Владимир Федорович Мальков , председатель ТСЖ «СЕРЕДИННАЯ, 3», г. Пермь

Агеева Татьяна Александровна, председатель ТСЖ 413, г. Нижний Новгород

Гилев Александр Анатольевич, председатель ТСЖ «Ул.Снайперов,3», г. Пермь

Алексей Анатольевич Грибанов, генеральный директор ООО "УК "Пермская модель комфорта", г. Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Овчинникова Татьяна Сергеевна, управляющая ТСЖ «Вече», г. В. Новгород

Ираида Тимофеевна Малафеева, предсдеатель ТСЖ «Тбилисская, 25», г. Пермь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Кириченко Ольга Леонидовна, председатель ТСЖ «Кирова,7», г. Тверь

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Левинский Виктор Павлович, Председатель правления ТСЖ «Гвардейский», г. Красноярск

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Полюхова Анна Андреевна, ТСЖ «Экспресс-Н», г. Нижний Новгород

Шевченко Николай Александрович, председатель правления ТСЖ «ЖК «Кристалл», г. Пермь

Масальская Наталья Львовна, Председатель Правления ТСЖ  «Гагарина, 48», г. Томск

Толчин Андрей Евгеньевич,  Председатель ТСЖ  «1А», г. Нижний Новогород

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Беляков Сергей Леонидович, Директор ООО «УК «Вятка Уют», г. Киров

Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

«Системная революция в «коммуналке» может начаться с российской глубинки»

Эксперты НОСО УН констатируют – в России может быть создан прецедент эффективного решения застарелой проблемы качества предоставления коммунальных услуг гражданам, которая досталась нам в наследство от ЖКХ советского периода.

Поводом к столь серьезному заявлению стали результаты участия экспертов НОСО УН в январе 2011 года в заседании комиссии Воткинской городской Думы (Удмуртская Республика) по теплоснабжению, которая была организована для поиска ответов на два главных вопроса: «Кто виноват в некачественном теплоснабжении?» и «Что делать для того, чтобы системно решить задачу бесперебойной и качественной поставки тепла и других коммунальных ресурсов и минимизировать поток жалоб со стороны населения?»

Депутаты Воткинской Городской Думы, при участии саморегулируемой организации «Управдом» (Удмуртия), являющейся действительным членом НОСО УН, пригласили экспертов федеральной структуры на заседание комиссии специально, чтобы суммировать накопившийся за пять лет реформ общероссийский опыт урегулирования взаимоотношений между ресурсопоставляющими и управляющими организациями.

Член правления «Российской жилищной федерации», советник директора НОСО УН – Виктор Кривоносов в ходе заседания высказал мнение о том, что, на его взгляд, одним из системных шагов, устраняющих проблемы во взаимоотношениях между поставщиками тепла и управляющими организациями, мог бы стать типовой договор между РСО и собственниками жилых помещений или их представителями – управляющими компаниями, содержащий условия предоставления коммунальных услуг.

Глава Администрации Воткинска Сергей Логинов, одобрил такое решение вопроса и выступил с инициативой создать рабочую группу из числа депутатов, представителей Администрации города и экспертов НОСО УН для комплексной проработки вопроса по теплоснабжению города.

Виктор Кривоносов:

- То, что произошло сегодня – огромный успех! Фактически это демонстрация нового прогрессивного подхода к разработке публичных договоров ресурсоснабжения для всей страны. За счет простого, но крайне эффективного решения привлечь к разработке все задействованные в процессе поставки коммунального ресурса стороны, Воткинск становится первым городом в России, где проблема предоставления коммунальных услуг может быть решена на качественно новом уровне.

Заместитель председателя Совета НОСО УН Дмитрий Сурнин поддержал коллегу. По его мнению, суть произошедшего – в устранении самой причины для повседневных конфликтов управляющих и ресурсоснабжающих организаций.

Дмитрий Сурнин:

- Новый договор станет базовым элементом строительства бесконфликтных отношений между всеми участниками процесса, основанными на ужесточении ответственности каждой стороны. Ценность будущего документа определяется еще и тем, что в нем будут предельно четко регламентироваться ключевые вопросы качества предоставления коммунальных услуг, и, в первую очередь обязательное включение в договор температурного графика источников теплоснабжения.

