятельств, не связанных с их деятельностью, естественно, и о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О водоснабжении и водоотведении в Российской Федерации».

Нужно будет нормальный закон написать. Ещё этим не занимались. Срок стоит – 1 марта 2011 года. Призываю всех присутствующих – и губернаторов, и руководителей государственных и иных компаний – поучаствовать в этом.

Есть и целый ряд других идей, включая, соответственно, доработку того закона, о котором мы сегодня говорили. Надеюсь, что все присутствующие подключатся к этому.

И в рамках того, что обсуждалось. Коллеги выступали по Фонду поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Ещё раз хотел бы сказать, что действительно этот фонд себя зарекомендовал. Думаю, что, очевидно, мы примем решение о продлении работы этого фонда.

Я поддерживаю то, что сказал руководитель фонда в части того, что если у нас будет приемлемая финансовая ситуация, дополнительные доходы, то в 2011 году можно вернуться к возможности докапитализации, дофинансирования тех программ, которые существуют, потому что это важнейшая вещь.

Мы не можем дальше этим не заниматься, потому что все присутствующие знают, у всех свои дыры есть, у всех свои страшные места, в которые заходить бывает тяжело. И это единственный механизм, который начал работать.

До тех пор, пока мы не создадим механизм с использованием частных инвестиций, нам придётся как-то этот механизм использовать. Мне бы тоже хотелось, чтобы мы создали работающий механизм, который бы в плановом режиме, без привлечения каких-то капитальных федеральных ресурсов позволял решать задачи восстановления жилья, капитального ремонта и ликвидации ветхого жилья. Пока мы такой механизм только создаём. Поэтому нужно двигаться по двум направлениям. Это, собственно, то, о чём говорили коллеги, говорил Президент Татарстана.

Кстати, по поводу требований. Здесь вообще надо посмотреть требования к товариществам собственников жилья, к жилищно-коммунальным структурам, соответственно, ЖСК или к управляющим компаниям. Здесь надо одно от другого отделить.

С одной стороны, то, что говорила приглашённая Полина Яковлевна, действительно, очень странным выглядит распространение, например, на товарищества собственников жилья требований, которые относятся к коммерческим организациям. Это не коммерческая организация, и она не должна в ряде случаев восприниматься таким образом.

С другой стороны, все эти структуры оказывают услуги гражданам. И в этом смысле их статус должен быть близким. Как здесь найти золотую середину – это задача присутствующих.

И конечно, важнейшей является задача поддержки бизнесом ЖКХ. Здесь об этом все говорили. Я считаю, что нужно постараться создать работающие механизмы. Руководитель республики Вячеслав Михайлович Гайзер говорил об этих самых субсидиях, которые продолжают использоваться, в то же время идут вхолостую с учётом того, что они направляются тем гражданам, которые имеют задолженность. Это Вы имели в виду, да?

Мне тоже кажется эта ситуация странной. Это не соответствует смыслу адресности подобного рода субсидий, за что постоянно выступает Минфин. Здесь нужно всё это взвесить. Это не значит, что нужно отсечь какую-то категорию людей. Мне кажется, здесь должен действовать принцип справедливости.

Если ты получаешь субсидию, то ты плати за соответствующие услуги. А если ты не способен платить за услуги, это уже другая ситуация. Тогда при чём здесь субсидия? Мы тем самым и людям не помогаем, и всё это расходуем вхолостую. Оцените. Думаю, это полезно будет и для бюджета, и вообще для решения этой задачи.

Идея софинансирования расходов граждан по установке приборов учёта – в принципе идея неплохая, но, конечно, здесь нужно посмотреть на наши текущие возможности. Так, при наличии этих возможностей я считал бы это правильным, потому что мы всё-таки должны мотивировать и регионы, и отдельных граждан на установку современных приборов.

Это недешёвое дело. Мы это все понимаем. Но в то же время ещё более нерациональная ситуация существует сегодня, ещё более опасно сохранять ту бесхозяйственность и безалаберность, которые существуют по всей стране в смысле расходования энергоресурсов.

То, что говорила председатель ТСЖ Полина Яковлевна Некрасова. Я ещё не формулирую окончательно решение, но в том, что было сказано, есть большой рациональный смысл: и в части налогообложения, и в части соответствующего приравнивания ТСЖ к покупателям ресурсов коммунальных услуг. Я дал поручение Правительству проанализировать и внести предложения. Думаю, что если нет каких-то капитальных сомнений, то это можно было бы поддержать.

По поводу регистрации имущества, о чём говорил Михаил Анатольевич Абызов. Вообще это плохо, что у нас на 20-м году перестройки, что называется, имущество не зарегистрировано. Это просто бардак.

Дело не в том, идёт ли речь о водоканале или о чём-то другом, это то, с чем мы боремся во всех местах. Мы до сих пор не имеем картины того, чем располагает страна. Чем, ладно, располагает частный бизнес – это его ответственность, но государственные структуры, бизнес, принадлежащий государству, – это вообще никуда не годится.

Нужно эту сферу проинвентаризировать обязательно и, кстати сказать, в рамках подготовки этого законопроекта о водоснабжении и водоотведении, думаю, что это тоже можно было бы сделать.

По унитарным предприятиям – для меня тоже какая-то ситуация кривоватая. Переговорите с Правительством по поводу распространения на них 94-го закона, потому что, строго говоря, унитарные предприятия – это такие же участники рынка, как и все остальные. И по субсидиям тоже надо разбираться.

Уважаемые коллеги, перед нами стоит очень сложная задача. У нас огромная страна, очень холодная, очень северная, самая протяжённая по территории.

У нас не блестящее положение с финансовыми ресурсами, хотя, конечно, у нас их гораздо больше, чем, скажем, в 90-е годы, но нам нужно обязательно привести в порядок жилищно-коммунальную сферу. Я считаю, нам нужны нестандартные подходы, нам нужно стараться всё-таки проявлять свойственную нашему народу смекалку и изобретательность и внедрять современные системы управления, просто разбираться на месте. Как люди начинают по-серьёзному чем-то заниматься, результат есть. В то же самое товарищество я заехал, всё равно ведь ничего особенного, но экономят там и 30, и 50 процентов, и 150 процентов приводили мне сегодня цифры. И такие же разумные подходы надо проявлять и на региональном уровне, и на федеральном уровне.

Я долго занимался программой газификации нашей страны, и сейчас, естественно, держу это под контролем, занимался в практическом плане как председатель совета директоров «Газпрома». Это прекрасная программа, очень хорошая, но её нельзя понимать абсолютно буквально. У нас есть тысячи мест, куда не нужно тащить газ.

Да, у нас была очень низкая газификация села, и я лично приложил усилия к тому, чтобы прежде всего все эти трубы шли на село, это правильно абсолютно. Но когда мы тащим трубы в населённый пункт, где два дома, мы понимаем с вами – это бесхозяйственность. Что нужно делать?

Да ничего, просто тариф поменять на электричество, и сделать так, чтобы бабушки, которые там живут, просто получали соответствующие возможности, но не из газа, а из электроэнергии. Субсидируйте эти населённые пункты. Это гораздо дешевле, чем тащить туда трубы. Здесь нужно мозги включать.

Почему я привожу этот пример? Потому что это довольно распространённая ситуация по стране. И таких проблем у нас предостаточно. Нужны именно нестандартные ходы и нестандартные решения вопросов.

Я очень рассчитываю на то, что присутствующие здесь губернаторы и другие руководители именно из этого и будут исходить.

Всего вам доброго.