Людмила Иосифовна Белогубкина, председатель правления ТСЖ «Сосновка», г. Пермь

Гилев Александр Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Снайперов 3», г. Пермь

Елена Владимировна Плешкова, ЖСК № 69, г. Пермь

Татьяна Владимировна Денисевич, председатель ЖК «Олимп», г. Тверь

Макаренко Владимир Алексеевич, председатель ТСЖ «Лесной», г.Пермь

Соболева Наталья Юрьевна, Управляющий  Товариществом собственников жилья «Сысольская-5», г. Пермь

Зоя Васильевна ЗАВОРОВСКАЯ, председатель ТСЖ «Ногина, 7», Тверь

Зрячев Сергей Анатольевич, председатель правления ТСЖ «Лидер-1», г.Нижний Новгород

Соболева Наталья Юрьевна, предсдеатель правления ТСЖ «Содружество», г. Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск

Малафеева Ираида Тимофеевна, управляющий ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка»

Тюменцева Галина Анатольевна, председатель правления ТСЖ «Тбилисская 25», член Клуба «Большая 10-ка», г. Пермь

Соболева Н. Ю., председатель правления ТСЖ «Содружество», Пермь

Карельский В.Я., председатель правления ТСЖ "Северянин-2", г. Томск   

Надежда Андреевна Королева, председатель ЖК «Прогресс», г. Тверь

Игорь Валерьевич Лабо, председатель ТСЖ «Кольцевая, 82», г. Тверь

Сергей Юрьевич Пятериков, ТСЖ «Звездочка», г. Нижний Новгород

Сергей БЕЛЯКОВ, директор ООО «Управляющая компания «Вятка Уют», г. Киров

Сотонина Ольга Владиславовна, Председатель ТСЖ «Городок чекистов К2», г. Екатеринбург

Сулимов Михаил Юрьевич, директор ООО «Альтернатива», г. Нижний Новгород

Самоуправление жильем

Сроки: 
1 Март 2006 - 31 Август 2008
Место: 
регионы РФ
Организаторы: 
Фонд "Новая Евразия"

 

Актуальность

Идущие в России процессы изменения в социальной сфере, в том числе в жилищной политике подразумевают внедрение новых моделей и механизмов взаимодействия государства, бизнеса и граждан, что требует от людей более активной гражданской позиции и принципиально новых знаний. Новый Жилищный Кодекс обозначил переход к жилищному самоуправлению, что обязывает каждого россиянина, являющегося собственником жилья, сделать выбор способа управления домом. Реформа также обязывает органы местного самоуправления создавать равные условия для управления многоквартирными домами, а управляющие организации - вести конкурентную борьбу с прежними обслуживающими муниципальными учреждениями и между собой за объемы жилищного фонда в условиях отсутствия рынка жилищно-коммунальных услуг.

Однако на практике декларируемые законом свобода создавать объединения граждан и право граждан на принятие решения по выбору способа управления многоквартирными домами трудно реализуемы в силу отсутствия должного информационного сопровождения жилищной реформы как со стороны органов федеральной и региональной власти, так и органов местного самоуправления. Создание и эффективная работа жилищных институтов (ТОС, ТСЖ и пр.) затруднена в виду отсутствия жилищной культуры населения. Дополнительным препятствием в реализации реформы является неготовность органов местного самоуправления доверить управление жилищным фондом новым коммерческим управляющим организациям в силу стремления сохранить за собой распоряжение оборотом средств за жилищно-коммунальные услуги. Доверие населения к частным компаниям также пока невелико вследствие неразвитой конкуренции на рынке управляющих организаций в сфере жилищного хозяйства, роста тарифов и цен на услуги в ЖКХ и отсутствие проработанных договорных отношений.

Фонд «Новая Евразия» поддерживает развитие институтов жилищного движения в России через содействие регионам в реализации административной и жилищной реформы, развитие конкурентной среды в области жилищных услуг и институциональное развитие жилищного просвещения и жилищной политики. В 2006 г. деятельность Фонда была направлена на:

  • укрепление взаимодействия между органами власти, деловым сообществом, некоммерческими и общественными организациями;
  • создание инструментов поддержки жилищных организаций в регионах России посредством развития новых институтов жилищного самоуправления (ассоциаций, союзов и проч.);
  • формирование системы информационного обеспечения жилищной реформы;
  • обмен международным опытом и лучшими практиками в области жилищного самоуправления.

Цель - создание условий для институциализации процесса вовлечения жителей в управление жилищным комплексом посредством развития инфраструктуры объединений собственников жилья.
 

Задачи

1. Изучение и внедрение новых форм социальных технологий в области развития гражданского общества:

  • изучение успешного зарубежного опыта развития гражданского общества через территориальное общественное самоуправление (Великобритания, Швеция);
  • изучение российского опыта развития территориальное общественного самоуправления;
  • анализ существующих организационных и административных проблем в области развития ТСЖ. Разработка мер по их преодолению;
  • анализ региональных программ поддержки ТСЖ, обобщение положительного и отрицательного опыта их функционирования;
  • разработка кейсов;
  • проведение семинаров по подготовке тренеров;
  • выбор пилотных территорий для реализации программы.

2. Содействие развитию сети некоммерческих организаций в сфере поддержки ТСЖ (консультационных центров) - "Школа жилищного просвещения"

  • проведение кампаний по повышению информированности населения пилотных территорий о положительных примерах деятельности жилищных товариществ и преимуществах самоуправления;
  • пропаганда деятельности организаций, оказывающих помощь инициативным группам по созданию кондоминиумов и жилищных товариществ;
  • содействие в разработке механизмов, обеспечивающих доступность процедур по регистрации кондоминиумов и жилищных товариществ;
  • развитие законодательных инициатив в сфере самоуправления жильем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • оказание методологической помощи в организации и развитии образовательных курсов и программ по тематике управления жилищным фондом и распространение передового опыта в этой сфере.

3. Содействие муниципалитетам в развитии систем управления ЖКХ

  • повышение квалификации муниципальных служащих;
  • содействие в разработке мер по адресной поддержке товариществ собственников жилья;
  • снижение уровня административных барьеров;
  • поддержка создания и функционирования ТСЖ;
  • разработка механизмов по привлечению общественности к управлению жилищным фондом и контролю качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • расширение информационно-консультационной сферы со стороны муниципалитета в области общественного самоуправления;
  • определение приоритетных направлений для оказания поддержки в развитии общественного самоуправления в сфере ЖКХ.

4. Создание диалогового пространства для экспертного сообщества; НКО, занимающихся поддержкой ТОС и ТСЖ; ассоциаций ТСЖ; управляющих и эксплуатирующих организаций

  • Проведение круглых столов и экспертных советов;
  • Создание единого информационного ресурса для взаимодействия всех заинтересованных сторон в сфере развития общественного самоуправления жильем;
  • Разработка общедоступной методологической базы и размещение ее на специализированном сайте;
  • Вовлечение в программу специализированные СМИ для распространения информации о программе и распространения успешных практик;
  • Проведение заключительного всероссийского форума "Развитие гражданского общества через объединение собственников жилья"

5. Разработка библиотеки лучших практик и успешных моделей развития института собственников жилья. Содействие их внедрение на других территориях России.


Сроки реализации: 2006-2008 гг.