Актуальность
Идущие в России процессы изменения в социальной сфере, в том числе в жилищной политике подразумевают внедрение новых моделей и механизмов взаимодействия государства, бизнеса и граждан, что требует от людей более активной гражданской позиции и принципиально новых знаний. Новый Жилищный Кодекс обозначил переход к жилищному самоуправлению, что обязывает каждого россиянина, являющегося собственником жилья, сделать выбор способа управления домом. Реформа также обязывает органы местного самоуправления создавать равные условия для управления многоквартирными домами, а управляющие организации - вести конкурентную борьбу с прежними обслуживающими муниципальными учреждениями и между собой за объемы жилищного фонда в условиях отсутствия рынка жилищно-коммунальных услуг.
Однако на практике декларируемые законом свобода создавать объединения граждан и право граждан на принятие решения по выбору способа управления многоквартирными домами трудно реализуемы в силу отсутствия должного информационного сопровождения жилищной реформы как со стороны органов федеральной и региональной власти, так и органов местного самоуправления. Создание и эффективная работа жилищных институтов (ТОС, ТСЖ и пр.) затруднена в виду отсутствия жилищной культуры населения. Дополнительным препятствием в реализации реформы является неготовность органов местного самоуправления доверить управление жилищным фондом новым коммерческим управляющим организациям в силу стремления сохранить за собой распоряжение оборотом средств за жилищно-коммунальные услуги. Доверие населения к частным компаниям также пока невелико вследствие неразвитой конкуренции на рынке управляющих организаций в сфере жилищного хозяйства, роста тарифов и цен на услуги в ЖКХ и отсутствие проработанных договорных отношений.
Фонд «Новая Евразия» поддерживает развитие институтов жилищного движения в России через содействие регионам в реализации административной и жилищной реформы, развитие конкурентной среды в области жилищных услуг и институциональное развитие жилищного просвещения и жилищной политики. В 2006 г. деятельность Фонда была направлена на:
Цель - создание условий для институциализации процесса вовлечения жителей в управление жилищным комплексом посредством развития инфраструктуры объединений собственников жилья.
Задачи
1. Изучение и внедрение новых форм социальных технологий в области развития гражданского общества:
2. Содействие развитию сети некоммерческих организаций в сфере поддержки ТСЖ (консультационных центров) - "Школа жилищного просвещения"
3. Содействие муниципалитетам в развитии систем управления ЖКХ
4. Создание диалогового пространства для экспертного сообщества; НКО, занимающихся поддержкой ТОС и ТСЖ; ассоциаций ТСЖ; управляющих и эксплуатирующих организаций
5. Разработка библиотеки лучших практик и успешных моделей развития института собственников жилья. Содействие их внедрение на других территориях России.
Сроки реализации: 2006-2008 гг.