Рабочей группе, по итогам заседания комиссии, поручено разработать положения типового договора поставки коммунальных ресурсов (а именно – отопления и горячего водоснабжения) между Воткинским МУП «КТС» и исполнителям услуг – воткинскими управляющими компаниями и ТСЖ. Эксперты НОСО УН также пообещали активно участвовать в деятельности рабочей группы.

Комментарии по теме:

Денис Назаров, исполнительный директор НОСО УН:

- Сегодня все еще не решена проблема взаимоотношений управляющих и энергоснабжающих организаций, вызванная несовершенством правового регулирования и практики применения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, называемое еще «Правилами оказания коммунальных услуг гражданам». Согласно Постановлению, управляющие организации должны приобретать коммунальные ресурсы у поставщиков и предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям (гражданам) по одинаковой цене. В результате управляющие организации не имеют собственной торговой наценки на исполнение функции администрирования, компенсации расходов на начисление и сбор платежей, отсутствует возможность компенсировать неплатежи потребителей. При этом управляющая организация несет все риски, связанные с неплатежами в ее адрес и обязана оплатить приобретенные ею коммунальные ресурсы в полном объеме, независимо от того, в каком объеме оплачены коммунальные услуги потребителями. Поставщики ресурсов, напротив, при существующей методике расчета тарифа имеют возможность не только компенсировать административные расходы, но и включать в тариф неплатежи управляющих компаний и потребителей, что приводит к увеличению стоимости коммунальных услуг потребителям.

 В конечном итоге через прогнозируемый период времени, в течение которого за счет средств собственников, предусмотренных на иные цели, управляющая организация оплачивает ресурс, последняя становится банкротом.

Самый простой вариант решения проблемы – прямые договорные отношения потребителя с поставщиком коммунальных ресурсов. Это только усилит проблему и исключит мотивацию управляющей организации к проведению энергосберегающих мероприятий на многоквартирных домах, при прямом интересе поставщиков ресурса в увеличении объема поставляемого ресурса.

Предложение НОСО УН - это совершенствование методики расчета тарифов через выделение в структуре тарифов на коммунальные услуги из общей наценки, розничную наценку для управляющей организации на функции администрирования.

Кроме этого, в целях оптимизации и снижения размера тарифов для граждан необходимо предоставить возможность объединениям управляющих организаций и ассоциациям ТСЖ участия в обсуждении при процессе тарифообразования.

Эти изменения позволят минимизировать банкротства управляющих организаций, стимулировать их к проведению энергосберегающих мероприятий на домах, и, возможно, снизить тарифы на коммунальные услуги для граждан.

 Виктор Плескачевский, председатель Комитета Госдумы РФ по собственности:

- Система СРО регулирует отношения в сфере производства товаров и услуг. Необходимы ассоциации производителей и необходимы ассоциации потребителей, которые в организованной форме, в рамках своих дискуссий и претензий должны создавать под надзором государства оптимальное поле для регулирования. И не в Роспотребнадзор надо звонить, когда нарушены ваши права, а в соответствующую ассоциацию. И не чиновники должны вас защищать, а представители ассоциации. Классическая модель выглядит следующим образом: институты потребителей и институты производителей взаимодействуют между собой, а государство – надзорный орган за этими отношениями.

 

Евгений Богомольный, зам. председателя Комитета Госдумы РФ по собственности:

- Наглядным примером, иллюстрирующим ситуацию  коммунальной сфере, является обыкновенная платежка, документ, по которому мы все платим за жилье в многоквартирных домах. Если проанализировать данные платежки, мы убедимся, что сегодня в жилищной и коммунальной сфере действует так называемый принцип «тридцать на семьдесят», то есть платежные поручения, предъявленные управляющими организациями собственникам жилья, структурно делятся именно по такому принципу – 70 процентов денежных средств уходит ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги и лишь 30 собственник отдает на непосредственное содержание и эксплуатацию общедомового имущества. И на эти деньги собственникам через закрепленные в Жилищном кодексе способы управления жильем необходимо обеспечивать комфортное и безопасное состояние дома. Получается, что когда во всех смертных грехах обвиняют управляющие организации, забывают о том, что львиная доля средств в качестве оплаты уходит не им, а ресурсоснабжающим организациям. Кроме того, с повышением тарифов дополнительный заработок получают опять же не управляющие компании, а ресурсники. Надо законодательно выравнивать этот перекос таким образом, чтобы собственники реально могли повышать комфорт и безопасность своего жилища на свои же собственные средства